Проблемы в управлении инновационным развитием предприятия

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье поднимаются проблемы инновационного развития предприятий.

Ключевые слова

ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Текст научной работы

Инновационная деятельность является важной составляющей развития современного предприятия. На мировом рынке появляется масса новых товаров и услуг, но продолжительность жизни некоторых из них очень коротка. Большинство предприятий уделяет большое внимание продлению жизненного цикла товаров. Ими руководит желание получить максимальную отдачу на вложенный капитал. Однако предприятие рискует упустить момент, когда ему следует прекратить выпуск устаревшего товара и выделить ресурсы для создания нового. Ситуация усугубляется тем, что в современных условиях смена продукции происходит гораздо быстрее, чем это было раньше.

Е.В.Васильева пишет:«Инновационная деятельность должна восприниматься как инструмент повышения эффективности функционирования предприятия». Она выделяет следующие оценки эффективности:

  1. Повышение конкурентоспособности предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства.
  2. Развитие возможности быстрого восприятия изменений в сочетании с процессом непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями.
  3. Организация взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития.
  4. Эффективность использования современных информационных комплексов. Эффективность функционирования предприятия должна достигаться за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, разработки и внедрения новых видов продукции, освоения рентабельных бизнес-проектов, участия в разработках новых инновационных решений.

Необходимо отметить, что инновационная деятельность должна быть организована отдельно от основных производственных процессов. Поэтому одним из основных организационных принципов инновационной деятельности является создание группы или команды, которая должна действовать вне существующей структуры управления текущим производством. Необходимо помнить, что при создании инноваций следует ориентироваться не на продукт, а на удовлетворение конкретных потребностей. Совершенствование продукта или создание нового вне ориентации на рынок ведет к провалу. Ошибочная ориентация при разработке нововведений на краткосрочную выгоду, что выражается в неприятии риска. Возникающие трудности связаны с воздействием следующих факторов:

  1. Изменение спроса на новую продукцию.
  2. Изменение цен на данную продукцию.
  3. Объем собственных издержек.
  4. Учет действий конкурентов.

Инновации как объект управления требуют ресурсного обеспечения. Это является еще одной проблемой. Необходимы научные, маркетинговые и другие подразделения. Информационное обеспечение инноваций представляет собой противоречивый процесс. С одной стороны, необходима как можно более полная информация о состоянии дел в определенных сферах науки и техники, а с другой требуется максимально сократить объем информации по собственным разработкам. Для этого на предприятии необходимо иметь группу специалистов, которые на основе изучения продукции конкурентов могли бы обеспечить руководство информацией о ее качестве, возможностях модернизации и т.д.

Технологическое обеспечение инноваций подразумевает соответствующую техническую базу для проведения работ по отладке технологий. Одним из важнейших вопросов инновационной деятельности является проблема ее организации. Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность через создаваемые специально для этого структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции.

Нужно помнить, что инновации - это не только использование высоких технологий, но и изменение в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих перед предприятием задач необходимо изменение системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие приходит к необходимости использования инновационных подходов.

Важная роль в построении такой системы принадлежит управлению проектами. Для этого необходимо разработать систему управления, основа которой - разделение сложного процесса на простые компоненты. Для реализации такого подхода необходимо разработать эффективную организационную структуру, систему управления финансами, сформировать службу маркетинга, обеспечить документооборот, детально сформулировать правила работы предприятия.

Именно поэтому была разработана технология продвижения, основанная на проектном подходе. Обеспечивается полный цикл работ: от отбора перспективных проектов до создания компании со всей внутренней структурой и мониторинга процесса развития и внесения необходимых корректировок, так как инновационное развитие предприятия нужно проектировать так же, как и любую систему.

Следует не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, помогающую осуществлять переход предприятия в это состояние, выделить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех.

Читайте также

Список литературы

  1. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2002.
  2. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003.
  3. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-Петербург, 2007
  4. Васильева Е.В. Проблемы управления инновационным развитием предприятия. Проблемы современной экономики №3 (39) 2011.
  5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2002.

Цитировать

Остапишенко, Я. Проблемы в управлении инновационным развитием предприятия / Я. Остапишенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2577 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться