Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований

№1-1,

педагогические науки

Экономическое воспитание – особый тип воспитания. Оно необходимо для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности – экономике – и присуще всем участникам современных рыночных отношений, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Другое дело, насколько оно продуктивно и полезно.

Похожие материалы

Экономическое воспитание – особый тип воспитания. Оно необходимо для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности – экономике – и присуще всем участникам современных рыночных отношений, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Другое дело, насколько оно продуктивно и полезно.

В новых для России экономических условиях молодой человек подвержен влиянию многих факторов (политических, экономических, социальных, экологических, нравственных), воздействие которых в прежние годы он испытывал в гораздо меньшей степени, нежели сейчас. С одной стороны, современный человек вынужден противостоять экономической системе, а с другой стороны – быть активно в нее включенным. И то, и другое означает решение проблемы выживания в данной системе.

Следовательно, адаптационные механизмы современного человека должны быть развиты в достаточной степени. При этом нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, делает проблему экономического воспитания подрастающего поколения очень актуальной. Следствиями нерешенности данной проблемы для молодого человека являются:

  • неумение ставить, а затем достигать целей своей деятельности;
  • непонимание (или ограниченное, искаженное понимание) экономической действительности, отсутствие интереса к экономическим событиям и явлениям;
  • игнорирование экономических законов;
  • несформированность личных экономических интересов;
  • непонимание истинных потребностей человека для успешной жизни и подмена их мнимыми потребностями;
  • отсутствие привычки поступать в соответствии с моральными и нравственными нормами и ценностями, их замена на искаженные образцы «успеха», культивируемые СМИ;
  • слабая поведенческая активность, пассивность в сложных экономических ситуациях;
  • отсутствие самостоятельного мышления, неверие в собственные силы, слабые креативные навыки;
  • непонимание роли экономической свободы как основы самореализации человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

А для всей экономической системы «неправильные» поступки и решения ее субъектов приводят к излишнему расходованию средств, неэффективному использованию ресурсов, что, в свою очередь, приводит к нарушению координационных механизмов хозяйствования, разрывам экономических и социальных связей, макроэкономической нестабильности, социальной напряженности и т.д.

Экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека.

Воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры. В экономике аналогично. С той только разницей, что поведение людей во многом зависит от экономических законов и подчиняется им. Поэтому незнание законов приводит к неразумным с точки зрения экономики «поступкам». То, как люди «ведут себя» в экономике, какие «экономические поступки» совершают, выражается в конечных результатах их деятельности, достижении (или недостижении) поставленных ими целей.

Поэтому главное, что отличает экономически воспитанного человека – он совершает грамотные и рациональные «экономические поступки», результат которых (покупка, продажа, уплата налогов, инвестирование и т.п.) оказывает положительное воздействие на отношения с другими участниками рыночного взаимодействия и экономические процессы в целом. Казалось бы, руководствуясь экономическими принципами, он осуществляет выбор в собственных интересах, однако при этом побуждает других людей следовать разумно, иначе они не достигнут своих прагматичных целей и не получат выгоду.

Что же характеризует экономически воспитанного человека, так необходимого современной экономике? Экономически воспитанный человек

  • владеет основами экономической теории, что помогает ему освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;
  • имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современности, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;
  • выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами. Осваивает основные модели поведения и экономические роли;
  • обладает современным экономическим мышлением;
  • совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;
  • владеет экономическим языком, ясно излагает свои мысли;
  • владеет навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;
  • владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;
  • уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд. Гордится своими экономическими достижениями;
  • активно участвует в продуктивной деятельности, создает потребительские ценности, необходимые людям;
  • руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса.

Приведенный перечень признаков экономически воспитанного человека образует смысловую основу экономического воспитания. Помимо этого, феномен экономического воспитания можно рассматривать, с одной стороны, как «процесс» и, с другой – как «результат».

Экономическое воспитание как процесс есть целенаправленное педагогическое воздействие других лиц (родителей, учителей, сообществ и пр.) на формирование определенных экономически значимых черт личности.

Цель экономического воспитания – формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах. Следование им, хотя и делает жизнь людей более прагматичной (основанной на экономических принципах), но в то же время оставляет большую степень свободы для самореализации. Осваивая новые для себя экономические роли, люди изменяют образ своего мышления (тем самым подчиняя его законам экономики).

Экономические законы суровы, они не прощают людям, правительствам и всем субъектам экономики неправильных (нерациональных) действий (поступков). Надо умело распоряжаться своими знаниями, направлять их в ту сферу, где они принесут больше пользы (выгоды). Этому способствует осознание в процессе воспитания свободы выбора, возможности самостоятельного принятия решений, что организует действия людей, делает их целенаправленными.

Экономическое воспитание как результат есть интегральная целостность, складывающаяся из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономическом знании и культуре человека. Экономическое воспитание выражено в поведенческих, эмоциональных, деятельностных характеристиках людей, необходимых для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, результат экономического воспитания имеет нематериальную форму. Тем не менее этот результат оказывает прямое влияние на вещный мир, созданный экономикой – мир необходимых для жизни человека предметов. Он является производным от духовного мира, от сформированных потребностей человека, его сознания, мышления. Можно предположить, что отношение к «вещному миру» может выражаться в разрушительном и созидательном характере поведения.

Человек должен управлять вещным миром, а не наоборот (потребительский фетишизм – признак падения экономической культуры и недостатка экономического воспитания). Однако, если взглянуть на это с другой стороны, то в экономической системе стремление к обладанию все большим вещным миром имеет и позитивное значение, поскольку ведет к развитию экономической системы. Это выражается в создании новых механизмов координации между субъектами экономики, в установлении новых связей, что требует дополнительных интеллектуальных усилий, генерации идей, поиска новых методов познания и управления действительностью.

Значительная доля этих усилий направлена на создание условий, необходимых для работы, поддержания здоровья, собственного развития, что позволяет человеку не думать о бытовой стороне жизни и направлять свою энергию на самореализацию и творчество. При этом потребление духовных благ, которые влияют на экономическое воспитание, экономическую культуру, невозможно без развития самой экономики и способов доступа к этим благам (средств коммуникации, интеллектуальных технологий, компьютерных технологий и пр.).

Таким образом, экономическое воспитание определяет особое отношение человека не только к вещам, но и к людям, событиям, фактам, идеям. Оно в том числе основано на новых традициях и привычках, которые в большей степени обусловлены разнообразием, которое предоставляет современная рыночная система. Экономический результат воспитания может рассматриваться также как умение вести себя в мире ценностей. Находясь в одном пространстве, человек и вещь редко бывают независимы друг от друга, и по фактам поведения в предметном окружении можно составить характеристику того или иного человека. В этой связи экономическое воспитание определяет меру и способ реализации личности молодого человека в профессиональной сфере, бизнесе и быту.

Очень важным показателем формирования экономического воспитания является отношение к деньгам, основанное на понимании природы и сущности денег. Такие навыки обращения с деньгами как умение зарабатывать и тратить, считать, измерять деньгами ценность вещей и определять их собственную ценность, а также экономить, делиться, возвращать долги, защищать свои деньги и пр. становятся необходимыми. Но им нужно учиться.

Несомненно, содержание воспитания наследуется. Экономическое в данном случае не является исключением. Оно в первую очередь опирается на память поколений и «живой опыт ближних», на то, что молодым понятно, что многократно воспроизводится и закрепляется в их сознании, осуществляется с помощью специальных средств и методов педагогического воздействия.

Получить экономическое воспитание можно формальным и неформальным путем. В любом случае – это процесс самовоспитания личности. И взрослый, и школьник самостоятельно и интуитивно отбирают и используют посильные и необходимые средства и элементы в ряду средств обучения и воспитания, изменяющие их социально-психологический тип (включая привычки, убеждения, черты личности и пр.).

Формальный путь осуществляется через систему экономического образования, в которой особыми методами закладываются основы знаний об устройстве экономики и принципах ведения хозяйства разнообразными субъектами, формируется особый экономический образ мышления, осваиваются модели экономического поведения, то есть весь арсенал средств, которые могут стать достойной базой для выработки собственных норм поведения и взаимодействия с другими людьми. Это целенаправленный путь, осуществляемый «под контролем специалистов: педагогов, ученых», но он, к сожалению, часто не учитывает индивидуальных «стартовых условий», интересов и мотивов обучающегося.

В экономике более распространен неформальный путь, когда в роли учителя, наставника, воспитателя выступают средства массовой информации, советы друзей и коллег, опыт родителей, когда усвоение образцов поведения и примеров из реальной жизни происходит «на рабочем месте».

Воспитание как система взглядов, убеждений, мотивов поведения постоянно корректируется новым знанием, новыми жизненными обстоятельствами, образцами поведения, речи, нормами общения, системой ценностей. Именно это следует учитывать при проектировании модели экономического образования школьников, настроенной на обучение, воспитание и развитие молодого человека. Экономическое воспитание выступает как мотив к действию, поступку, деятельности в соответствии с усвоенными принципами (полученными в системе образования или предоставленными «улицей»).

Экономическое воспитание через культуру хранит, транслирует, создает программы и модели поведения, общения, деятельности, фиксируя и закрепляя их в нормах, убеждениях, принципах, которые определяют в конечном итоге эффективность и воспроизводимость системы, а также выживаемость в ней индивидов.

Очень важный аспект заключается в воспитании уважения к собственности, труду, результату, успеху. Успех, как новая социоэкономическая категория, отражает степень понимания и осознания роли личности, проявления ее деловых качеств, уровня интеллекта, образованности, нравственных основ, поэтому принципы организации рыночной экономики нисколько не противоречат нормам морали и нравственности, а, напротив, делают более ценными «экономические поступки» людей.

Экономическое воспитание есть способ и средство, которыми человек делает экономический мир "своим", понятным, комфортным для проживания, однако для этого требуется затрата интеллектуальных сил, направленных на формирование способности к совершению эффективных экономических поступков, ориентированных не на процесс, а на результат. В этом случает экономическое воспитание обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.

Можно выделить два направления, по которым осуществляется воздействие на личность с помощью экономического воспитания. Первое связано с развитием психических функций, формированием экономически значимых черт характера, выделением индивидуальных особенностей людей. Второе – с развитием социально-личностных качеств, повышением уровня социализации.

Экономическое воспитание совместно с обучением участвует в решении проблемы развития потребностей людей в материальной и духовной сферах, приобретения ими полезных навыков и привычек, умения принимать решения, воспитания чувства ответственности за последствия этих решений, понимания и бережного отношения к окружающему миру, а также определения своего места в жизни.

В современных условиях потребность в экономических знаниях, в овладении ключевыми социально-экономическими компетенциями, в социально-психологической подготовке подрастающего поколения возросла настолько, что ее игнорирование школой просто недопустимо. Можно сформулировать несколько реальных проблем, свидетельствующих о важности и значимости решения вопросов всеобщего экономического воспитания молодежи, в которых школа может оказывать реальную поддержку учащимся:

  • в период проведения экономических реформ, построения принципиально новой экономической модели общества многократно возросла объективная необходимость приспособления и выживания, в том числе детей и подростков в новых социально-экономических условиях, однако в учебном плане многих российских школ до сих пор нет специального предмета «Экономика», который помогал бы решать эту сложнейшую проблему;
  • явно обозначились такие социально-психологические феномены, обусловленные именно экономическими факторами, как рост отчуждения, замкнутости людей, которые сопровождаются всплеском агрессивности или стремлением уйти в себя и наблюдаются прежде всего у детей и подростков, как наименее закаленных и защищенных в социальном плане;
  • как следствие значительно возросшей трудовой активности и занятости подавляющего большинства родителей, их озабоченности поиском средств к существованию в условиях растущей безработицы – заброшенность детей, недостаток внимания к их проблемам и трудностям, нежелание и невозможность родителей ответить на сложные вопросы, связанные с познанием детьми новой экономической ситуации, складывающейся в стране;
  • значительное негативное влияние семьи и внешних обстоятельств на экономическое сознание ребенка, уровень его экономической культуры (что связано с экономическими проблемами и правовым нигилизмом, царящим сегодня в среде взрослых, то есть в семье и в ближайшем социуме) оказывают колоссальное формирующее влияние на подрастающее поколение. Основные каналы социализации (семья, школа, армия, сверстники, трудовые коллективы, общественные организации, средства массовой информации) крайне противоречивы. Этому следует противопоставить примеры более рациональных цивилизованных отношений, моделируя их и объясняя учащимся ценностные ориентации, которые лежат в основе этих отношений;
  • выбор Россией рыночного пути развития ведет к необходимости формирования у учащейся молодежи установки на постоянный профессиональный рост, готовности к неоднократной смене профессии и вида деятельности, то есть большей социальной мобильности и подвижности по сравнению с прежними поколениями. Кроме того, в новых социально-экономических условиях значительно повышается ответственность при выборе профессии, так как от этого во многом будет зависеть уровень благополучия и благосостояния человека;
  • экономическое воспитание часто оторвано от практической деятельности, в частности, от реального труда по найму (или предпринимательской деятельности), который для многих школьников остается лишь формальностью, зачастую мало привлекательной. Среди педагогов и родителей до сих пор не закончилась дискуссия о том, следует ли оплачивать труд школьника. Неоплаченный труд школьника создает в его сознании неправильную «экономическую картину». Учащиеся не получают экономических знаний в достаточном объеме, не овладевают навыками и умениями, необходимыми для экономической деятельности, у них не формируются экономические компетенции;
  • до сих пор суть экономического воспитания многими педагогами сводится лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости. Это, безусловно, важно и поэтому необходимо выполнять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания, которое подменяется просвещением по поводу, например, рационального отношения к своему и чужому времени, деньгам и т.д., то есть сводится к нравоучениям, словесному воздействию, что в современных условиях малоэффективно;
  • формирование экономической культуры педагогически целесообразно проводить сразу по всем составляющим (сознание, убеждения, деятельность, ценностные ориентации). Гипертрофия одного из них может привести к формированию личности созерцателя либо прагматика, довольствующегося только получаемой пользой, без учета последствий своей деятельности. Однако проблемой проблем в деле экономического образования и воспитания остается крайне низкая подготовка учителей экономики. Это касается не только их профессиональных умений и навыков, но и гражданской позиции, занимая которую они подчас неадекватно воспринимают необходимые рыночные преобразования.

Уходить от решения данных проблем недопустимо, так как жизнь предъявляет свои жесткие требования к детям и тем более выпускникам школ. Экономическое воспитание – это ведущее средство повышения экономической культуры личности и общества, оно существенно повышает шансы школьника на жизненный успех, позволяет ему занять более активную гражданскую позицию, расширяет диапазон применения его способностей.

Экономическое воспитание подрастающего поколения представляет собой ценное экономическое благо, которое следует постоянно воспроизводить, наращивать и совершенствовать в любых формах и любыми способами. Современная школа с ее педагогическими и технологическими возможностями способна обеспечить этот процесс. И чем быстрее, тем лучше.