В Федеральном государственном образовательном е основного общего образования, далее ФГОС ООО, перед школой четко устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Необходимо развивать у обучающихся готовность и способность к саморазвитию, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: самореализации обучающихся, через организацию учебной и внеурочной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта.[1] Несомненно, экскурсионная деятельность занимает свое место в решении данных задач.
О необходимости развития экскурсионной деятельности в образовательной организации говорят Казаренков В.И., Кулакова Н.И.
Вопросами формирования гражданской идентичности в результате школьно-семейного проектирования занимаются Алиева Э. Ф., Загладина Х. Т. Проблемы семейного проектирования в школе освещены в работах Гуревич А.В.
Каждый район города уникален. Удаленность от центра в таком городе, как Москва, нельзя не учитывать. В районах на окраине города, где больше всего новостроек, чаще селятся молодые семьи, в которых родители работают и много времени тратят на дорогу. В таких семьях возникает проблема культурного, социального, этнического воспитания и развития детей. Родители не всегда знают, куда повести своих детей и как организовать досуг, а если есть проблема, значит, нужны пути ее решения. Такая проблема может и должна решаться совместно с образовательной организацией, которую посещает обучающейся. При выборе экскурсионной программы необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Рассматривая экскурсионную деятельность в младшей школе, можно сделать упор на повышения уровня культуры общения детей с окружающими, интерес к учебным предметам (в первую очередь к литературному чтению и окружающему миру).
Для реализации этой цели необходимо:
- проанализировать учебную программу по окружающему миру и литературному чтению с тем, чтобы выделить образовательные задачи, оптимальное решение которых требует организации выездов детей в музеи, театры, на выставки;
- наметить темы, содержание и методы выездного знакомства детей с культурными ценностями, в процессе которых возможно решение выделенных образовательных задач;
- создать условия для развития детско-родительской и детской общности в процессе выездных мероприятий;
- найти способы материальной и организационной поддержки родителей со стороны школы (в частности, предоставление бесплатных автобусов).
Обучающимся среднего и старшего звена можно предложить экскурсионную программу, ориентированную на социализацию и профориентацию. Необходимо формировать у обучающихся экологическую грамотность, навыки здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.
Перед каждым выездным мероприятием родители вместе с детьми и представителя образовательной организации, например, классным руководителем готовятся к нему. Для учителя этот вид деятельности рассматривается как педагогическое проектирование. [2]
В ходе такой подготовки могут образовываться детские группы, объединенные общими интересами, (это, например, группы детей, которые во время экскурсии фотографируют, записывают за экскурсоводом всю интересующую информацию и т.д.)
После каждого выездного мероприятия нужно проводить рефлексию. Обсуждение может носить творческий характер, в ходе которого дети делятся впечатлением об увиденном, выявляются сложные для восприятия моменты, намечаются пути получения дополняющей и разъясняющей информации. Элементом детско-взрослого проектирования может выступить совместный отчет о проведенном мероприятии родителей с детьми на основе сотрудничества. Это особенно актуально для обучающихся младшей школы.
Экскурсионная деятельность может лежать в основе некоторых видов проектной деятельности. Такие проекты формируют коммуникативные компетентности учащихся, ориентированы на осознание ребенком своей значимости в обществе, а так же на раскрытие потенциала каждого родителя использование их опыта и профессиональных навыков для участия в образовательном и воспитательном процессе.
Разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, направленный на воспитание творческой, с твердой жизненной позицией, интеллектуально развитой, социально-ориентированной и духовно богатой, личности ребенка.