Эффективность применения метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в коллективной выработке управленческих решений

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье говорится об эффективности применения метода «Шести шляп мышления» в выработке оптимальных управленческих решений.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ, ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЙ, КОЛЛЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Текст научной работы

Управление предприятием или фирмой в условиях жёсткой конкурентной среды предусматривает необходимость принятия нестандартных управленческих решений. И наиболее успешным в процессе выработки таких решений является коллективное мышление. Однако при групповом решении проблемы часто не удается полностью использовать творческий потенциал участников. В силу разности мышления участников зачастую возникает спор, результатом которого является выбор не оптимального варианта управленческого решения, а того, который лучше всего отстаивался в полемике.

Идентичная ситуация происходит и при индивидуально поиске решения. Каждая проблема провоцирует всплеск эмоций, поиск вариантов решений, анализ фактов, положительных и отрицательных возможных последствий каждого решения. В итоге – мысли поступают хаотично, эмоции и идеи противоречат друг другу.

В основе этих проблем как в процессе коллективного, так и в процессе индивидуального мышление лежит глубоко засевший в сознании людей стереотип о процессе мышления, как таковом. А именно, что мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений и идей.

Абсолютно противоположный вариант мышления предложил Эдвард де Боно, ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Основная идея его метода – параллельное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а дополняют друг друга.

Эта методика отличается упорядочиванием эмоций, идей, мнений, фактов и активизирует разные типы мышления. Для лучшего запоминания методики все типы мышления связаны с цветными шляпами. Человек одевает мысленно шляпу заданного цвета и тем самым выбирает на время определенный тип мышления, который этот цвет шляпы обозначает. В результате получается «полноцветное» представление о проблеме и находится оптимальное её решение.

Белая шляпа – информация.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления коллектив интересуют только факты и цифры: что мы уже известно и какая информация ещё необходима и как её получить.

Красная шляпа – чувства и интуиция.

В режиме красной шляпы участники высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемой проблемы, не вдаваясь в объяснения.

Черная шляпа – критика.

Необходимо давать критические оценки, высказать все опасения. Этот тип мышления предупреждает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа – логический позитив. Внимание переключается на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа – креативность. В режиме зелёной шляпы участники мыслительного процесса придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы, исследуют другие возможности.

Синяя шляпа – управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Последовательность переодевания шляп определяется ситуацией. Обсуждение целесообразно начинать в белой шляпе, собрать имеющиеся факты. Затем эти данные рассматриваются критиком в черной шляпе. После этого надевается желтая шляпа, и ищутся положительные моменты в собранных фактах. После сбора материала и рассмотрения проблемы со всех сторон, надевается зеленая шляпа и начинается генерация и поиск идей, способных усиливать положительные стороны и нейтрализовать отрицательные. Руководитель группы всегда находится в синей шляпе и контролирует ход процесса. В конце подводится итог совещания.

В заключение следует отметить, что такой конструктивный метод мышления позволяет в свободной творческой обстановке без конфликтов всем участникам высказать свои идеи, мнения и эмоции, не опасаясь перехода на личности. Что, в свою очередь, даёт наиболее полное видение проблемы и возможность выработки оптимальных решений управленческих задач.

Читайте также

Список литературы

  1. Эдвард де Боно. «Шесть шляп мышления». – СПб.: Питер, 1997.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. / Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др. - СПб.: Речь, 2004. – 85 с.
  3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. М.: Флинта, 2007. – 320 с.

Цитировать

Шунькова, К.В. Эффективность применения метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в коллективной выработке управленческих решений / К.В. Шунькова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2574 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться