Проектная и исследовательская деятельность учащихся в новой предметно-пространственной среде образовательной организации согласно реализации ФГОС ООО

№26-1,

социологические науки

Внедрение и реализация ФГОС ОО ставит перед образовательной организацией новые цели и задачи. Большое внимание в стандарте уделяется предметно-пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников образовательного процесса.

Похожие материалы

Одна из ключевых ролей современной образовательной организации – воспитание профессионально и социально успешной личности в условиях быстро изменяющегося мира и общества. Такая личность, несомненно, может воспитаться в творческой, креативной обновленной предметно-пространственной среде, нацеленной на получение высоких образовательных результатов. Современный ребенок не ограничен пространственными рамками дворовой территории, школы и даже города, и, кроме того, владеет современными информационными технологиями, которые позволяют значительно расширить рамки восприятия окружающего мира. Отсюда запрос на новый подход к образовательным технологиям и предметно-пространственной среде, позволяющей использовать больше продуктивных методов обучения и исследовательского поиска.

Актуальность темы обосновывается внедрением и реализацией ФГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в рамках которого высоко оценивается потенциал предметно-пространственной среды образовательной организации и широкая практика использования проектной и учебно-исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время [1].

Согласно стандарту устанавливаются определенные требования к условиям реализации образовательных программ основного общего образования в школах, в частности к трансформации их предметно-пространственной среды.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который по замыслу разработчиков обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательной организации;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья школьников.

Большое внимание в стандарте уделяется тому, что основная образовательная программа должна носить комплексный характер и обеспечивать поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Предметную среду можно определить как совокупность окружающих человека вещей, изделий, элементов оборудования и декоративного убранства помещения.

Предметно-пространственная среда (man-made environment – англ.) – непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их наполнения, она находится в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами.

Итак, под предметно-пространственной средой образовательной организации мы будем понимать среду, элементами которой выступают созданные человеком материальные объекты, расположенные определенным образом в физическом пространстве этой организации.

Предметно-пространственная среда должна обеспечить [3]. :

  • условия для развития и самореализации обучающихся, формирования их здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • условия для достижения целей общего образования;
  • высокое качество образования, доступность и открытость для детей и их родителей (законных представителей) и общества;
  • воспитание и социализацию обучающихся.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, овладевать новыми знаниями, умениями и технологиями. Система образования должна подстраиваться под эти изменения и готовить выпускников способных социализироваться в современном обществе [2]. Одним из активных звеньев этой цепочки стала проектная и исследовательская деятельность учащихся. На сегодняшний момент хорошо разработаны подходы к ведению проектной и иследовательской деятельности, описаны методы и виды проектов.

Противоречие состоит в том, что тот уровень проектной и исследовательской деятельности который осуществляют учащиеся далеко ушел вперед, а организация этой деятельности сильно отстает от заданного темпа. Требования, которые предъявляют к проектной и исследовательской деятельности все участники образовательного процесса: учащиеся, учителя, родители и.т.д. приводят к необходимости трансформации предметно-пространственной среды не только кабинетов, но и всего пространства образовательной организации.

Многие виды проектной деятельности нуждаются в отдельных специально обустроенных пространствах с конкретным насыщением предметно - пространственной среды, например - робототехника. Этот вид проектной и исследовательской деятельности очень востребован среди учащихся и их родителей. Не каждая образовательная организация, даже имея в наличии робототехнический наборы, может организовать подобную лабораторию на современном уровне, соответствующем социальному заказу.

Необходимо проанализировать запросы, которые выдвигают участники образовательных отношений к организации и проведению проектной и исследовательской деятельности, выявить возможности образовательных организаций для осуществления такого вида деятельности на современном уровне, подготовить решения для насыщения и трансформации предметно-пространственной среды. Нужно активно привлекать и учитывать мнения учащихся, учителей, родителей. Только в этом случае можно построить предметно - пространственную среду не только соответствующую требованиям ФГОС ООО, но и необходимую и достаточную для удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  2. Никитаева М.В. Социологический анализ школьной проектной деятельности в области информатики/Социология власти. 2010. № 8. С. 79-84.
  3. Никитаева М.В. Условия трансформации предметно-пространственной среды образовательных организаций при реализации ФГОС ООО/ М.В.Никитаева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 15-16 апреля 2014., Москва, МГПУ. - М.: Экон-информ, 2014. - С. 190-195