Особенности коммуникативной методики в обучении иностранному языку
В последнее время особой популярностью стала пользоваться коммуникативная методика при обучении иностранным языкам. Большинство курсов и школ применяют именно ее. В чем же особенности данной методики и почему она стала повсеместно использоваться.
В основном, коммуникативная методика базируется на следующих принципах:
- Как известно, обучение любому иностранному языку складывается из обучения аудированию (восприятию информации на иностранном языке на слух), чтению, говорению и письму. В данной методике основное внимание уделяется обучению двум аспектам — говорению и аудированию. То есть в учебных пособиях данного типа присутствует огромное количество разнообразных аудио- и видеоматериалов. Много заданий носит речевой характер, то есть учащимся дается возможность высказывать свои идеи, мысли, вести диалог или полилог с одногруппниками;
- Изучение грамматики происходит в основном в речевых ситуациях, все объяснение конструкций должно быть только на иностранном языке. Речи преподавателя быть не должно совсем;
- Отсутствует транскрипция как таковая, то есть новая лексика изучается через аудиоматериалы или объяснение учителя.
Большинство известных издательств Oxford University Press, Cambridge, Longman, MacMillan и другие выпускают огромное количество разнообразных учебных материалов, которые носят именно коммуникативный характер, то есть созданы для обучения по данной методики. Интересные увлекательные задания и разнообразный учебный материал — в данных учебниках есть практически все, что нужно для успешного усвоения иностранного языка.
Но следует учесть, что особенно на начальной ступени обучения коммуникативная методика в своем идеальном варианте (то есть без использования родной речи) может оказаться очень сложной для учащихся. По моему мнению, метод погружения в иноязычную среду следует применять осторожно и вводить постепенно — все больше и больше сокращая количество родной речи на занятии. Только в таком случае занятия будут максимально эффективными, а Ваши учащиеся будут получать радость от общения на иностранном языке и будут с удовольствием посещать все занятия.
Чтение книг на английском как эффективный способ изучения языка
Каждый преподаватель иностранного языка Вам скажет, что чтение книг является эффективным способом изучения языка. К сожалению, в последнее время мы читаем довольно мало не то что на английском, но даже и на своем родном русском языке. Конечно, причин тому несколько. Одна из основных, пожалуй, это нехватка времени, течение которого все более и более ускоряется в современном мире. И сложно, бывает, выделить лишнюю минутку на чтение. Но, так или иначе, сложно хорошо выучить язык, не читая произведений англоязычных авторов в оригинале.
Чем же полезно чтение при изучении английского языка:
Во-первых, хорошее художественное произведение содержит огромное количество лексических единиц, то есть слов и выражений, мы их встречаем в контексте, что облегчает их понимание и запоминание.
Во-вторых, при чтении мы автоматически запоминаем правильные грамматические структуры англоязычной речи.
В-третьих, читая произведение, мы как бы погружаемся в другую среду, этот процесс нас захватывает, мы переживаем вместе с главными героями их беды и проблемы, можем прочитать их мысли, познакомиться с их взглядами на мир и идеями. Вместе с героями их устами мы ведем оживленные беседы, и все это на английском языке. В конце концов, мы просто перестаем замечать, что начинаем сами мыслить на другом языке — а это самое главное.
С какого произведения лучше начать читать — конечно, если у Вас пока начальный уровень владения языком, лучше начинать с адаптированной литературы, постепенно усложняясь и переходя на произведения в оригинале.
Использование фильмов на английском языке при проведении занятий
Качественное обучение любому иностранному языку невозможно без использования разнообразных аудио и видеоматериалов. Сейчас существует большое количество учебных фильмов, кроме того, Вы можете успешно использовать оригинальные отрывки из фильмов разных жанров: игровые фильмы, документальное кино, мультфильмы на английском языке. Начинать показ фильмов можно уже с уровня Beginner, с нескольких минут.
Этапы работы над учебным фильмом:
- Подготовительный этап. На данном этапе преподаватель знакомит учащихся с темой фильма, вводит новые лексические единицы, объясняет новые синтаксические и грамматические структуры. Учащиеся могут выполнять следующие виды заданий: на соотнесение слова с определением, перевод выражений;
- Просмотр учебного фильма. Можно предложить выполнить упражнения на определение соответствия предложений содержанию фильма;
- Послепросмотровый этап. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы и обсуждают содержание фильма.
В качестве учебных лучше всего использовать хорошо известные фильмы: романтические комедии, экшены, приключенческое кино.