Оперативно-розыскная деятельность – одна из форм правоохранительной работы и равна с иными её видами, её цель – защита здоровья, жизни, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств.
Именно данная деятельность является определённым аналогом следственной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность имеет отличия от следственной работы:
- её иногда реализуют негласно, до возбуждения уголовного дела;
- во время проведения мероприятий не нужно соблюдать формальностей, которые обязательны для следственных действий;
- она носит оперативный характер.
Современная система российского права оперативно-розыскной деятельности имеет 2 уровня: одна часть составляющих её актов относится к подзаконным актам, а вторая – к законам. Правовым управлением общественных отношений в специфическом виде работы государства, которое осуществляется на среднем и конституционном уровнях, является управление оперативно-розыскной деятельности на уровне закона.
Согласно статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях», в соответствии с российским законодательством в исправительных учреждениях реализуется деятельность, цели которой:
- обеспечение личной безопасности персонала исправительных учреждений, осужденных и других лиц;
- предупреждение, выявление и раскрытие совершаемых и готовящихся в исправительных учреждениях нарушений и преступлений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск осуждённых, которые совершили побег из исправительного учреждения, а также осуждённых, избегающих отбывание лишения свободы;
- помощь в раскрытии и выявлении преступлений, которые совершены осуждёнными перед прибытием в исправительное учреждение.
Современная преступная среда, которая выступает в качестве основной противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных сотрудников, отражается обязательной частью оперативно-розыскной тактики реализации оперативно-розыскных мероприятий. Нынешнюю оперативно-розыскную деятельность невозможно анализировать вне её взаимосвязи с российским правом.
Существующие масштабы и тенденция роста преступности отражаются на реализации социальной реформы, а также формируют чувство тревоги у граждан за своё благополучие и жизнь. Кроме того, эта тенденция понижает доверие к органам власти, напрямую угрожает российским стратегическим интересам, понижает социальный контроль над преступностью.
Предыдущая система контроля над личностью ушла в прошлое, нынешняя система, которая бы отвечала современной криминогенной ситуации в РФ, пока окончательно не сформирована. Именно это и сформировало серьезную проблему в процессе реализации контроля над преступностью. Правоохранительная система, которая осуществляет основной контроль над преступностью, в наше время, переживает кризис, который обусловлен разрушением кадрового ядра, понижением доверия населения, формирования правового нигилизма.
По нашему мнению, решение этих проблем невозможно без общего применения сил оперативно-розыскной деятельности, как одной из главных деятельностей в системе российского права.
В области оперативно-розыскной деятельности национальное законодательство составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Правовые акты, которые регулируют основы оперативно-розыскной деятельности, основным является закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В законе определены принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности, а также даётся понятие. В нём раскрывается список органов, реализующих оперативно-розыскную деятельность, их обязанности и права, защита информации о них, правовая и социальная зашита должностных лиц органов, исполняющих оперативно-розыскную деятельность. Закон предусматривает социальную и правовую защиту гражданам, которые помогают органам, исполняющим оперативно-розыскную деятельность, а также включает в себя положения о надзоре и контроле за оперативно-розыскной деятельностью;
- другие федеральные законы.
Самые сложные преступления нельзя раскрыть лишь с помощью следственных действий, об этом свидетельствует оперативно-розыскная практика статистики реализации российского права.
Государственно-властное нормативно-организующее действие на оперативно-розыскные отношения социально полезной юридической работы, реализуемой на развивающем и конституционном уровне правового контроля, в специфическом виде называют законодательным регулированием оперативно-розыскной деятельности.
Специфическим для него фактором является принятие подзаконных нормативных правовых актов.
Различают среди них:
- ведомственного характера;
- межведомственного характера;
- нормативные акты исполнительной и законодательной власти.
В таком случае необходимо обратить внимание на разъяснение понятия оперативно-розыскного закона. Оперативно-розыскным законом называется собирательный термин, который понимается как комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, существующий для управления общественными отношениями в области оперативно-розыскной деятельности и в некоторых других видах работы правоохранительных спецслужб и органов РФ, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью, в основном в уголовно-процессуальной и контрразведывательной работе.
Термины, взятые из ряда отраслей знаний о разных видах юридической работы, в оперативно-розыскном законе обязательно должны соответствовать по содержанию и смыслу таких терминов. Невозможно толковать не оперативно-розыскные термины в пользу сложившейся оперативной практики, объяснять их в другом смысле, чем это принято в определённой отрасли знания, из которой они вошли в оперативно-розыскное законодательство.
Исследование содержания определённых нормативных актов говорит о зависимости выбора властями конкретного уровня правового управления сыскной деятельности от экономической и социально-политической обстановки в России. Во время роста демократических завоеваний уровень регламентации права негласной деятельности правоохранительных спецслужб и органов постоянно повышался, а с началом новой полосы войн, внутренних потрясений и т.п. законодатель, обычно, ужесточал правовой режим данной работы определённых служб и органов.
По нашему мнению, оперативно-розыскная деятельность не отражается общей реализуемой системой российского права, а лишь является её частью, необходимо структурировать и реорганизовать оперативно-розыскную деятельность, чтобы она отражала все основные аспекты действующего российского права.
Таким образом, анализ содержания нормативных актов свидетельствует о зависимости выбора властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы от социально-политической и экономической обстановки в стране. С ростом демократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал, и наоборот, с началом очередной полосы внутренних потрясений, законодатель стал ужесточать правовой режим негласной работы данных органов и служб.