Фундаментальная асимметрия в структуре современных гносеологических концепций

NovaInfo 7, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Классическая гносеология (включая ее современные модификации) представляет собой главным образом гносеологию того, что именуют объективной реальностью, имеет фактически своим объектом познание явленийвнешнего мира. В своих теоретических построениях она стремится корректно элиминировать типичные свойства СР (например, ценностное, интенционально волевое и др.), чтобы достигнуть «объективного знания».

Ключевые слова

СОЗНАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ПСИХИЧЕСКОЕ, КОДОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, КОДОВЫЙ ОБЪЕКТ, РАСШИФРОВКА КОДОВ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА, ПОЗНАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, МОДАЛЬНОСТИ, ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ, СВОБОДА ВОЛИ, ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИКИ, ТРАНСГУМАНОИДЫ, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Текст научной работы

Классическая гносеология (включая ее современные модификации) представляет собой главным образом гносеологию того, что именуют объективной реальностью, имеет фактически своим объектом познание явленийвнешнего мира. В своих теоретических построениях она стремится корректно элиминировать типичные свойства СР (например, ценностное, интенционально волевое и др.), чтобы достигнуть «объективного знания».

Такая установка в большинстве случаев адекватна для целей «физикалистского» естествознания. Но она обнаруживает свою ограниченность, а нередко и явную несостоятельность, когда ставятся задачи изучения социальных, экономических, коммуникативных процессов, когда мы имеем дело с современными интегральными объектами, которые включают в качестве непременного фактора человеческое сознание. Это физико-техно-био-социально-личностные объекты в различной комбинации и субординации названных составляющих. Основательный анализ вопросов гносеологии и онтологии современного научного познания приводит к выводу, что на поверку всякий объект научного познания в той или иной степени включает все перечисленные составляющие (мы видим это на примере современных физических исследований в области квантовой механики, в которых наибольшие теоретические трудности связаны с ролью наблюдателя, т.е. с фактором сознания). Традиционные формы естественнонаучного исследования игнорируют некоторые из указанных составляющих как несущественные или просто их «не замечают», упрощая тем самым объекты познания соответственно своим теоретическим задачами практическим целям.

В философии и методологии науки все в большей степени осознается и осмысливается роль субъективного фактора в формировании объекта познания и самого принципа объективности знания. Темне менее гносеология СР находится пока в зачаточном состоянии,она демонстрирует нищету своих концептуальных средств, четконе выделена в виде особой проблематики. Относящиеся к ней вопросы,которые то и дело затрагиваются и фрагментарно обсуждаются, теоретически неупорядочены, слабо осмыслены, находятся под прессом концептуального инструментария теории познания внешнего мира.

Это во многом связано, как уже неоднократно отмечалось нами,с фундаментальной асимметрией в познавательной и практической деятельности, которая, будучи нашим биологическим наследием, оформилась в процессе антропогенеза, неуклонно углубляласьна протяжении всей истории человечества и сегодня угрожает самому его существованию. Суть этой асимметрии заключается в том,что познавательная и деятельная активность человека направленыпо преимуществу во внешний мир, в то время как вектор самопознания исамопреобразования сильно укорочен (последнее несопоставимо с внешней активностью ни по масштабам и результатам, ни по затрачиваемым силам и средствам).

Нетрудно, однако, увидеть необходимую зависимость познаниявнешнего мира (в отношении его целей, способов и результатов)от самопознания. Слабость последнего влечет неподлинные цели познания и преобразования внешнего мира, сужает диапазон творческихвозможностей, ведет к нарастанию негативных практических следствийи явному абсурду, ибо слишком уж часто человек не ведает, что творит,а если ведает, что творит зло, то не может остановиться, побороть своиэгоистические устремления и свое слабоволие.

Указанная асимметрия привела к основным кризисным состояниям нашей цивилизации (к экологическому кризису и др.). Она обусловливала напротяжении веков соответствующую направленность научного, техническогои социокультурного развития, в том числе философии и теории познания.

Концентрация усилий философской мысли на вопросах гносеологии СР – настоятельное требование времени. Это одно из необходимых условий развития самопознания и самопреобразования, реализации возможности преодоления фундаментальной асимметриив познавательной и преобразующей деятельности человечества.

Однако последняя – в этом надо отдавать себе полный отчет – имеетглубокие и мощные биологические корни. Основная активность животного направлена во внешний мир, что обусловлено целью выживания.Но масштаб этой внешней активности жестко ограничен генетическойпрограммой, существенно не меняется в энергетическом плане, не нарушает отработанные в эволюции экологические связи. Соответственно,у животного ограничены содержание и формы отображения внешнегомира, и они гармонично скоординированы с самоотображением (ибовектор внешней активности существенно не растет).

У человека же вектор внешней активности растет в гигантскомтемпе по сравнению с ростом «внутренней» активности (самопознание и самопреобразование). Фактически человек продолжает действовать как животное, сохраняет свойственную биологическойсистеме направленность основной активности во внешний мир, ноиспользует уже небиологические (технические) средства, превышающие на много порядков энергетику биологического воздействия,и в результате разрушает строившуюся сотни миллионов лет биологическую самоорганизацию, в том числе и свою собственную.

Выходит, человек слишком биологичен, недостаточно человечен.Тут кроется глубочайший парадокс человеческой судьбы. И я пытаюсьпонять, возможно ли вообще преодолеть указанную фундаментальнуюасимметрию, оставаясь биологическим существом. Способен ли человек ограничить свою безудержную экспансию во внешний мир, хватитли силы человеческого духа, чтобы обуздать силу заложенной в нем могучей биологической интенции? Все известные ответы на эти вопросыпока проблематичны.

Но нам ясно, нынешний этап земной цивилизации предельно обострил альтернативу: либо человечество обречено, либо мы найдем пути исредства преодоления фундаментальной асимметрии. Модные ныне проекты перехода человека в небиологическую форму существования теоретически допустимы (хотя во многом остаются, конечно, весьма проблематичными). Даже если они осуществимы, для их реализации нам, скорее всего, не хватит времени. Человечество находится в остром цейтноте, и гораздо более реалистичной является установка на разработкуэффективных способов самопознания и самопреобразования, которыеспособны открыть нам новые измерения бытия и, соответственно,новые смыслы, ценности и цели, а вместе с тем помочь обрестинеобходимую силу воли, силу духа для успешных действий в соответствии с высшими ценностями и целями.

Поскольку мы еще не утратили веры в конструктивные возможности разума, в способность решать глобальные проблемы современности,нам остается крепить силу воли, напрягать наши творческие усилия. Наэтом пути разработка гносеологии СР составляет одну из стратегическихфилософских задач.

Читайте также

Цитировать

Дубровский, Д.И. Фундаментальная асимметрия в структуре современных гносеологических концепций / Д.И. Дубровский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 7. — URL: https://novainfo.ru/article/2216 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться