В инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.12.2003 № 621, определены четыре базовых критерия состояния здоровья детей:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности [27].
Громбах С.М. и Сердюковская Г.Н. (1981) выделяют 5 признаков здоровья:
- уровень и гармоничность физического развития;
- резервные возможности основных физиологических систем;
- уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний или дефектов развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [31].
Таким образом, здоровье человека тесно связано с функциональным состоянием организма, определяемого как часть физического развития. Функциональное состояние организма характеризуется наличием резервов его основных систем. Возрастание резервных возможностей организма сопровождается согласованной работой механизмов функционирования отдельных органов и систем в интересах целостного организма. Поэтому мобилизация функциональных резервов является реакцией высокой физиологической значимости. При этом резервные возможности и степень их восполнения напрямую сопряжены с состоянием механизмов регуляции и их совершенством [12,19,40,44,45].
Концепции здоровья и болезни являются основополагающими категориями биологии и медицины. Состояния, пограничные между нормой и патологией, квалифицируются с использованием термина «донозологические состояния». Наиболее часто встречающиеся в популяции показатели считаются нормой, а человек, морфофункциональные характеристики которого соответствуют норме, считается здоровым. Эти воззрения являются основой, так называемого, биостатистического подхода к определению нормы, т.е. норма – это то, что присуще большинству популяции, наиболее типично для того или иного параметра. Биостатистический подход сформировался в начале ХХ века, в основном, благодаря трудам ученых Великобритании и Германии [10,32,38].
В профилактической медицине чаще используется иной подход - прагматически-релятивистский. Такой подход определяет норму как относительную категорию, а значит нормально не то, что стандартно, а то, что оптимально для данного индивида в настоящее время. Здоровым считается не тот, у кого все значения морфофункциональных констант соответствуют среднестатистическим по всей популяции, а тот, кто в случае необходимости может ими управлять [4,14,15,16,37].
Понятие нормы большинство исследователей склонны расценивать не как состояние, а как процесс. Норма, в конечном счете, представляет собой некоторую зону оптимального функционирования систем с подвижными границами, в которых сохраняются оптимальные связи со средой и согласованность всех функций организма [1,6,28,37].
Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определяется как морфофункциональные, возрастно-половые особенности растущего организма, формирующиеся под влиянием условий окружающей среды.
Изучение уровня функциональных резервов организма является составной частью в оценке здоровья. Изучая уровень функциональных резервов по характеру реакций организма после дозированных физических нагрузок, были выявлены динамически функционирующие показатели, характеризующиеся качественными оценками: отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные [25,26].
Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г. и др. (2010) характеризуют функциональные резервы организма детей и подростков в виде совокупности показателей физиологических функций, определяющих процессы созревания и характеризующих уровень активности функциональных систем организма с учетом особенностей жизнедеятельности и состояния работоспособности. При изучении функциональных резервов во взаимосвязи с работоспособностью, их следует определять как совокупность функций и качеств организма, несущих наибольшую нагрузку для обеспечения жизнедеятельности ребенка. Поэтому определение физического здоровья индивида проводится по данным реактивности физиологической системы организма с использованием различных физических нагрузок - функциональных проб, и составляющих, таким образом, функциональные резервы организма [39].
Для детей характерна морфофункциональная незавершенность уровней иерархии и высокий темп развития, обусловливающий как пластичность организма ребенка, так и его ранимость. Поэтому любые эколого-гигиенические, социальные влияния в этот период могут вызвать целый каскад обратимых или даже необратимых изменений в функциональных системах гомеостатического и поведенческого уровней. Развитие ребенка начинается с момента зачатия и реализует генетическую программу в конкретных условиях окружающей среды.
Функциональные резервы организма определяются биологической надежностью функциональных систем и всего организма. Надежность системы обеспечивается уровнем регулирования и таким соотношением элементов самого процесса, который обеспечивает оптимальное сочетание резервных возможностей и взаимозаменяемость звеньев, а также быстрое возвращение исходного состояния, достаточную лабильность и пластичность, гарантирующие адекватное приспособление [36,38].
Таким образом, функциональные резервы организма - динамический процесс изменений функциональных показателей ведущих систем организма, обусловленный эндогенными (или наследственными) и экзогенными (или средовыми) факторами. Наследственными являются различные особенности гемодинамических показателей, реактивности и т.д. К средовым относят социально-экономические, психологические, климато-географические и экологические факторы. Все они действуют в единстве, взаимообусловлены, однако решающее значение имеют социально-экономические факторы. Изменения условий жизни общества ведут к изменениям в функциональном состоянии ведущих систем организма людей [2,21,22,29,34,35,42,43].
В значительной степени уровень функциональных резервов организма человека определяется степенью его двигательной активности. Функциональные показатели лиц, занимающихся физическими нагрузками, намного выше, чем у лиц, не имеющих их. Резервные возможности организма огромны. Природой запрограммирована дублирующая функция органов и систем организма. Однако, несмотря на наличие большого запаса прочности, рассчитанного на сохранение жизни в экстремальных ситуациях, организация учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков указывает на использование установленных оптимальных нагрузок. Морфофункциональное развитие характеризуется адекватными изменениями в организме (морфологическими и функциональными), происходящими под влиянием факторов внешней среды [5,7,11,13,17,20,30,33,45].
Баевский Р.М. и Берсенева А.П. (1997) считают, что в новых сложных условиях, когда организму нужно адаптироваться, он приспосабливается к окружающей среде с помощью изменения качества работы определенных систем, расходуя при этом свои функциональные резервы. Способность организма мобилизировать свои физиологические резервы имеет высокую биологическую значимость [3,9].
Богомолова Е.С., Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г. и др. (2006) функциональное состояние организма определяют совокупностью показателей физиологических функций и психофизиологических особенностей, определяющихся уровнем активного функционирования систем организма, особенностями жизнедеятельности и состоянием работоспособности. Представление о функциональном состоянии не может быть создано на основании изучения одного или нескольких показателей, а требует интегральной оценки целого ряда функций организма [23,24].
В силу гетерохронности развития определенных функциональных систем в процессе онтогенеза по мере взросления детей происходит накопление и расширение адаптационных возможностей растущего организма. Гетерохронность созревания механизмов регуляции физиологических систем обеспечивает биологическую и социальную дееспособность детей на разных этапах развития и обучения. Эта особенность гетерохронии созревания функциональных систем и механизмов регуляции растущего организма служит основой возрастного нормирования.
Физическая нагрузка представляет собой универсальное тестовое средство, позволяющее оценить уровень функциональных возможностей организма, его запас скрытых резервов. Являясь эталоном, она измеряет энергетические резервы функционирования систем организма. При физической нагрузке происходит перестройка всей деятельности организма, проявляющаяся в соответствующих изменениях функционального состояния различных органов и систем. Многие исследователи указывают, что одно из первых мест в этой перестройке занимает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, которые под влиянием импульсов из ЦНС изменяют свою деятельность, приспосабливая ее к изменившимся условиям среды. Следовательно, функциональное состояние органов кровообращения и дыхания, в известной мере, отражает комплексную ответную реакцию всего организма на выполнение физической работы. При этом для обеспечения гомеостатического режима включаются механизмы регуляции и взаимодействия систем, осуществляющих ответную реакцию [1,3,4,8,18,41].
Таким образом, исследование физического развития с определением уровня функциональных резервов позволяет значительно углубить информацию как о морфофункциональном развитии организма человека, степени его дееспособности, так и процессах формирования отклонений в ходе возрастного развития. Охарактеризованные физиологические закономерности развивающегося детского организма несут значимость для анализа онтогенетического развития ребенка, для оценки функционального состояния ведущих систем организма в последующей организации адекватных режимов физических нагрузок (физическое воспитание, спот или лечебная физическая культура).