Методы изучения и оценки физического развития

№25-1,

биологические науки

В статье охарактеризованы существующие способы оценки физиче­ского развития: регрессионный метод, метод сигмальных отклонений и метод центилей. Показано, что высокая социальная значимость состояния здоровья детского населения обуславливает поиск и внедрение эффективных и информативных методов диагностики.

Похожие материалы

Физическое развитие существенная составляющая физического здоровья детей и подростков. Основатели отечественного учения о физическом развитии человека Бунак В.В. (1941) и Башкиров П.Н. (1962) определяли физическое развитие как сумму морфофункциональных признаков организма, которая составляет запас его физических возможностей [5,12]. В современной педиатрии Кучма В.Р. (2005) и Богомолова Е.С. (2011) под физическим развитием детей и подростков понимают достигнутую в процессе онтогенеза степень развития у индивида комплекса морфофункциональных признаков относительно среднего для данного календарного возраста уровня выраженности этих признаков, чувствительного к любым изменениям условий внутренней и окружающей среды [28,37].

Физическое развитие, являясь динамическим процессом изменений параметров тела, соматотипа, работоспособности и силовых возможностей человека в течение жизни, зависит от эндогенных (или наследственных) и экзогенных (или средовых) факторов. К наследственным относятся различные национальные и расовые морфофункциональные особенности. Средовыми являются процессы социально-экономических, психологических, климато-географических и экологических воздействий. Факторы взаимодействуют и взаимообусловлены, но наиболее существенными являются социально-экономические [21,27,33,34,39,44,50]. Значительные отклонения от стандартных значений физического развития почти всегда сопровождаются нарушениями процессов роста и созревания, обусловленных метаболическими нарушениями, патологией эндокринной и центральной нервной систем. При этом существенное опережение в физическом развитии, как показывают исследования, вызывает большую степень дисгармонии, чем значительное отставание [3,13,18,22,35,43,55-58].

С.М. Громбах (1967) предлагал оценивать уровень физического развития детей и подростков комплексно и по 2 баллам; первое - определить соответствие биологического и паспортного возраста, второе - изучить морфофункциональную составляющую физической дееспособности. Таким образом будут оценены обе стороны физического развития - состояние и процесс [16,17].

Существуют различные способы оценки физического развития: регрессионный метод, метод сигмальных отклонений и метод центилей (перцентилей). Многолетняя дискуссия о методах оценки физического развития способствовала разработке современными учеными (Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А.) нового подхода, известного под названием комплексной оценки физического развития. Основываясь на существующих методах, он приобрел новое качественное содержание, углубляющее изучение процессов роста и созревания организма ребенка, подростка [4,27,49].

Повсеместное применение для оценки физического развития детей и подростков нашел регрессионный метод. Однако по шкале регрессии возможна оценка лишь трех показателей физического развития - длина и масса тела, окружность груди [8,11,20]. Характеристику функциональным и прочим морфологическим показателям дают сигмальным методом [11,37,46,48]. Регрессионный и сигмальный методы основываются на предположении соответствия используемой выборки закону нормального распределения. Многочисленные исследования, относящиеся к вопросу о форме распределения антропометрических признаков, указывают на редкость такого соответствия, так как распределение ряда признаков имеет асимметрию, чаще правостороннюю. Поэтому границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или снижаться, искажая истинный характер оценки. В частности, сигмальный метод неприемлем для оценки толщины жировой складки у школьников, так как это признаки, распределение которых отличается высоким коэффициентом асимметрии и эксцесса. Асимметрия отмечается в распределении таких показателей как масса тела, мышечная сила рук, артериальное давление и др. [10,29,32,36,45]. Однако, рекомендациями ВОЗ в последние годы пропагандируется модификация сигмального подхода в виде метода «Z-score» [36,46,49,60].

Более точным и простым является центильный метод оценки морфологических и функциональных показателей. Разработка центильных шкал проводится с применением непараметрических методов статистического анализа, поэтому центильный метод приемлем для оценки любых показателей, т.к. не ограничен характером распределения вариант [8,23,25,26,40].

Для выявления типологических особенностей физического развития рекомендуют проводить расширенное антропометрическое обследование ребенка, включающее изучение соматометрических, физиометрических и соматоскопических признаков. Конечная цель этой части обследования – комплексная оценка физического развития, которая предусматривает определение биологического возраста ребенка и гармоничности его морфофункционального развития [6,16,30,36,53].

Многочисленными исследованиями Богомоловой Е.С. с соавт. (2007-2012) доказано, что разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детских контингентов, должна базироваться на основе объективных данных о состоянии здоровья с учетом факторов, его формирующих. Методологической основой системы управления развитием и здоровьем является мониторинг показателей роста и развития и диагностика приоритетных факторов риска. Мониторинг развития детей («путь здоровья») позволяет исследовать и анализировать динамические процессы роста и созревания через оценки уровня физического развития, с одновременным выявлением отклонений в развитии, что позволяет проводить соответствующее и целенаправленное консультирование, обследование и лечение. Результаты мониторинговых исследований в дальнейшем служат основанием для разработки методологически обоснованного критерия оценки – стандарта физического развития для детского населения [7-10,14,36,37].

В настоящее время для оценки физического развития широких слоев населения, в т.ч. и детского контингента, используются компьютерные технологии [24,38]. Автоматизированная система скринирующих обследований (АКДО), используемая на базе Центров здоровья для детей во многих городах нашей страны, заключается в применении методики обследования посредством использования средств вычислительной техники и программного обеспечения [41]. Скринирующее диспансерное обследование детей проводится путем сбора анамнеза с анкетным опросом родителей; с использованием программированного врачебного осмотра; с применением инструментального обследования (включающего соматоскопию, антропометрию, спирометрию, динамометрию рук, измерение АД, ЧСС и т.д.).

Программный комплекс АКДО представляет совокупность функциональных модулей, ориентированных на работу с базой данных АКДО и содержащих несколько информационных компонентов (справочники регистратуры, список пациентов (картотека) АКДО, карта обследований пациента; фильтры и формирование итоговых документов, средства обеспечения документооборота и обмена картами обследований и средства работы с группами пациентов. Методика обследования АКДО обеспечивает оценку уровня физического и биологического развития, активности протекающего процесса, риск инфицирования ВИЧ.

Опыт внедрения компьютерных технологий для диспансерных обследований детей позволяет использовать стандартизованные оценки здоровья детей и в индивидуальном случае и на целой выборке, что является важным при планировании профилактических и реабилитационных мероприятий [19,24,41,42].

Издание нормативов физического развития для сельских школьников Нижегородской области, разработанных на основе корреляционно-регрессионного анализа, было осуществлено в 1967-1968 гг. по результатам оценки физического развития массовых обследований детей и подростков (Н.А.Матвеева с соавт., 1971). Произошедшие глобальные процессы изменений в физиологии человека не могли не отразиться на физическом развитии детей и подростков Нижегородской области. Оценивание морфофункциональные показатели по стандартам прошлых лет, свидетельствует, что доля детей, у которых уровень физического развития оценивается как «выше нормы» (и выше) постепенно увеличивается за счет снижения «нормы» (от М= - 2,0σR до М= +2,0σR). В то же время по современным стандартам они входят в диапазон «нормы», что является не столько результатом акселерации, сколько следствием повышения процента жировой массы тела, обусловливая тем самым отклонение состояния здоровья с увеличением риска развития хронического соматического патогенеза [2,4,15,51,54]. В работах Апанасенко Г.Л. (1992) отмечено, что превышение ростовесовых соотношений в пределах «нормы» даже на М±0,5σR снижает функциональные возможности и работоспособность школьников и, вызывая тем самым, сомнение в возможности установления «нормы» с использованием среднестатистических нормативов. Он предлагает проводить оценку физического развития не только по антропометрическим данным, но и по уровню функциональных резервов [2]. Увеличивается число работ, в т.ч. и ВОЗ, анализирующих результаты исследований по проблеме оценки физического развития детей и подростков, позволяющих предположить, что физическая работоспособность является более важным показателем роста и развития, чем только тотальные параметры тела [1,2,31,47,52,59,61].

В соответствии со стратегией ВОЗ в качестве одного из ведущих направлений в оценке состояния здоровья детей рассматривают комплексную оценку функциональных резервов ребенка на этапах онтогенеза, донозологическую диагностику на ранних стадиях развития адаптационного синдрома.

Таким образом, высокая социальная значимость состояния здоровья детского населения обуславливает поиск и внедрение эффективных и информативных методов диагностики, профилактики и коррекции физического развития и функциональных резервов организма.

Список литературы

  1. Аболенская, А.В. Адаптационные возможности организма и состояния здоровья детей / А.В.Аболенская. – М.: Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 1996. – 131 с.
  2. Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г.Л.Апанасенко. – СПб.: «Петрополис», 1992. - 123 с.
  3. Афанасьев, Е.А. Особенности физиологической адаптации и коррекция дезадаптивных состояний учащихся младших классов: автореф.дис. … канд. мед. наук: 03.00.13 / Афанасьев Евгений Анатольевич, 2003. – 22 с.
  4. Баранов, A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева. - М.: Изд. дом «Династия», 2004. – 168 с.
  5. Башкиров, П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н.Башкиров. – М.: Изд-во МГУ, 1962. - 339 с.
  6. Беляева, Г.Г. Комплексная оценка физического развития детей и подростков сельской местности / Г.Г.Беляева //Советское здравоохранение. - 1977. - N 9. - С.40-44.
  7. Богомолова, Е.С. Оценка физического развития детей и подростков с использованием стандартов разного территориального уровня / Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, С.А.Чекалова // Материалы Х Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2007. - С. 474-478.
  8. Богомолова, Е.С. Методологические основы разработки и использования стандартов физического развития / Е.С.Богомолова [и др.] // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине / под ред. Чл.корр. РАМН, проф. В.Р.Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С.71-72.
  9. Богомолова, Е.С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода / Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, Т.В.Бадаева [и др.] // Медицинский альманах. – 2012. - №3 (22). – С.193-198.
  10. Богомолова, Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания»: автореф. дис…докт. мед. наук: 14.02.01 / Богомолова Елена Сергеевна. – Н. Новгород, 2010. – 43 с.
  11. Боярский, А.П. Физическое развитие детей и подростков и методы его изучения. Учебно-методическое пособие / А.П.Боярский. – Свердловск, изд. Медицинского института, 1963. - 73 с.
  12. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В.Бунак. - М.: Учпедгиз, 1941. - 367 с.
  13. Вельтищев, Ю.Е. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребенка (нормативы детского возраста) / Ю.Е.Вельтищев, В.П.Ветров. - М., 2002. – 96 с.
  14. Возрастно-половые нормативы некоторых показателей функции внешнего дыхания у детей 6-15 лет: методическое письмо / сост. В.Н.Рязанов, Д.А.Долженко. – Горький: Изд-во ГНИПИ МЗ РСФСР,1969. – 50 с.
  15. Година, Е.З. Секулярный тренд и региональные особенности протекания: зачем нужны локальные стандарты? / Е.З.Година // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С.106-108.
  16. Громбах, С.М. Комплексная оценка морфологического развития ребёнка по темпам созревания и физическому состоянию / С.М.Громбах, В.Г.Ужви, Ю.А.Ямпольская // Вопр. антропологии. - М., 1974. - Вып. 47. - С. 98-108.
  17. Громбах, С.М. К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков / С.М.Громбах // Гигиена и санитария. - 1967. - №4. - С.51-56.
  18. Дедов, И.И. Половое развитие детей: норма и патология / И.И.Дедов, Т.В.Семичева, В.А.Петеркова. – М.: «Колор Ит Студио», 2002. – 232 с.
  19. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 132 с.
  20. Дорожнова, К.П. Практические рекомендации к оценке состояния здоровья и физического развития. / К.П.Дорожнова - Горький: Горьковское книжное издательство, 1962. – 76 с.
  21. Дорожнова, К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К.П.Дорожнова. – М.: Медицина, 1983. – 160 с.
  22. Здоровье подростков и школьников. URL: http://www.cdc.gov/ nccdphp/dash/ Дата обращения: 10.10.2012.
  23. Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00 / Калюжный Евгений Александрович. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.
  24. Калюжный, Е.А. Компьютерные технологии для оценки физического развития и здоровья / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Ю.Маслова [и др.]. // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы VІІ Всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С.110-117.
  25. Колядо, В.Б. Непараметрические критерии. Комплексные оценки здоровья населения / В.Б.Колядо, С.В.Плугин, И.М.Дмитриенко. - Барнаул: Триера, 1998. - 36 с.
  26. Кузмичев, Ю.Г. Возрастно-половые нормативы и внутригрупповые особенности морфофункционального развития школьников / Ю.Г.Кузмичев, Н.А.Матвеева, Е.П.Усанова [и др. ] // Советское здравоохранение. - 1987. - N 12. - С.23-26.
  27. Кучма, В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической системе «Здоровье – среда обитания» / В.Р.Кучма. - М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  28. Кучма, В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей / В.Р.Кучма. - М.: Изд.группа «ГЭОТАР-МЕДИА», 2005. – 523 с.
  29. Максимова, Т.М. К методике построений единых таблиц для оценки физического развития детского населения / Т.М.Максимова, В.Н.Янина // Здравоохранение Российской Федерации. - 1984.- № 11.- С.12-15.
  30. Матвеева, H.A. Уровень биологического созревания и тип биологической конституции в оценке физического развития школьников / Н.А.Матвеева // Гигиена и санитария. - 1982. - №8. - С.34-37.
  31. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2009. - 88 с.
  32. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге – руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова и проф. В.Р. Кучмы. - М.: Союз педиатров России, 1999. - 226 с.
  33. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности (монография) / Под ред. В.Р.Кучмы, Л.М.Сухаревой. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2006. – 238 с.
  34. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья (мировой опыт) / С.Л.Авалиани [и др.]. - М., 1996.- 158 с.
  35. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Методическое пособие. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ. - М.,1993. – 143 с.
  36. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  37. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос.медицинской академии, 2011 – 80 с.
  38. Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL: http://www.health-control.ru. Дата обращения: 18.11.2012.
  39. Полунина, Н.В. Состояние здоровья детей и факторы, его определяющие на современном этапе / Н.В.Полунина // Лекции по актуальным проблемам педиатрии. - М.: РГМУ, 2000. - С.7-14.
  40. Применение центильного метода для оценки состояния здоровья школьников: учебно-методическое пособие / Н.А.Матвеева, Ю.Г. Кузмичев, В.В.Сафронов [и др.]. - Горький: Б.и., 1983. – 50 с.
  41. Программный комплекс «Автоматизированная система скринирующих обследований – АКДО». – ООО «Интеллектуальные программные системы», Санкт-Петербург, 2010. – 107 с.
  42. Руденко, Н.Н. Физическое развитие и состояние здоровья школьников Санкт-Петербурга по данным автоматизированного комплекса диспансерного наблюдения: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.01.08 / Руденко Наталия Николаевна. – Санкт-Петербург, 2010. – 21 с.
  43. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д.Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
  44. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников / Г.П.Сальникова. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
  45. Сердюковская, Г.Н. Оценка физического развития детей и подростков. Информативность и возможности метода / Г.Н.Сердюковская // Гигиена и санитария. - 1981. - N 12.- С.15-18.
  46. Скоблина, Н.А. Научно-методическое обоснование оценки физического развития детей в системе медицинской профилактики: автореф. дис. … докт. мед. наук: 14.00.07. – Москва, 2008. – 48 с.
  47. Солодков, А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам /А.С.Солодков. - Л.: ГДОИФК, 1988. – 226 с.
  48. Ставицкая, А.Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А.Б.Ставицкая, Д.И.Арон. – М.: Государственное издательство медицинской литературы МЕДГИЗ, 1959. – 76 с.
  49. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н,А.Скоблина. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
  50. Физическое развитие детей в условиях экологического неблагополучия: Пособие для врачей / Л.А. Щеплягина, Г.В. Римарчук, Л.И. Васечкина и др. - М., 2005. - 28 с.
  51. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  52. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г.Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. - 164 с.
  53. Ханды, М.В. Комплексная оценка состояния здоровья сельских школьников Республики Саха (Якутия): автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.00.09 / Ханды Мария Васильевна. - Москва, 1997. - 35 с.
  54. Чистякова, Е.С. Гигиеническая характеристика особенностей питания и алиментарного статуса городских и сельских школьников: автореф. дис. … канд. биол. наук: 14.02.01 / Чистякова Евгения Сергеевна. - Оренбург, 2006. – 24 с.
  55. Ямпольская, Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков / Ю.А.Ямпольская // Педиатрия. - 2005. - №6. - С.73-76.
  56. Carter, J.E.L. Somatotyping — development and applications / J.E.L.Car­ter, B.H.Heath. - Cambridge: Cambr. Univ Press, 1990. - 503 p.
  57. Corso, A.C. Physical growth in schoolchildren from Florianopolis, Santa Catarina State, Brazil: a case-control study / A.C.Corso, K.O.Buralli, J.M.Souza // Cad. Saude Publica. - 2001. - Jan-Feb; 17(1). - P.79-87.
  58. Israel, S. Korpernormen bei Kindern aus sportmedizinischer Sicht / S.Israel // Theor.Prax. Korperkult. - Berlin, 1983. – Bd.32, H.1. - S.43-47.
  59. World Health Organization Expert Committee. Physical Status, the Use and
  60. Interpretation of Anthropometry. - Geneva: World Health Organization, 1995. - Р. 263-311.
  61. WHO. Multicentre Growth Reference Study Group. WHO Child Growth Standards: Length/height-for-age, Weight-for-age, Weight-for-length, Weight-for-height and Body mass index-for-age: Methods and Development. – Geneva: World Health Organization, 2006.
  62. WHO. Young and physically active: a blueprint for making physical activity appealing to youth / Paul Kelly, Anne Matthews и Charlie Foster. - WHO Regional Office for Europe. Copenhagen, 2012. - 44 p.