Будущая деятельность человека, ее направленность, продуктивность и эффективность зависит от успешности формирования личностных особенностей в подростковом возрасте. Данные особенности формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности подростков.
Внеучебная деятельность в подростковом возрасте способствует более эффективному формированию ответственности, самоорганизации, планирования собственной деятельности. В контексте внеучебной деятельности мы остановились на спортивной (на примере большого тенниса), так как она способствует развитию как физиологических, так и психологических особенностей личности, таких как: волевые качества личности, эмоциональная устойчивость и самопринятие.
В ходе исследовательской работы был проведен анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме школьной успеваемости в подростковом возрасте и формировании основных личностных особенностей. Наиболее подробно были рассмотрены работы следующих авторов:
- А.Д. Ишкова о влиянии структуры процесса самоорганизации на успешность в учебной деятельности [1];
- С.С. Котовой о формировании компетенций самоорганизации у обучающихся [2];
- работа А.Е. Уварова о психологии самоорганизации личности, как субъекта двигательной активности [3].
Целью исследования является: выявление специфики взаимосвязи личностных особенностей и успешности в учебной деятельности у подростков, занимающихся спортивной деятельностью (на примере большого тенниса).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: теоретически проанализировать основные подходы к изучению личностных особенностей учащихся подросткового возраста, успешности в учебной деятельности и спортивной психологии; организовать и провести исследование сформированности определенных личностных особенностей и уровня школьной успеваемости у подростков, занимающихся различными видами внеучебной деятельности, а также проинтерпретировать полученные результаты.
В исследовании взаимосвязи успешности в учебной деятельности и личностных качеств учащихся подросткового возраста, занимающихся большим теннисом, использовались методы: теоретические (индуктивный), эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (опросники), а также методы математической статистики: дескриптивная, сравнительный, корреляционный анализы; инерпретационные методы.
В нашем исследовании принимали участие обучающиеся подросткового возраста, занимающиеся большим теннисом в теннисном клубе «Макс»; учащиеся 9-х и 10-х классов средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением английского языка г. Заречного Свердловской области; учащиеся 9-х классов МОУ Гимназии № 99 г. Екатеринбурга.
Выборка составила 117 человек (58 юношей и 59 девушек) в возрасте от 13 до 17 лет. В зависимости от направленности деятельности учащиеся были поделены на две группы. К первой группе относятся подростки, занимающиеся большим теннисом (56 человек, из которых 23 девушки и 33 юноши, средний возраст – 15,1 лет). Первая группа, в свою очередь, делится на 3 подгруппы, в зависимости от продолжительности занятий данным спортом:
- подростки, занимающиеся большим теннисом более 5 лет (15 человек, из которых 13 юношей и 2 девушки, средний возраст – 15 лет);
- подростки, занимающиеся большим теннисом от 2 до 5 лет (20 человек, из которых 10 юношей и 10 девушек, средний возраст – 15,1 лет);
- подростки, занимающиеся большим теннисом до 2 лет (21 человек, из которых 10 юношей и 11 девушек, средний возраст – 15 лет).
Ко второй группе относятся подростки, не занимающиеся большим теннисом (61 человек, из которых 25 юношей и 36 девушек, средний возраст – 15,5 лет). Вторая группа также делится на 3 подгруппы, в зависимости от увлечений определенным видом внеучебной деятельности:
- подростки, занимающиеся спортивной деятельностью (31 человек, из которых 17 юношей и 14 девушек, средний возраст – 15,5 лет);
- подростки, занимающиеся интеллектуально-творческой деятельностью (23 человека, из которых 6 юношей и 17 девушек, средний возраст – 15,3 лет);
- подростки, не занимающиеся внеучебной деятельностью (7 человек, из которых 2 юношей и 5 девушек, средний возраст – 16 лет).
Для получения эмпирических данных использовались: 1) анкета, состоящая из 13 вопросов полузакрытого и открытого типов. Анкета позволяет выявить направленность учебной и внеучебной деятельности подростков, уровень школьной успеваемости и оценку школьной успеваемости респондентами и значимыми для них лицами, отношение к спортивной деятельности; 2) Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации – 39» (автор – Ишков А.Д.), содержащий интегральную шкалу «Уровень самоорганизации», шесть шкал, характеризующих развитие личностного и функциональных компонентов; 3) Опросник «Волевые качества личности» (автор – Чумаков М.В.), направленный на диагностику конкретных проявлений волевой регуляции, определяющиеся условиями и содержанием конкретных видов деятельности; 4) Опросник «Смысловые базовые установки» (А.Д. Ишков, Н.Г. Милорадова), предназначенный для диагностики базовых смысловых установок человека.
Подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, демонстрируют развитые навыки организации процесса собственной деятельности. Что касается уровня успешности в учебной деятельности, то, подростки, занимающиеся большим теннисом и другими видами спортивной деятельности, имеют высокий процент хорошей и отличной успеваемости. Подростки, занимающиеся интеллектуально-творческой деятельностью и не занимающиеся внеучебной деятельностью, имеют высокий процент хорошей успеваемости, но, в то же время значительный процент удовлетворительной успеваемости, что подтверждает положительное влияние двигательной активности на формирование личностных особенностей. Высокий процент хорошей успеваемости подростков, занимающихся интеллектуально-творческой деятельностью, подтверждает положительное влияние занятий любым типом внеучебной деятельности на формирование личностных особенностей и успешности в учебной деятельности.
Подростки, занимающиеся спортивной деятельностью, проявляют высокий уровень развития навыков самоорганизации, в силу специфики их спортивной деятельности. Также у них наиболее развиты следующие волевые качества: ответственность, инициативность, самостоятельность.
Таким образом, подтвердилось, что спортивная деятельность способствует эффективному формированию личностных особенностей, определяющих успешность в учебной деятельности; о существовании специфики выраженности личностных особенностей подростков, занимающиеся спортивной деятельностью (на примере большого тенниса), в зависимости от продолжительности и времени начала занятий; а также любой вид внеучебной деятельности способствует развитию личностных особенностей и успешности в учебной деятельности подростков.