Внутренний контроль состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и повышение его эффективности

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 38
CC BY-NC

Аннотация

Бухгалтерский учет, внутренний контроль и анализ – это три основных элемента учетно-аналитическое обеспечение предприятия. Статья посвящена вопросу организации внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами. Описаны преимущества и недостатки внутреннего аудита предприятий, выявлены возможности его организации и предложен возможный порядок проведения внутреннего аудита расчетов с контрагентами.

Ключевые слова

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ, КОНТРАГЕНТЫ, РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Текст научной работы

Расчеты с контрагентами, под которыми принято понимать в основном расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, всегда были предметом пристального внимания. В современных условиях хозяйственным субъектам приходится осуществлять их деятельность в обстановке обостряющейся конкурентной среды, в это время расчеты с контрагентами приобретают более важный характер и являются одним из ключевых элементов в вопросах дальнейшего существования предприятий. От того, как проходят расчеты с контрагентами зависит стабильность финансового положения предприятий, эффективность их деятельности и перспективы дальнейшего развития и функционирования. Ввиду этого очевидна потребность предприятий не только в надлежащем учете и контроле расчетов, но и в осуществлении крайне эффективного внутреннего контроля деятельности сотрудников, которые занимаются учетом расчетов, и менеджеров, способных повлиять на состояние расчетов решения.

Во внутренний контроль включается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством в качестве средств упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Внутренний контроль — это организованные внутри экономического субъекта надзор и проверка соблюдения законодательства, точность и полнота документации бухгалтерского учета, своевременность подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, предотвращение ошибок и искажений, исполнение приказов и распоряжений.

Сейчас в основном на всех предприятиях внутренний контроль состояния расчетов с контрагентами обеспечивается распределением функций между отделами организаций; выбором лиц, ответственных за выполнения условий договоров и ведение учета расчетов; формированием системы подотчетности; функционированием ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности организации. Естественно, это дает в какой-то мере положительный результат, но наличие безнадежных и сомнительных долгов в хозяйственной деятельности организаций ставит под сомнение положительный результат таких мероприятий и акцентирует внимание на поиск иных путей решения данной проблемы.

Вопрос о том, следует ли организовывать внутренний аудит на предприятии, если ревизионная комиссия уже существует, является актуальным.

Внутренний аудит и ревизия выполняют ряд сходных функций, но все же это разные формы внутреннего контроля, дополняющие друг друга. Основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита, они заключаются только в осуществлении контроля соответствия финансово-хозяйственной деятельности организации требованиям российского законодательства. Отдел внутреннего аудита способен выполнять функции контроля подготовки финансовой информации, оценки эффективности системы внутреннего контроля, выявления рисков и управления ими, поскольку внутренние аудиторы способны выполнять значительный объем контрольных функций, которые возложены на руководство организации. Важно, что отделы внутреннего аудита используются на предприятиях в большинстве стран и на практике подтверждают свою эффективность.

Внутренний аудит важен, если компания имеет территориально разбросанные филиалы или подразделения, в которых решения принимает местное руководство самостоятельно, а центральному руководству предоставляется достоверная информация об их деятельности для контроля и оценки принятых решений в общем.

Следовательно, услуги внутренних аудиторов возможно использовать как дополнительных ресурсы, которые помогают органам управления осуществлять их функции по управлению компанией.

Основная цель организации внутреннего аудита на предприятии является снижение возникающих по различным причинам финансовых потерь. В условиях рынка такие потери неизбежны, но их необходимо уменьшить на сколько возможно. Для этого организовывается эффективный контроль, который предотвращает потери как на стадии планирования, так и при осуществлении текущей деятельности. Чем более эффективен внутренний аудит и выше результат его действия, тем меньше потерь несет организация.

Для создания внутреннего аудита требуются определенные затраты. Понятно, что внутренний аудит принесет выгоду только в том случае, если результат функционирования отдела внутреннего аудита будет превышать его стоимость.

При осуществлении контроля состояния расчетов с поставщиками и заказчиками существуют риски.

Рисунок 1.

Следовательно, основным критерием повышения эффективности контроля состояния расчетов с контрагентами является снижение потерь, которые связанны с возникновением сомнительных и безнадежных долгов. Снизить потери, связанные с осуществлением расчетов с контрагентами, возможно путем создания служб внутреннего аудита, но в практике реализация подобного проекта сталкивается с определенными трудностями. Выделяют общие постановочные проблемы:

  • недостаток теоретических разработок в области внутреннего аудита;
  • отсутствие стандартизации внутреннего аудита, без этого крайне трудно добиться эффективной аудиторской деятельности внутри предприятий.

Процесс создания отдела внутреннего аудита является весьма сложным. Он требует решения ряда методологических и организационно-технических проблем.

Служба внутреннего аудита должна быть организована в соответствии со спецификой деятельности предприятия, его системой управления и состоянием внутреннего контроля. Все положения по организации внутреннего аудита и методике его проведения должны быть регламентированы внутренними документами предприятия и отражены в учетной политике.

Служба внутреннего аудита должны выполнять определенные функции.

  1. Функции службы внутреннего аудита;
  2. Проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
  3. Проверка бухгалтерской и оперативной информации, изучение отдельных статей отчетности, включая детальную проверку операций, остатков по счетам;
  4. Проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства;
  5. Оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях;
  6. Проверка деятельности различных звеньев управления;
  7. Проверка наличия и состояния имущества и обязательств;
  8. Специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  9. Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
  10. Оценка используемого программного обеспечения;
  11. Осуществление аналитических мероприятий (в рамках контроля расчетов с контрагентами отслеживание состояния дебиторской и кредиторской задолженности организации с целью оптимизации ее уровня, повышения эффективности управления оборотными активами и заемным капиталом).

Для того чтобы работа службы внутреннего аудита была объективной, необходимо обеспечить ее независимость в структуре управления предприятия от руководителей проверяемых филиалов и структурных подразделений. В идеальном варианте служба внутреннего аудита должна подчиняться только назначившему ее высшему руководству.

Создание эффективной системы внутреннего аудита позволит:

  • обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;
  • сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;
  • своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;
  • сформировать адекватную систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

Для осуществления внутреннего аудита расчетов с поставщиками и заказчиками предприятиям следует использовать единую методику, которая будет определять порядок и сроки ее проведения, а также приемы и процедуры, применяемые при проверке.

Внутренний аудит желательно проводить не реже чем два раза в год.

Также, следует проводить внеплановые проверки, обращая особое внимание на случаи подозрения в злоупотреблениях.

Рисунок 2.

В план мероприятий внутреннего аудита расчетов рекомендуется включить:

Для реализации предлагаемого плана проверки необходимо проведение аудиторских процедур.

  1. Аудиторские процедуры;
  2. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг;
  3. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг;
  4. Проверка законности первичной учетной документации;
  5. Проверка соблюдения графика документооборота;
  6. Проверка точности регистрации документа в учетных регистрах;
  7. Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации;
  8. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
  9. Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию;
  10. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам;
  11. Проверка расчетов по выданным обеспечениям исполнения обязательств;
  12. Проверка расчетов по коммерческим кредитам;
  13. Проверка расчетов по претензиям;
  14. Проверка учета курсовых и суммовых разниц (в случае осуществления расчетов в иностранной валюте);
  15. Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  16. Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
  17. Проверка налогового учета (процентов по коммерческим кредитам, сомнительной задолженности, налога на добавленную стоимость).

Проведение этих аудиторских процедур позволит реализовать внутренний контроль по следующим направлениям:

  • создать базу данных утвержденных поставщиков (подрядчиков), для каждого поставщика определить категорию расхода, ответственного менеджера, ответственного бухгалтера;
  • оптимизировать выбор поставщиков (подрядчиков) и изменить информационные данные о них в информационной системе;
  • увеличить ответственность менеджеров за закупки товаров и услуг, претензионную работу с поставщиками (подрядчиками), своевременное представление документов в бухгалтерию;
  • обеспечить контроль наличия договоров;
  • обеспечить контроль процесса осуществления платежей;
  • получать актуальную аналитическую информацию о предоплатах и состоянии кредиторской задолженности;
  • анализировать все операции с конкретным поставщиком или подрядчиком (платежи, цены, претензии).

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками проводится в аналогичном порядке.

Этапы проверки при расчетах с покупателями и заказчиками:

  • Проверка договоров с покупателями и заказчиками (их правовая оценка, изучение условий договоров, установление круга покупателей и заказчиков);
  • сверка расчетов с покупателями и заказчиками;
  • аудит организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками;
  • аудит состояния задолженности покупателей и заказчиков;
  • проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с покупателями и заказчиками;
  • проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками данным сводного (синтетического) учета;
  • проверка организации налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками.

Процедуры по контролю состояния дебиторской задолженности предназначены для:

  • анализа и улучшения ликвидности предприятия;
  • уменьшения риска возникновения безнадежных долгов;
  • снижения уровня просроченной дебиторской задолженности;
  • обеспечения своевременно притока денежных средств.

В зависимости от цели и задач каждой проверки внутренние аудиторы самостоятельно определяют набор применяемых процедур. С помощью этого снижаются расходы на проведение проверок, обеспечивается гарантия эффективности процессов, которые проводятся в организации.

Из всего это можно сделать вывод о том, что рекомендуемые принципы организации службы внутреннего аудита и порядок осуществления внутреннего аудита расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) повысят эффективность как уже действующей системы внутреннего контроля в общем, так и внутреннего контроля состояния расчетов в частности. Организация такой службы для осуществления внутреннего контроля позволит предприятиям оптимизировать деятельность при помощи консультирования и информирования руководства и свести к минимуму возможность принятия невыгодных и нерациональных решений в управлении, а также поможет достигнуть приемлемого уровня риска возникновения убытков.

Читайте также

Список литературы

  1. Бурцев В.В. Как организовать внутренний аудит на предприятии в современных условиях  / В .В . Бурцев  // Аудит – 2011.
  2. Васильева Е.А. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе управления организацией[ Т е к с т ]  / Е.А. Васильева , Т.Н. Гуськова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы - 2013.
  3. Васильева Е.А. Учетно–аналитическое обеспечение устойчивого развития хозяйствующего субъекта[ Т е к с т ] / Е .А . Васильева // Экономика и предпринимательство - 2013
  4. Внутренний аудит: организация и планирование / Ф. Б. Риполь-Сарагоси, В. Ю. Реутов. - Ростов н/Д : Феникс, 2011
  5. Воропаев Ю.Н. Система внутреннего контроля организации, Ю.Н. Воропаев Бухгалтерский учет - 2012
  6. Парамонова Л.А. Специфика учетного отражения денежных эквивалентов экономическими субъектами сферы сервиса [Текст] / Л.А. Парамонова. - Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013.

Цитировать

Кузьмина, Ю.В. Внутренний контроль состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и повышение его эффективности / Ю.В. Кузьмина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2637 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться