Оперативно-розыскная деятельность и её место в системе российского права

№47-3,

юридические науки

В данной статье мы рассмотрим основные понятия и аспекты оперативно-розыскной деятельности, место данной деятельности в общей системе российского действующего на данный момент права. При этом вид деятельности, который осуществляется негласно и гласно оперативными подразделениями органов государственной власти, уполномоченных на то действующим законодательством, в пределах их прав с помощью проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты здоровья, жизни, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечения безопасности государства и общества от преступных посягательств называется оперативно-розыскной деятельностью.

Похожие материалы

Оперативно-розыскная деятельность – одна из форм правоохранительной работы и равна с иными её видами, её цель – защита здоровья, жизни, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств.

Именно данная деятельность является определённым аналогом следственной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность имеет отличия от следственной работы:

  • её иногда реализуют негласно, до возбуждения уголовного дела;
  • во время проведения мероприятий не нужно соблюдать формальностей, которые обязательны для следственных действий;
  • она носит оперативный характер.

Современная система российского права оперативно-розыскной деятельности имеет 2 уровня: одна часть составляющих её актов относится к подзаконным актам, а вторая – к законам. Правовым управлением общественных отношений в специфическом виде работы государства, которое осуществляется на среднем и конституционном уровнях, является управление оперативно-розыскной деятельности на уровне закона.

Согласно статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях», в соответствии с российским законодательством в исправительных учреждениях реализуется деятельность, цели которой:

  1. обеспечение личной безопасности персонала исправительных учреждений, осужденных и других лиц;
  2. предупреждение, выявление и раскрытие совершаемых и готовящихся в исправительных учреждениях нарушений и преступлений установленного порядка отбывания наказания;
  3. розыск осуждённых, которые совершили побег из исправительного учреждения, а также осуждённых, избегающих отбывание лишения свободы;
  4. помощь в раскрытии и выявлении преступлений, которые совершены осуждёнными перед прибытием в исправительное учреждение.

Современная преступная среда, которая выступает в качестве основной противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных сотрудников, отражается обязательной частью оперативно-розыскной тактики реализации оперативно-розыскных мероприятий. Нынешнюю оперативно-розыскную деятельность невозможно анализировать вне её взаимосвязи с российским правом.

Существующие масштабы и тенденция роста преступности отражаются на реализации социальной реформы, а также формируют чувство тревоги у граждан за своё благополучие и жизнь. Кроме того, эта тенденция понижает доверие к органам власти, напрямую угрожает российским стратегическим интересам, понижает социальный контроль над преступностью.

Предыдущая система контроля над личностью ушла в прошлое, нынешняя система, которая бы отвечала современной криминогенной ситуации в РФ, пока окончательно не сформирована. Именно это и сформировало серьезную проблему в процессе реализации контроля над преступностью. Правоохранительная система, которая осуществляет основной контроль над преступностью, в наше время, переживает кризис, который обусловлен разрушением кадрового ядра, понижением доверия населения, формирования правового нигилизма.

По нашему мнению, решение этих проблем невозможно без общего применения сил оперативно-розыскной деятельности, как одной из главных деятельностей в системе российского права.

В области оперативно-розыскной деятельности национальное законодательство составляют:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Правовые акты, которые регулируют основы оперативно-розыскной деятельности, основным является закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В законе определены принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности, а также даётся понятие. В нём раскрывается список органов, реализующих оперативно-розыскную деятельность, их обязанности и права, защита информации о них, правовая и социальная зашита должностных лиц органов, исполняющих оперативно-розыскную деятельность. Закон предусматривает социальную и правовую защиту гражданам, которые помогают органам, исполняющим оперативно-розыскную деятельность, а также включает в себя положения о надзоре и контроле за оперативно-розыскной деятельностью;
  3. другие федеральные законы.

Самые сложные преступления нельзя раскрыть лишь с помощью следственных действий, об этом свидетельствует оперативно-розыскная практика статистики реализации российского права.

Государственно-властное нормативно-организующее действие на оперативно-розыскные отношения социально полезной юридической работы, реализуемой на развивающем и конституционном уровне правового контроля, в специфическом виде называют законодательным регулированием оперативно-розыскной деятельности.

Специфическим для него фактором является принятие подзаконных нормативных правовых актов.

Различают среди них:

  • ведомственного характера;
  • межведомственного характера;
  • нормативные акты исполнительной и законодательной власти.

В таком случае необходимо обратить внимание на разъяснение понятия оперативно-розыскного закона. Оперативно-розыскным законом называется собирательный термин, который понимается как комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, существующий для управления общественными отношениями в области оперативно-розыскной деятельности и в некоторых других видах работы правоохранительных спецслужб и органов РФ, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью, в основном в уголовно-процессуальной и контрразведывательной работе.

Термины, взятые из ряда отраслей знаний о разных видах юридической работы, в оперативно-розыскном законе обязательно должны соответствовать по содержанию и смыслу таких терминов. Невозможно толковать не оперативно-розыскные термины в пользу сложившейся оперативной практики, объяснять их в другом смысле, чем это принято в определённой отрасли знания, из которой они вошли в оперативно-розыскное законодательство.

Исследование содержания определённых нормативных актов говорит о зависимости выбора властями конкретного уровня правового управления сыскной деятельности от экономической и социально-политической обстановки в России. Во время роста демократических завоеваний уровень регламентации права негласной деятельности правоохранительных спецслужб и органов постоянно повышался, а с началом новой полосы войн, внутренних потрясений и т.п. законодатель, обычно, ужесточал правовой режим данной работы определённых служб и органов.

По нашему мнению, оперативно-розыскная деятельность не отражается общей реализуемой системой российского права, а лишь является её частью, необходимо структурировать и реорганизовать оперативно-розыскную деятельность, чтобы она отражала все основные аспекты действующего российского права.

Таким образом, анализ содержания нормативных актов свидетельствует о зависимости выбора властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы от социально-политической и экономической обстановки в стране. С ростом демократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал, и наоборот, с началом очередной полосы внутренних потрясений, законодатель стал ужесточать правовой режим негласной работы данных органов и служб.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об оперативно-розыскной деятельности"// «Российская газета»;
  2. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// «Собрание законодательства»;
  3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 25.02.2016)// «Собрание законодательства»;
  4. Карнович С.А. (глав. ред.). Деятельность правоохранительных органов в современных условиях, Материалы XIХ Международной научно-практической конференции. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2014 – 423 с.
  5. Кузнецов Е.В. Теоретические основы формирования оперативно-розыскного права, Томск, 2014. 282 с.
  6. Никитин Е.Л., Дытченко Г.В., Плугарь Д.М. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и судебная практика в сфере её осуществления, Хрестоматия. - СПб.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - 228 с.