К вопросу о компенсаторной направленности и социальных функциях педагогического образования в России

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров в отечественной системе непрерывного образования, намечаются возможные пути их решения с учетом того, что образование сегодня выполняет адаптивно-корректирующую, компенсаторную функцию, предусматривает компенсацию нехватки знаний, навыков, умений у работающих специалистов, способствует освоению ими выдвигаемых временем и постоянно изменяющихся профессиональных компетенций, что в свою очередь, способствует поддержанию и улучшению качества жизни работающих и учащихся.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ИНТЕГРАЦИЯ, НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВЕБИНАР, КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, СЕТЕВОЙ, ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Текст научной работы

Программы высшего образования, подготовка бакалавров, специалистов, магистров, кадров высшей квалификации в аспирантуре по очной, очно-заочной и заочной формам обучения в высших учебных заведениях страны, образовательные программы по сетевой форме предлагают сегодня получение фундаментальных знаний и профессиональных компетенций по актуальным направлениям педагогической подготовки в свете идей концепции непрерывного образования. Программы «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование», «педагогическое образование с двумя профилями», предполагающие получение квалификации бакалавра, магистра, входят в широкий спектр программ высшего образования, обеспечивая подготовку будущих преподавателей, ключевых фигур всей системы образования.

Трудно переоценить влияние преподавателя на систему образования в целом. От уровня подготовки преподавателя, готовности совершенствовать свои знания, разрабатывать и реализовывать образовательные программы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, способности эффективно организовывать учебный процесс, в немалой степени зависит успешность усвоения знаний учащимися, укрепление их мотивации, заинтересованности в получении знаний по предмету, максимальный охват целевой аудитории, выбирающей ту или иную специальность или уровень образования.

Высокое качество образовательных программ, современные учебные материалы, отвечающие вызовам сегодняшнего рынка труда, построение учебного процесса на основе инновационных образовательных технологий, повышение академической мобильности студентов, приобретение ими профессионально значимых компетенций, разработка единых стандартов, учебных программ, учебно-методических пособий — все эти вопросы в области задач преподавателя сегодня.

Повышение благосостояния и культурного уровня жизни людей в современном обществе неразрывно связано с реализацией их постоянно растущих потребностей с одной стороны и необходимостью регулярного пересмотра содержания образовательных программ по различным специальностям в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда — с другой стороны. Одной из важнейших задач преподавателя в системе непрерывного образования при этом является работа на опережение, включающая мониторинг рынка труда и обеспечение учащихся материалами, максимально полно охватывающими весь спектр профессиональных компетенций по той или иной специальности, включающими и инновационную деятельность сегодня и завтра, организацию и управление инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества, генерацию новшеств, предусматривающими решение возможных социально-психологических проблем внедрения нововведений. Важным фактором является соблюдение баланса теоретической и практической подготовки будущих специалистов, фокусирующего внимание преподавателя в том числе на адаптивно-компенсаторной роли программ непрерывного образования. Основное назначение преподавателя как транслятора знания состоит в том, чтобы оказать помощь учащемуся в приобретении знаний по выбранной им специальности, показать возможные направления использования и реализации получаемых фундаментальных знаний и профессиональных компетенций, овладеть профессиональным мастерством и быть готовым к непрерывному обновлению знаний и умений, что составляет суть профессиональной успешности специалиста, ключевым вопросом всей профессиональной деятельности.

Составляющие педагогического образования необходимо реализовывать с учетом как концепций о целостности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, В.С. Ильин), так и требований непрерывности, универсальности, адаптивности, мобильности образования, выдвигаемых современными реалиями (Э. Фор, Н. Д. Никандров, В. П. Владиславлев, основные положения Болонской Декларации, Парижской, Гамбургской научно-практических педагогических конференций по проблемам образования взрослых). Это и установка базового объема знаний, умений навыков учащихся, выбравших ту или иную образовательную программу, и разработка и проведение практико-ориентированных комплексов мероприятий, предполагающих отражение целей профессионального развития и мотивации учащихся, и изучение как особенностей профобучения, так и личностных особенностей учащихся, необходимость включения как лекционных часов, так и практических тренингов, равно как и проведение диагностико-коррекционной работы.

Использование психолого-педагогических знаний на репродуктивном уровне, недостаточная сформированность характеристик, задаваемых статусом и требуемых обществом – педагогических, психологических, диагностических, аналитических, прогностических, недостаточное использование знаний о вариативных программах непрерывного обучения являются теми проблемами, которые могут быть успешно разрешены с помощью современных образовательных программ.

Современные материально-технические базы, построение учебного процесса на основе инновационных образовательных технологий понимаются в этой связи как необходимые условия успешного учебного процесса. Реализация образовательных программ по сетевой форме, например, способствует повышению академической мобильности студентов, приобретению ими дополнительных профессиональных компетенций. Программы дистанционного образования позволяют учащимся получать знания без посещения занятий согласно расписанию, как при очной, очно-заочной, заочной формам обучения в высших учебных заведениях. Адаптивные системы дополнительного образования, включающие дополнительное образование для детей и дополнительное профессиональное обучение, предусматривающее программы регулярного повышения квалификации и профессиональной переподготовки, расширение возможностей кросс-культурной коммуникации, обмена опытом, равно как и непрерывное расширение возможностей для самообразования, таких как посещение открытых лекций, вебинаров, — составляющие современной системы образования. Расширение возможностей служит дополнительным движущим фактором образовательных процессов и непрерывного развития влияющих на эти процессы базовых условий, в первую очередь технических, условий технического оснащения и по мере необходимости переоборудования учебных аудиторий.

Помимо того, образование сегодня не может считаться завершенным по окончании учебного заведения, образование сегодня включает в себя как формальную, так и информальную организационные формы, рассматривается всеобъемлюще, является универсальным по своей сути, способствует демократизации образования. Образование сегодня отличает разнообразие учебных схем, программ, техник обучения, создание удобных учебных графиков для учащихся.

Современное образование выполняет адаптивно-корректирующую, компенсаторную функцию, предусматривает компенсацию нехватки знаний, навыков, умений у работающих специалистов и способствует освоению ими выдвигаемых временем и постоянно изменяющихся профессиональных компетенций, что в свою очередь, способствует поддержанию и улучшению качества жизни работающих и учащихся. В этой связи необходимо определить оптимальные условия успешного развития адаптивно-корректирующей функции современной системы непрерывного образования. Прежде всего отметим такие условия как «возможности», «мотивация к обучению», «способности к обучению».

Возможности при этом понимаются не только как определение временных рамок учебного процесса и выбора образовательной программы, но и как ресурсное обеспечение, ключевыми направлениями которого является кадровый педагогический потенциал и его готовность к инновационной деятельности и современное техническое оснащение для повышения эффективности обучения и решения необходимых учебных задач.

Определение мотивации к обучению включает в себя, прежде всего, диагностико-коррекционную работу, организацию и проведение мероприятий, ориентированных на ознакомление возможных учащихся с основными составляющими содержания курса, выявление целей и установок будущих учащихся, их личностных особенностей, запросов, сформированности интереса к образовательной программе, возможности получения образования по выбранной специальности. Способности к обучению включают в себя широкий спектр проблем, которые необходимо освещать отдельно. Здесь еще раз необходимо отметить значимость роли преподавателя как транслятора знания, преподаватель выступает как ключевая фигура образовательного процесса, разрабатывает и внедряет образовательные программы, учитывающие как наличие возможностей и условий для решения поставленных задач в отношении каждого учащегося с учетом его потенциала, психологических особенностей, интересов, так и взаимосвязь и взаимодействие всех учащихся в коллективе, выбравших ту или иную образовательную программу.

Целенаправленность каждого компонента и временного периода деятельности в реализации образовательных программ обеспечивают решение целого ряда задач. Компенсаторная направленность педагогического образования включает в себя приобретение студентами дополнительных знаний, умений, навыков, равно как и адаптивный компонент, разработку эффективных образовательных программ с учетом реалий научно-технического прогресса, непрерывно меняющихся требований рынка труда; развивающий компонент, учет индивидуальных особенностей личности в профессиональном становлении и развитии и направленность на формирование аналитического мышления, креативного мышления, инициативности и т. д.

Образование сегодня, как упоминалось выше, включает в себя как формальную, так и информальную формы приобретения знаний. Формальное образование определяется как четко означенная, хронологически разделенная и иерархически структурированная образовательная система, начинающаяся с начальных классов школы и не завершающаяся по окончании высшего учебного заведения.

Информальное образование понимается как один из способов включения индивида в образовательный процесс через повседневные виды деятельности, самостоятельное восприятие и изучение источников информации (путешествия, кросс-культурная коммуникация, ознакомление с данными во всемирной сети, деятельность в социуме, социальных сетях, медийные источники информации и т. д.).

Формальная и информальная формы обучения являются не взаимоисключающими, но взаимодополняющими. Гармоничное взаимодействие формальной и информальной форм непрерывного образования способствует формированию универсальной системы, обеспечивающей развитие мотивации учащихся, их учебной активности и укрепление социальных и профессиональной связей как учащихся, так и работающих специалистов.

Необходимо отметить, что бурное развитие программ образования взрослых в системе непрерывного образования в конце XX - начале XXI вв. в нашей стране, продиктованное, в свою очередь, реалиями научно-технического прогресса, социальными изменениями, явилось одной из предпосылок и развития программ педагогического образования, подготовки программ обучения преподавателей-андрагогов. Наиболее распространенной форм обучения взрослых, традиционной, является система курсов повышения квалификации - регулярное повышение квалификации работающих специалистов, с отрывом от производства или параллельного. Такие курсы выполняют заказ и рынка труда, и способствуют активному взаимодействию специалистов, обмену знаниями, опытом, формированию социально-профессиональной общности. Неоспоримыми преимуществами системы повышения квалификации в рамках непрерывного образования являются предоставление слушателям актуальных на сегодняшний день профессиональных компетенций, своевременный учет и включение в образовательные программы необходимых обновлений, разбор малейших деталей и кейсов.

Свой вклад вносят также семинары для работающих специалистов, тренинги, краткосрочные курсы, которые, хотя не могут быть названы курсами повышения квалификации, освещают наиболее востребованные специалистами вопросы, раскрывают суть нововведений по различным направлениям профессиональной деятельности, являясь необходимой составляющей системы непрерывного образования.

Изменения в законодательстве необходимо учитывать юристам, изменения в налогообложении, способах и формах контроля и учета интересуют специалистов экономического профиля, и т. д. Подобные семинары являются ярким подтверждением адаптивно-компенсаторной роли образования, иллюстрацией необходимости быстрого реагирования, необходимости работы на опережение запросов рынка труда, что находится в области первостепенных задач преподавателя сегодня.

Помимо семинаров, зачастую оплачиваемых слушателями, разработка открытых лекций ведущими специалистами, чтение лекций в режиме реального времени, трансляции, выкладывание материалов во всемирную сеть, вебинары открывают широкие возможности для самообразования как работающих специалистов, так и учащихся всех возрастов, интересующихся данной специальностью, например, учащихся старших классов общеобразовательной школы, определяющихся с выбором будущей профессии. Несомненно, охват аудитории в таком случае будет гораздо значительнее обычной лекции в университете с ограниченным количеством предоставляемых для слушателей мест. Адаптивно-компенсаторный компонент в данном случае обеспечивается высокой мотивацией самих посетителей, выбирающих ту или иную открытую лекцию или вебинар. Такая форма обучения поддерживает пополнение профессиональных компетенций посетителей и повышение их профессиональной грамотности, формирование и развитие профессиональных форумов, укрепление взаимодействия будущих и работающих специалистов, преемственности и консультационной взаимоподдержки, повышение мотивации к самообразованию, воспитание уверенности учащихся в свои возможностях и способностях. Самообразование способствует включению личности в процесс постоянного самосовершенствования, развитию ее способности к взаимодействию и взаимопомощи, повышению равно адаптивных профессиональных возможностей и культурного развития личности. Повышение своего уровня квалификации, интеллектуальная активность, готовность к обучению, восприятию новых знаний, поиск новых образовательных программ в современном информационном пространстве становятся все более актуальными.

Разнообразие образовательных программ и форм обучения, многоуровневость и всеохватность программ непрерывного образования призваны реализовывать ключевые задачи в подготовке специалистов, способствовать предоставлению равных возможностей для каждого. Образование сегодняшнего и завтрашнего дня должно быть готовым меняться столь же быстро, как и современные технологии, соответствовать непрерывно меняющимся задачам, поставляемым рынком труда. Педагогическое образование включает все рассмотренные выше формы обучения, в целях подготовки педагогов, способных быть на шаг впереди, способных готовить учащихся, мотивировать их к получению знаний по выбранной образовательной программе, к непрерывному обновлению и пополнению своих знаний, профессиональному самосовершенствованию, поиску новой актуальной информации по выбранной специальности, к использованию диапазона современных возможностей, в том числе технологических.

Прогностическая модель системы образования преподавателей предполагает дальнейшее развитие существующих форм обучения, осуществляющих в крупных масштабах подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Например, система дополнительного профессионального образования преподавателей вузов состоит из институтов, факультетов подготовки, переподготовки и повышения квалификации, подсистемы стажировки, самообразования, поддерживающих центров и фондов. В настоящее время прослеживается тенденция укрупнения, соединения отделений, номенклатуры направлений, что является одним из факторов развития единой системы образования преподавателей высшей школы.

Читайте также

Список литературы

  1. Грушевский Ю. А. Центр подготовки педагогических кадров: задачи и решения. - (Модернизация педагогического образования) // Ректор ВУЗа. - 2010. - N 9. - С. 58-62.
  2. Модель системы образования России в перспективе 2020 года: поворот к экономике, основанной на знаниях. - (Императив модернизации) // Высшее образование сегодня. - 2008. - N 5. - С. 4-9.
  3. Репьев, Ю. Г. Модернизация профессионального образования в России. - (Традиции и инновации) // Ректор ВУЗа. - 2008. - N 3. - С. 28-35.

Цитировать

Кузнецова, О.В. К вопросу о компенсаторной направленности и социальных функциях педагогического образования в России / О.В. Кузнецова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2567 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться