Основой рыночного механизма в современных условиях являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. Главную роль в системе экономических показателей играет прибыль предприятий.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Актуальность данной темы заключается в том, что прибыль на сегодняшний день является одним из показателей доходности деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности в рыночной экономике.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии [7]. Экономическая сущность прибыли — это одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы к трактовке ее происхождения и сущности. Исследуя трактовки прибыли различных научных школ, можно сформулировать следующее ее определение. Прибыль — это экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие:
- прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является измерителем (мерой) эффективности общественного производства;
- стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам;
- общественно-социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней, попадая в них в виде налоговой наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических целей [5].
Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса. Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:
- получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
- обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
- обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
- получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
- обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
Выделяют следующие виды прибыли:
- валовая прибыль (брутто-прибыль) — это разность между нетто выручкой от продажи товаров, продукции, работ, и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг.
- прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов
- прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих расходов
- чистая прибыль (убыток) отчетного периода — это прибыли (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств (ОНО), текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период (ОНА)
- нераспределенная чистая прибыль — это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств [5].
Проанализируем формирование и использование прибыли в ОАО «Большие Каркалы». Рассмотрим, как была сформирована прибыль в ОАО «Большие Каркалы» за 2011-2013 гг.
Из таблицы 1 видно, как формируется прибыль на предприятии; можно сделать вывод о том, что чистая прибыль зависит от выручки, себестоимости, процентов к уплате, прочих доходов и расходов. Так, выручка в 2013 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 27,6 %, за счет уменьшения объема продаж, себестоимость продаж уменьшилась на 28,6 % за счет сокращения объема производства, вследствие чего валовый убыток сократился на 52 %, проценты к уплате уменьшились на 15,5 %, за счет сокращения размера кредита, взятого предприятием в банке, прочие доходы уменьшились на 37,1 %, за счет сокращения размера субсидий, выделенных предприятию государством.
Таким образом, чистая прибыль в 2013 году уменьшилась на 95,5 %, за счет уменьшения выручки на 27,6 %, уменьшения прочих доходов на 37,1 %, и появления расходов в размере 661 тыс. руб.
Таблица 1 Состав и динамика формирования прибыли в ОАО «Большие Каркалы»
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. в % к 2011 г. |
Выручка |
10155 |
10987 |
7354 |
72,4 |
Себестоимость продаж |
10613 |
10251 |
7574 |
71,4 |
Валовая прибыль (убыток) |
-458 |
736 |
-220 |
48,0 |
Проценты к уплате |
-1320 |
-1037 |
-1116 |
84,5 |
Прочие доходы |
3188 |
1630 |
2004 |
62,9 |
Прочие расходы |
- |
-1293 |
-661 |
- |
Прибыль до налогообложения |
1410 |
36 |
7 |
0,5 |
Чистая прибыль |
1410 |
36 |
7 |
0,5 |
Рассмотрим, как распределялась прибыль в ОАО «Большие Каркалы» за 2011-2013 гг.
Таблица 2 Направления использования чистой прибыли ОАО «Большие Каркалы»
Направления прибыли |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. в % к 2011 г. |
Чистая прибыль |
1410 |
36 |
7 |
0,5 |
Фонд накопления |
1210 |
- |
- |
- |
В т. ч. на расширение производства |
1210 |
- |
- |
- |
Фонд потребления |
200 |
36 |
7 |
3,5 |
В т. ч. на выплату дивидендов работникам |
200 |
36 |
7 |
3,5 |
Из таблицы 2 видно, что в 2011 году в фонд накопления направлено 1210 тыс. руб., в т.ч. на приобретение основных средств – 1210 тыс. руб., в фонд потребления было направлено – 200 тыс. руб., в т.ч. на выплату дивидендов 200 тыс. руб. В 2012 году вся чистая прибыль в размере 36 тыс. руб. была направлена на выплату дивидендов работникам предприятия; в 2013 году вся чистая прибыль в размере 7 тыс. руб. была также направлена на выплату дивидендов работникам предприятия. Как видим из таблицы, направление чистой прибыли в фонд потребления в 2013 году по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 96,5 %, из-за уменьшения чистой прибыли в 2013 году на 95,5 %.
Рассмотрим резервы увеличения прибыли в ОАО «Большие Каркалы». Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции [4].
Пути повышения прибыли на предприятии ОАО «Большие Каркалы» следующие:
- чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения;
- строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ;
- проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала;
- повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции.
- улучшать качество выполняемых услуг, продукции, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками;
- увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия;
- сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования;
- сокращение непроизводственных расходов и производственного брака;
- применение самых современных инновационных технологий при производстве продукции, выполнении работ [6].
Резервы роста прибыли можно выявить за счет:
- увеличения объема производства и реализации продукции;
- повышения цены реализации;
- снижения себестоимости продукции.
Подсчитаем возможные резервы увеличения объема производства продукции растениеводста в ОАО «Большие Каркалы». В связи с тем, что подсчет выявления резервов увеличения объемов производства, выручки, прибыли на предприятии является очень объемным, то предоставляем только результаты подсчетов данных резервов.
Таблица 3 Резервы увеличения объема производства продукции растениеводства
Источники резерва |
Вид продукции |
Стоимость доп. продукции, тыс. руб. |
|||
Зерна |
Подсолнечник |
||||
ц. |
тыс. руб. |
ц. |
тыс. руб. |
||
ИТОГО, за счет: |
1450 |
681,6 |
280 |
126,2 |
880,2 |
-расширения посев. площади |
537,5 |
252,6 |
140 |
63 |
374,1 |
-улучшения структуры посевов |
645 |
303,2 |
70 |
31,5 |
342,2 |
-доп. внесения удобрений |
215 |
101,1 |
49 |
22,1 |
127 |
-повышения эффективности удобрений |
21,5 |
10,1 |
7 |
3,2 |
14,8 |
-использования более урожайных сортов культур |
25 |
11,8 |
9 |
4,1 |
16,7 |
-уборки урожая в оптимальные сроки |
6 |
2,8 |
5 |
2,3 |
5,5 |
Резерв к фактическому объему производства продукции, % |
21 |
14,3 |
Из таблицы 3 видно, что резерв по зерну всего составляет 1450 ц. или 681,6 тыс. руб., в том числе за счет расширения посевной площади на 537, 5 ц., улучшения структуры посевов на 645 ц., доп. внесений удобрений в почву на 215 ц., повышения эффективности внесения удобрений на 21, 5 ц., использование более урожайных сортов культур на 25 ц., уборки урожая в оптимальные сроки. Резерв всего по зерну составляет 21 % от фактического объема производства зерна в 2013 году. Резерв по подсолнечнику составил 280 ц. или 126,2 тыс. руб., в том числе за счет расширения посевной площади на 140 ц., улучшения структуры посевов на 70 ц., доп. внесений удобрений в почву на 49 ц., повышения эффективности внесения удобрений на 7 ц., использование более урожайных сортов культур на 9 ц., уборки урожая в оптимальные сроки на 5 ц. Резерв по подсолнечнику составляет 14,3 % от фактического производства подсолнечника в 2013 году.
Рассмотрим резерв увеличения объема производства продукции животноводства.
Таблица 4 Резервы увеличения объема производства продукции животноводства
Источники резерва |
Резерв увеличения производства продукции |
Стоимость дополнительной продукции, тыс. руб. |
|||
Молока |
КРС |
||||
ц. |
тыс. руб. |
ц. |
тыс. руб. |
||
ИТОГО, за счет: |
612 |
738 |
77,5 |
675 |
1413 |
-роста поголовья |
167 |
200 |
10 |
87 |
287 |
повышения: -уровня кормления |
74 |
89 |
2 |
17 |
106 |
-эффективности использования кормов |
123 |
148 |
27 |
235 |
383 |
улучшения: -пород. Состава |
61,5 |
74 |
15 |
131 |
205 |
-возрастного состава стада |
184,5 |
225 |
22,5 |
196 |
421 |
-сокращения: -яловости в стаде |
2 |
2 |
1 |
9 |
11 |
Резерв к фактическому объему производства продукции, % |
29,8 |
20,9 |
- |
Из таблицы 4 видно, что резерв увеличения производства молока составляет 612 ц., в т.ч. за счет роста поголовья на 167 ц., за счет повышения уровня кормления на 74 ц., эффективного использования кормов на 123 ц., улучшения породного состава на 61,5 ц., улучшения возрастного состава стада на 184,5 ц., за счет сокращения яловости в стаде на 2 ц. Резерв молока к фактическому производству составляет 29 %. Резерв увеличения объема производства КРС составляет всего 77,5 ц., в том числе за счет роста поголовья на 10 голов, за счет повышения уровня кормления на 2 ц., эффективного использования кормов на 27 ц., улучшения породного состава на 15 ц., улучшения возрастного состава стада на 22,5 ц., за счет сокращения яловости в стаде на 1 ц. Резерв увеличения объема производства КРС составляет 28,7 %.
Далее рассмотрим резервы увеличения прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции за 2011-2013 гг.
Таблица 5 Резервы увеличения прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции
Источники резервов |
Вид продукции |
Стоимость дополнительной продукции, тыс. руб. |
||||
Зерно |
Подсолнечник |
Молоко |
КРС |
|||
1.Резерв увеличения выручки, тыс. руб. за счет: |
395,6 |
138,3 |
367,2 |
529,2 |
1430,3 |
|
-увеличения объема продаж |
- |
13,9 |
- |
17,4 |
31,3 |
|
-повышения качества продукции |
170,4 |
63 |
147,6 |
261 |
642 |
|
-поиска более выгодных рынков сбыта |
85,9 |
21 |
47,0 |
70,2 |
224,1 |
|
-продажи в более оптимальные сроки |
139,3 |
40,3 |
172,6 |
180,6 |
532,8 |
|
2.Фактическая сумма выручки, тыс. руб. |
1350 |
876 |
1523 |
3205 |
6954 |
|
3.Объем выручки с учетом резервов, тыс. руб. |
1745 |
914 |
1890 |
3734 |
8283 |
|
4.Возможный объем продаж, ц. |
3215 |
2793,7 |
1575 |
229,2 |
Х |
|
5.Возможный уровень себестоимости 1 ц. продукции, руб. |
511 |
439 |
1078 |
6779 |
Х |
|
6.Возможная себестоимость продукции |
1642 |
912 |
1441 |
2766 |
6761 |
|
7.Фактическая сумма затрат продукции, тыс. руб. |
1695 |
965 |
1495 |
2793 |
6948 |
|
8.Прибыль возможная, тыс. руб. |
-269 |
-66 |
34 |
462 |
161 |
|
9.Прибыль фактическая, тыс. руб. |
-345 |
-89 |
28 |
412 |
6 |
|
10.Резерв увеличения прибыли, тыс. руб. |
76 |
23 |
6 |
50 |
155 |
Из таблицы 5 видно, что если использовать все эти резервы рационально, то прибыль предприятия во много раз увеличится в предстоящем периоде.
Что касается рационального использования прибыли предприятия, то политика ОАО «Большие Каркалы» в области распределения прибыли обычно вырабатывается советом директоров и подлежит утверждению на общем собрании акционеров. При планировании распределения чистой прибыли АО необходимо учитывать виды выпущенных акций. Так, по привилегированным акциям предусматривается обязательная выплата дивидендов по утвержденным ставкам. Вопрос о выплате дивидендов по обыкновенным акциям решается в зависимости от финансовых результатов деятельности общества и с учетом перспектив его развития. В целях развития предприятия при недостаточности прибыли может быть принято решение о реинвестировании дивидендов по обыкновенным акциям и невыплате доходов их владельцам в текущем году. Распределение прибыли на капитализируемую часть и дивиденды является важнейшим моментом финансового планирования, так как от этого зависит развитие Акционерного Общества и его возможности выплачивать дивиденды в будущем. Слишком высокие дивиденды могут привести к «проеданию» капитала, затормозить развитие бизнеса. В то же время невыплата дивидендов снижает рыночный курс акций общества и создает сложности при размещении очередного выпуска акций, ущемляет интересы собственников-акционеров [1].
Одним из резервов повышения прибыли является активное использование механизмов страхования сельскохозяйственных рисков, о чем мы неоднократно писали [2;3]. Однако в данном хозяйстве возможности страховой защиты применяются очень слабо и непоследовательно, что является предметом особого рассмотрения.
Таким образом, прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия, ее максимизация – одна из главных целей развития фирмы и непосредственный объект управления финансовых менеджеров. В ОАО «Большие Каркалы» руководители придают важное значение управлению прибылью предприятия, стремясь увеличить ее. Выявленные в настоящей статье резервы показали, что если увеличить объем производства предприятия на 20 %, то прибыль увеличится на 1, 332 тыс. руб., а возможность снижения затраты на отпуск работников на 1 рубль товарной продукции в размере 0,01 руб., даст шанс получит прибыль в размере 73,55 тыс. руб.
В итоге, для того чтобы увеличить прибыль предприятия, необходимо рационально использовать имеющиеся резервы увеличения прибыли, а также выбирать рациональные направления использования, полученной прибыли для эффективного функционирования предприятия в будущем.