Развитие технологий дистанционного образования в России в начале XXI в

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются предпосылки возникновения новой формы обучения — дистанционной. Определяются основные преимущества и недостатки дистанционной формы образования, перечисляются формы организации дистанционных занятий. Намечаются пути решения возникающих проблем, а также возможные пути развития дистанционного обучения в России, в частности, считающаяся перспективной модель интеграции очной и дистанционной форм обучения.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ИНТЕГРАЦИЯ, НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВЕБИНАР, КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, СЕТЕВОЙ, ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ

Текст научной работы

Собственно термин «дистанционное образование» (distance education) в его современном толковании обозначает процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса [1].

Термин «дистанционное обучение» обозначает технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра [2].

Определение «дистанционное обучение» понимается сегодня также как интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [3].

Дистанционное обучение сегодня является самостоятельной и относительно новой формой, признанной неотъемлемой составляющей формального образования в системе непрерывного образования, предполагает активное использование всех разновидностей существующих ныне информационных технологий, являющихся, в свою очередь, необходимым условием и средством в дистанционном обучении.

Перечислим основные предпосылки возникновения новой формы получения знаний — дистанционной:

  • территориальная удаленность большинства учащихся от учебных заведений/центров образования в районах со средней и малой плотностью населения;

  • работа по расширению целевой аудитории, проводимая учебными заведениями, возможность единовременного обучения большого количества учащихся;

  • развитие кросс-культурной коммуникации и предоставление равных возможностей каждому учащемуся;

  • разработка уникальных курсов специалистами отдельного учебного заведения, научно-исследовательского института;

  • возникновение, укрепление и развитие идей и концепции непрерывного образования в XIX-XX вв. в транснациональном педагогическом пространстве, осознание необходимости регулярного пополнения и обновления знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций в современном обществе;

  • бурное развитие новых технологий, возможности повышения качества обучения за счет применения существующих на сегодняшний день технических средств, объемных электронных библиотек, баз данных, обучающих программ и т. д., современные возможности технической поддержки учебного процесса и технического оснащения учебных классов, лекционных залов, лабораторий, кафедр, учебных бизнес-центров, компьютерных классов, библиотек, читальных залов, учебных аудиторий, равно как и отдельных учащихся;

  • возможности уменьшения финансовых затрат на получение образования для поступающих;

  • возможности уменьшения финансовых затрат на организацию и обеспечение учебного процесса для учебных заведений;

  • возможности уменьшения затрат на организацию учебного процесса для профессорско-преподавательского состава;

  • создание единой образовательной среды, профессиональных форумов и сообществ, возможности налаживания и развития профессиональных связей работающих специалистов и будущих, что актуально и для корпоративного обучения.

Территориальную удаленность большинства учащихся от учебных заведений/центров образования в районах со средней и малой плотностью населения принято считать если не основной, то как минимум одной из предпосылок развития новой формы обучения — дистанционной. При этом необходимо отметить, что дистанционная форма обучения возникла как альтернатива первому, традиционному варианту для учащихся из отдаленных районов, а именно определению в интернат. Однако обучение в интернате как предложение для учащихся из районов со средней и малой плотностью населения не могло оставаться единственным, универсальным, поскольку имело ряд существенных недостатков в самой основе. Прежде всего, резкий отрыв от семьи у детей, пребывавших ранее на домашнем воспитании, нередко вызывал серьезные трудности адаптации в новом обществе. Кроме того, предполагался отрыв и от работы в хозяйстве, что также могло служить препятствием для определения ребенка в интернат.

Дистанционная форма образования явилась и естественным решением актуальных проблем доступности обучения для учащихся при невозможности ежедневно посещать занятия в выбранном ими определенном учебном заведении. В данном случае наличие в пакете предложений учебного заведения такой формы обучения, как дистанционная, предоставление возможности учиться без отрыва от производства может восприниматься поступающими как неоспоримое преимущество, в ряде случаев служить решающим фактором при принятии решения в пользу того или иного учебного заведения.

Изначально стандарт дистанционного образования, как указывалось выше, был выведен для удаленных абонентов как наиболее удобный для них вариант получения знаний, и применялся больше в целях расширения возможностей обучения школьников, как альтернативный. Во второй половине XX в. использовались в основном — так же, как и при заочной форме получения высшего образования — существовавшие на тот день ресурсы почтового сообщения и телефонной связи. Дистанционная форма образования служила при необходимости альтернативой очной при обучении школьников таких, в частности, странах, как Австралия, США, Канада. Впоследствии, с бурным развитием технологий, расширением возможностей технического оснащения, и, в результате, расширением и непрерывным развитием возможностей связи, средств коммуникации, преимущества дистанционной формы образования были оценены и приняты и университетами. Дистанционное обучение сегодня является одной из наиболее быстро развивающихся форм, привлекая все большее количество учащихся.

Работа по расширению целевой аудитории, проводимая учебными заведениями, предполагающая поиск и непрерывное развитие возможностей единовременного обучения большого количества учащихся, включает активное использование технических решений, прежде всего, интернет-технологий, как-то: связи по Skype, возможности организации и проведения лекций, вебинаров (онлайн-семинаров), телеконференций, консультаций ведущих преподавателей, дискуссий в режиме реального времени.

Учащиеся, не имеющие возможности ежедневно посещать занятия, могут выбрать дистанционную форму обучения как альтернативу очной, не упуская при этом возможности лично прослушать нужную лекцию, в режиме реального времени или в записи, равно как и принять участие в вебинаре, телеконференции, получить консультацию преподавателя при необходимости. При этом, как правило, отпадает необходимость придерживаться жесткого графика, учащемуся, выбравшему дистанционную форму получения образования, не нужно посещать занятия согласно утвержденному расписанию, как при очной форме образования. Вышеперечисленные возможности существенно расширяют поле учебной активности, оптимизируют затраты на обеспечение учебного процесса, способствуют увеличению числа учащихся, развитию кросс-культурной коммуникации в академической среде, предоставлению равных возможностей каждому учащемуся.

Традиционная заочная форма получения высшего образования, подобная дистанционной, и сегодня зачастую не предполагает предоставление подобных возможностей в своем обычном формате, поскольку исходные стандарты связи и организации учебного процесса разрабатывались и утверждались в XX в., когда доступными для учащихся средствами коммуникации были в основном почта и телефон, при этом даже проводное телефонное сообщение существовало далеко не в каждом доме; таким образом, корреспонденция служила фактически единственным надежным средством связи. Дистанционная форма получения высшего образования, при своей некоторой схожести с заочной, и, возможно, в каком-то смысле преемственности основных целей и задач, при равных исходных условиях (территориальной удаленности от определенного учебного заведения большинства выбравших его студентов), имеет все же ряд перечисленных выше отличий.

Уникальные курсы, разработанные в отдельном учебном заведении, научно-исследовательском институте также могут быть быстрее распространены посредством сети. Те учащиеся, которые по техническим причинам вчера были лишены возможности прослушивать нужные лекции, посещать необходимые для профессионального развития занятия, вебинары, выбирать определенные курсы, принимать участие в телеконференциях, сегодня могут воспользоваться современными возможностями связи и получать, обновлять, пополнять знания по мере необходимости, без отрыва от семьи и работы.

Отметим также, что дистанционная форма обучения применяется сегодня не только в формальном образовании. Многообразие курсов и консультаций по различным темам, мастер-классов, практикумов, лабораторных работ, занятий, онлайн уроков, лекций, конференций, предлагаемых в сети интернет для посетителей сайтов организаций и персональных блогов мастеров, служит тому подтверждением. Посетителю курса или мастер-класса не приходится посещать занятия лично и тратить личные средства на поездки к месту учебы — и занятие по иностранному языку, и инструктаж по рисованию можно прослушать и посмотреть в режиме реального времени или, при несовпадении графиков, в записи.

Возникновение, укрепление и развитие идей и концепции непрерывного образования в XIX-XX вв. в транснациональном педагогическом пространстве, равно как и осознание необходимости регулярного пополнения и обновления знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций в современном обществе также не могли не послужить предпосылками развития дистанционного образования. В одном из приведенных ранее примеров уже указывалось, что дистанционное образование предоставляет возможность работающим специалистам обновлять и пополнять профессиональный портфель фактически без отрыва от производства, что в ряде случаев может являться решающим аргументом при поступлении в выбранное учебное заведение в пользу именно такой формы обучения.

Бурное развитие новых технологий, возможности повышения качества обучения за счет применения существующих на сегодняшний день технических средств, объемных электронных библиотек, баз данных, обучающих программ и т. д., современные возможности технической поддержки учебного процесса и технического оснащения учебных классов, лекционных залов, лабораторий, кафедр, учебных бизнес-центров, компьютерных классов, библиотек, читальных залов, учебных аудиторий, равно как и отдельных учащихся служат той материально-технической базой, без которой дистанционная форма обучения не могла бы прочно укрепиться в современном образовании и получить признание в обществе.

Необходимо отметить, что во многих учебных заведениях учащимся сегодня помимо выдачи комплектов учебной литературы предоставляются для работы и нетбуки либо ноутбуки.

Для возможности учиться дистанционно из технического оснащения учащемуся и требуется фактически лишь компьютер с установленными необходимыми программами и обеспечение возможности выхода во всемирную сеть. Таким образом, затраты на получение образования существенно уменьшаются, ведь учащемуся не нужно посещать занятия днем пять-шесть дней в неделю, как при очной форме получения образования, лишаясь возможности устроиться на работу. Учащемуся не требуется и брать отпуск на работе на период сессии, изыскивать средства на проезд и проживание в гостинице рядом с выбранным учебным заведением, как зачастую при заочной форме обучения. Достаточно приобрести компьютер и оплатить стоимость самого курса дистанционного обучения и, возможно, набора некоторых дополнительных опций. Возможность уменьшения финансовых затрат на получение образования может приниматься во внимание поступающими при выборе учебного заведения и собственно формы образования.

Формат дистанционного обучения предполагает уменьшение затрат на организацию, поддержание и обеспечение учебного процесса и для самих учебных заведений, поскольку существенно снижаются издержки на аренду либо приобретение в собственность помещений, содержание в должном порядке учебных аудиторий, и т. п.

Преподавателям, ведущим курс дистанционного обучения, не приходится тратить время и личные средства на поездки к месту работы, придерживаться устанавливаемого и утверждаемого в начале каждого семестра графика проведения лекций, семинаров, практических занятий и т. д., как при очной форме обучения студентов.

Возможности создания единой образовательной среды, профессиональных форумов, блогов и сообществ, налаживания и укрепления профессиональных связей работающих специалистов и будущих также послужили предпосылками становления и развития дистанционной формы образования в современном обществе.

Актуальна и востребована в этой связи форма дистанционного получения знаний и профессиональных компетенций и в корпоративном обучении, при разветвленной сети подразделений компании и наличии большого числа территориально удаленных от выбранного учебного заведения или учебного центра филиалов и необходимости изучения работающими специалистами определенного единого курса повышения квалификации, понимания единых стандартов работы, получения и усвоения ими единого пакета знаний и профессиональных компетенций.

Рапространенными формами организации дистанционных занятий на сегодняшний день являются:

  • вебинары (онлайн-семинары);

  • веб-занятия;

  • чат-занятия;

  • телеконференции.

Веб-занятиями принято называть весь спектр дистанционных уроков, консультаций, конференций, мастер-классов, лекций, практикумов, деловых игр, лабораторных работ, других форм учебных занятий, проводимых с использованием современных телекоммуникационных технологий и предполагающих возможность подключения ведущего преподавателя и учащихся к всемирной сети.

Для организации и поддержания работы веб-занятий используются и специализированные профессиональные и образовательные форумы, предполагающие возможность коммуникации участников по изучаемой теме.

Участвующие в форуме могут общаться при помощи записей и комментариев, оставляемых на сайте форума с предустановленной на нём соответствующей поддерживающей программой.

Чат-занятиями принято называть те учебные занятия, которые предполагают использование для связи участников чат-технологий. Чат-занятия проводятся, как правило, в режиме реального времени.

С помощью чат-кабинетов организуется и поддерживается коммуникация преподавателей и учащихся единовременно, как при очной форме образования. Собственно, основным отличием чат-занятия от веб-занятия и является различие графиков посещения — для веб-занятия возможен асинхронный характер коммуникации преподавателей и учащихся.

Телеконференции нередко проводятся согласно спискам рассылки с использованием коммуникационных возможностей, как правило, электронной почты; пакеты учебных материалов при этом своевременно направляются адресатам, записанным в базе данных учебного заведения, организующего конференцию.

Основными недостатками дистанционной формы образования принято считать:

  • отсутствие глубокого погружения учащихся в академическую среду, как при очной форме получения образования;

  • отсутствие, как правило, возможности непосредственного общения и взаимодействия с другими учащимися и преподавателями;

  • отсутствие в некоторых форматах коммуникации возможности устного общения, быстрого реагирования и получения ответов преподавателей на вопросы;

  • необходимость самоорганизации учащихся, самоконтроля, понимание ими обязательности своевременного выполнения запланированного графика занятий;

  • трудоемкость подготовки преподавателя к дистанционным занятиям;

  • обусловленность результативности учебного процесса бесперебойной исправной работой техники и средств связи, которые, в свою очередь, нуждаются в постоянном администрировании и поддержке технических служб.

Отсутствие глубокого погружения учащихся в академическую среду, как при очной форме получения образования некоторыми поступающими может рассматриваться как недостаток дистанционной формы образования. Посещение учебных аудиторий, библиотек, читальных залов, лекториев, само присутствие в Alma Mater важнее для тех студентов, которым необходима атмосфера учебного заведения для мотивации и активации своих способностей и желания учиться.

Отсутствие, как правило, возможности непосредственного общения и взаимодействия с другими учащимися и ведущими курсы преподавателями может негативно сказываться на работе и участии в академической активности вышеназванной категории учащихся при выборе ими дистанционной формы получения образования.

Равно и отсутствие в некоторых форматах коммуникации при выборе дистанционной формы приобретения знаний учащимся возможности устного общения, быстрого реагирования, участия в дискуссии по изучаемой теме и получения ответов преподавателей на вопросы может являться негативно влияющим на успешность усвоения знаний, эффективность работы, общую успеваемость учащегося фактором. Возможным вариантом решения этого вопроса может быть использование в основном программ, предусматривающих интерактивную коммуникацию.

Необходимость самоорганизации, самоконтроля может также послужить препятствием для некоторых потенциальных учащихся для принятия решения в пользу дистанционной формы получения образования, если ими понимается невозможность принять условие обязательности запланированного и обеспечивать его своевременное выполнение по причинам личного порядка.

В целях помощи преподавателям в подготовке курсов и программ дистанционного обучения, повышения компьютерной грамотности преподавателей учебным заведением могут быть организованы специальные занятия, определяющиеся как обязательный стандарт в составе курсов повышения квалификации.

Обусловленность результативности учебного процесса бесперебойной исправной работой техники и средств связи, которые, в свою очередь, нуждаются в постоянном администрировании и поддержке технических служб, неоспорима.

При сбоях программ, технических неисправностях, временном отсутствии возможности выхода в сеть учащийся может пропустить запланированные чат-занятия или онлайн-консультации, занятия в синхронном, онлайн-режиме посредством интернета с использованием Skype и других программных продуктов и сервисов, на использовании которых строится современное дистанционное обучение.

В целях завоевания репутации учебного заведения, осуществляющего обучение с использованием современных технологий по инновационным образовательным программам, обеспечивающего высокое качество обучения, отвечающего требованиям сегодняшнего дня в образовании и запросам учащихся, повышения конкурентоспособности верным решением для учебного заведения может оказаться расширение штата сотрудников служб технического сопровождения и контроля. Оптимальным техническим решением, как правило, обозначают создание единого учебно-научного центра (УНЦ). Кроме того, насущной потребностью для учебного заведения является поддержание единой компьютерной сети УНЦ, связывающей оптоволоконными линиями или другими учебные компьютерные классы и лаборатории, обеспечивающей доступ в интернет и к вычислительным ресурсам вычислительного центра (ВЦ), объединяющей высокопроизводительные компьютеры кластера.

Среда передачи информации, то есть информационные коммуникационные сети, телевидение, радио, почта, равно как и методы, зависимые от технической среды обмена информацией, являются теми основными элементами, на которых зиждется концепция дистанционной формы образования, обеспечивающая весь ряд своих основных преимуществ — выбора удобного для учебы времени самим учащимся, дальнодействия, возможности удаленности проживания учащегося от учебного заведения, возможности выбора необходимых ему дополнительных опций и повтора занятия, уменьшения затрат на получение образования.

Дистанционная форма образования, как уже отмечалось, сегодня привлекает все большее количество учащихся.

Наиболее перспективной линией сегодня считается интерактивное взаимодействие преподавателей и учащихся посредством информационных коммуникационных сетей, которые могут поддерживать работу при массовости посещений, обеспечивать поддержку технических служб и непрерывный мониторинг. В среде интернет-пользователей информационные технологии, предусматривающие интерактивность. признаются ведущим средством обучения.

Появляются все новые и новые разработки программного обеспечения, предусматривающие самые разные направления, и для учебных заведений, включающих в пакет предложений для учащихся помимо традиционных и дистанционную форму обучения.

На сегодняшний день перспективным направлением считается и модель интеграции очной и дистанционной форм обучения, проходящая мониторинг и апробацию в основном пока в системе дополнительного образования. Согласно основной идее ряд занятий преподаватели могут вести в формате очного обучения, придерживаясь установленного и утвержденного графика, по расписанию, ряд дистанционно.

В дистанционной форме занятия могут быть организованы, например, во время неблагоприятных погодных условий, временном нарушении транспортного сообщения, равно как и при необходимости проведения дополнительных консультаций, занятий, для привлечения интернет-пользователей, организации онлайн-дискуссий, форумов, для организации самостоятельной работы учащихся и т.д. В рамках такой системы занятия могут проводиться как оффлайн, так и онлайн. Необходимо отметить, что в XXI веке доступность компьютеров, непрерывное развитие технологий, средств коммуникации, ресурсов всемирной сети способствуют распространению указанного новейшего формата обучения.

Читайте также

Список литературы

  1. Словарь бизнес-терминов // http://dic.academic.ru.
  2. Педагогический словарь библиотекаря // http://pedagogical_dictionary.academic.ru
  3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт, Т.А. Лавина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.: ил. - (Информатизация образования).

Цитировать

Кузнецова, О.В. Развитие технологий дистанционного образования в России в начале XXI в / О.В. Кузнецова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2718 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться