Высшая школа как институт воспроизводства и создания педагогической культуры

NovaInfo 26
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Автор рассматривает профессионально-педагогическую культуру как совокупность материальных и духовных ценностей личности педагога, специфический способ его деятельности и процесс творческой самореализации сущностных сил его личности, как носителя научного знания, культурно-педагогического опыта. Культурно-педагогический опыт – это статистическое явление, набор ценностей, образовавшихся в процессе исторического развития общества и являющиеся его результатом.

Ключевые слова

ОБУЧЕНИЕ, КУЛЬТУРА, ВОСПИТАНИЕ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Текст научной работы

Кардинальные перемены в современном обществе во всех сферах его жизни и деятельности, активное усвоение культурных ценностей потребовали превращения высшей школы в институт «воспроизводства и создания педагогической культуры» [3]. Так как какие бы перемены ни происходили, все они обязательно коснутся высшей школы, преподавателя, педагога и ученого как носителя научного знания, культурно-педагогического опыта и профессионально педагогической культуры. Социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал педагога, составляющий национальное богатство общества должен быть своевременно «востребован и рационально использован» [3] для разрешения основной задачи высшей педагогической школы - подготовки высоко квалифицированного специалиста. Высоко квалифицированный учитель нового поколения – это специалист, обладающий не только отличными знаниями по специальности, педагогики, методики, коммуникативным технологиям и высоким уровнем профессионально-педагогической, но и личностными качествами, отвечающими его социальному статусу и новым запросам общества.

Успешность разрешения основной задачи высшей школы зависит от профессионально-педагогической культуры педагога, состоящей из педагогического мастерства, отличного владения системой обучающих, воспитывающих умений и навыков и др. Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Искусство воспитания и обучения - это целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которых решаются задачи обучения, а также профессионально-направленная деятельность педагога на передачу учащимся знаний, умений и навыков по данному профилю. Оно заключается в коммуникативной культуре передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки его к общественной жизни и будущей профессиональной деятельности, входит в содержание образования и процесс обучения. Содержание образования и процесс обучения – «продукт сотворчества преподавателя и студентов, который созидается (выстраивается) в процессе обучения его непосредственными участниками и развертывается как взаимодействие трех культур: «ставшей» педагогической культуры (социальный опыт), аккумулированной в проектах содержания образования; культуры студента и культуры преподавателя» [4]. Взаимодействие трех культур - основное в деятельности педагога, так как развитие высшей школы невозможно без культуры и образования, без личностно-творческой самореализации преподавателя и студента, и, следовательно, без общения, составляющего суть самого педагогического процесса.

Целесообразность повышения профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза связана с все больше возрастающими требованиями общества к уровню общекультурной и специальной подготовки будущих учителей; подготовки специалистов к компетентному профессиональному труду, с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии. Так же обуславливается с возникшими противоречиями между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях и уровню профессионально-педагогической культуры преподавателей, осуществляющих подготовку учителей нового поколения. Что влечет за собой проблему определения содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей и студентов, выявления внутривузовских возможностей и разработки четких теоретических основ, условий и механизмов развития профессионально-педагогической и коммуникативной культуры преподавателя высшей педагогической школы. Разрешение проблем и противоречий возможно через включение социокультурных (относящийся к культуре общества, к наукам о культуре общества, культурологии [1]), общепедагогических (совокупность теоретически обоснованных методов и средств воспитания и обучения, позволяющих успешно реализовывать цели образования), личностно-творческих (оригинальное и высокоэффективное решение поставленных задач) «механизмов», способствующих успешной деятельности преподавателя.

Механизмы профессионально-педагогической культуры непосредственно взаимосвязаны с самим толкованием слова культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, предполагающая то же, что культурность (находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему), высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [1]. В культурологии культура объясняется теоретико-познавательными, методологическими причинами и зависит от профессиональных, социальных установок исследователей. В.А. Сластенин, считает, что это творчество со всеми характеристиками творческого аспекта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а усвоение - это процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает «предшествующий пласт культуры». Сущность культуры, по мнению некоторых исследователей (А.И. Арнольдова, Ю.И. Ефимова,И.И. Громова, В.А. Малахова, В.П. Тугаринова и др.), составляет сама культура как совокупность материальных и духовных ценностей, так как человек всегда действует в рамках каких либо общечеловеческих ценностей. То есть в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей. Исследования педагогической культуры как совокупности ценностей позволяет определить то, что считается важным и полезным в педагогической деятельности и воспроизводится в ней, как развиваются представления педагогов о целях, содержании и методах педагогического процесса. Некоторые авторы (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.) выделяют культуру как специфический способ человеческой деятельности, как исходное «понятие», которое побуждает к обращению к категории «деятельность» и проблеме соотношения культуры и деятельности. Именно деятельность выступает ядром теории культуры, ее основной единицей анализа.

Мы рассматриваем профессионально-педагогическую культуру как совокупность материальных и духовных ценностей личности педагога, специфический способ его деятельности и процесс творческой самореализации сущностных сил его личности, как носителя научного знания, культурно-педагогического опыта. Культурно-педагогический опыт – это статистическое явление, набор ценностей, образовавшихся в процессе исторического развития общества и являющиеся его результатом.

Читайте также

Список литературы

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 г, 544 с. Гл. 8
  3. Профессионально - педагогическая культура преподавателя: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 208 с.
  4. Ю.В. Сенько. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
  5. Рунова С.А. Краткий словарь психолого-педагогических терминов. Пособие для учителей и студентов/Под ред. Л.И. Кундозеровой. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2000. –72с.

Цитировать

Рунова, С.А. Высшая школа как институт воспроизводства и создания педагогической культуры / С.А. Рунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2513 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться