Школьно-семейное проектирование экскурсионной деятельности учащихся

NovaInfo 40, с.199-201
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время, когда общество ставит перед школой задачу о развитии гармоничной,профессионально-ориентированной, творческой,с четкой гражданской позицией личности школьника, нужно использовать все возможные источники формирующие эти компетенции у выпускника. Школьно-семейное проектирование является неотъемлемой частью этого процесса. Разнообразные виды внеурочной деятельности,в том числе экскурсионной, представляют собой единый и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Ключевые слова

УЧИТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СЕМЕЙНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

В Федеральном государственном образовательном е основного общего образования, далее ФГОС ООО, перед школой четко устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Необходимо развивать у обучающихся готовность и способность к саморазвитию, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: самореализации обучающихся, через организацию учебной и внеурочной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта.[1] Несомненно, экскурсионная деятельность занимает свое место в решении данных задач.

О необходимости развития экскурсионной деятельности в образовательной организации говорят Казаренков В.И., Кулакова Н.И.

Вопросами формирования гражданской идентичности в результате школьно-семейного проектирования занимаются Алиева Э. Ф., Загладина Х. Т. Проблемы семейного проектирования в школе освещены в работах Гуревич А.В.

Каждый район города уникален. Удаленность от центра в таком городе, как Москва, нельзя не учитывать. В районах на окраине города, где больше всего новостроек, чаще селятся молодые семьи, в которых родители работают и много времени тратят на дорогу. В таких семьях возникает проблема культурного, социального, этнического воспитания и развития детей. Родители не всегда знают, куда повести своих детей и как организовать досуг, а если есть проблема, значит, нужны пути ее решения. Такая проблема может и должна решаться совместно с образовательной организацией, которую посещает обучающейся. При выборе экскурсионной программы необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Рассматривая экскурсионную деятельность в младшей школе, можно сделать упор на повышения уровня культуры общения детей с окружающими, интерес к учебным предметам (в первую очередь к литературному чтению и окружающему миру).

Для реализации этой цели необходимо:

  • проанализировать учебную программу по окружающему миру и литературному чтению с тем, чтобы выделить образовательные задачи, оптимальное решение которых требует организации выездов детей в музеи, театры, на выставки;
  • наметить темы, содержание и методы выездного знакомства детей с культурными ценностями, в процессе которых возможно решение выделенных образовательных задач;
  • создать условия для развития детско-родительской и детской общности в процессе выездных мероприятий;
  • найти способы материальной и организационной поддержки родителей со стороны школы (в частности, предоставление бесплатных автобусов).

Обучающимся среднего и старшего звена можно предложить экскурсионную программу, ориентированную на социализацию и профориентацию. Необходимо формировать у обучающихся экологическую грамотность, навыки здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.

Перед каждым выездным мероприятием родители вместе с детьми и представителя образовательной организации, например, классным руководителем готовятся к нему. Для учителя этот вид деятельности рассматривается как педагогическое проектирование. [2]

В ходе такой подготовки могут образовываться детские группы, объединенные общими интересами, (это, например, группы детей, которые во время экскурсии фотографируют, записывают за экскурсоводом всю интересующую информацию и т.д.)

После каждого выездного мероприятия нужно проводить рефлексию. Обсуждение может носить творческий характер, в ходе которого дети делятся впечатлением об увиденном, выявляются сложные для восприятия моменты, намечаются пути получения дополняющей и разъясняющей информации. Элементом детско-взрослого проектирования может выступить совместный отчет о проведенном мероприятии родителей с детьми на основе сотрудничества. Это особенно актуально для обучающихся младшей школы.

Экскурсионная деятельность может лежать в основе некоторых видов проектной деятельности. Такие проекты формируют коммуникативные компетентности учащихся, ориентированы на осознание ребенком своей значимости в обществе, а так же на раскрытие потенциала каждого родителя использование их опыта и профессиональных навыков для участия в образовательном и воспитательном процессе.

Разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, направленный на воспитание творческой, с твердой жизненной позицией, интеллектуально развитой, социально-ориентированной и духовно богатой, личности ребенка.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013
  2. Никитаева М.В. Роль педагогического проектирования в социализации школьников/М. В. Никитаева//Социология власти. -2011.№5.С. 71-75.
  3. Научно-методическое проектирование социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений: коллективная монография. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2009.

Цитировать

Лукашина, Н.Е. Школьно-семейное проектирование экскурсионной деятельности учащихся / Н.Е. Лукашина, М.В. Никитаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 199-201. — URL: https://novainfo.ru/article/4150 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться