К появлению индустриального предпринимательства, а также малого и среднего бизнеса в России привел переход к рыночной экономике. В развивающихся странах мира малый и средний бизнес является основной составляющей национальной экономики. Тем самым малый и средний бизнес увеличивает занятость населения, валовый внутренний продукт (ВВП), налоговые поступления при этом способствуя экономическому росту. Роль малого бизнеса значительна в формировании современной экономической культуре и креативного среднего класса.
Малый и средний бизнес считается как важный элемент рыночной экономики имея региональный ориентир, так как деятельность заключается в потребностях и объемах местных рынках. Субъекты малого бизнеса строят свою деятельность из потребностей местных сегментированных рынков.
Недооценка малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации (РФ) носит характер стратегического просчета, создавая негативные ситуации в экономике регионов. Имеется существенная разница уровня развития бизнеса по регионам. Значимость малого и среднего бизнеса в регионах РФ остается по-прежнему умеренной.
Во время рыночных реформ важным условием становится развитие малого бизнеса в субъектах, что позволит в полной мере преодолеть отраслевой и региональный монополизм, предоставить дополнительные рабочие места, сформировать региональные рынки. Так в Самарской области вопрос об оптимизации поддержки малого и среднего бизнеса остается одним из приоритетных в деятельности всех уровней региональной власти.
На прошедшем в сентябре 2014 года XIII (13) Международном инвестиционном форуме СОЧИ-2014 премьер министр Российской Федерации Д.А. Медведев отметил важность в защите прав бизнесменов, тем самым призвав избавляться от предвзятого отношения к предпринимательству, предложив передать полномочия по введению налоговых каникул на региональный и местный уровень управления в определенных областях, прежде в производственных сферах деятельности. Сделано по причине прекращения и пресечения ухода от налога. На форуме было вновь предложено создать Федеральный гарантийный фонд для поддержки малого и среднего бизнеса, выделив из бюджета на 2015 год 65 млрд. рублей. Для доступности и открытости денежных ресурсов, необходимо расширить прямую финансовую поддержку создав Федеральный гарантийный фонд. Не менее 20% объема закупок со стороны компаний с участием государства и инфраструктурных монополий, как в случаи с госзаказом, должно приходиться на малое предприятия. В рамках федерального контроля с 1 января 2015 года не менее 20% годового объема заказов должно быть отдано небольшим фирмам и некоммерческим организациям. Аналогичные подходы должны установиться и для инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием [1].
Господдержка субъектов малого и среднего бизнеса Самарской области осуществляется в пределах Областной целевой программы « Развитие малого и среднего бизнеса в Самарской области» в период на 2009-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.09 №184. Цель Программы это обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области. Развитие малого и среднего бизнеса в Самарской области по состоянию на 1 января 2014 года представлены в таблице 1.
Таблица 1. Развитие малого и среднего бизнеса в Самарской области
Показатели |
Количество |
Субъекты малого и среднего бизнеса в том числе (тыс. ед.): |
123,9 |
|
8,7 |
|
43,2 |
|
0,7 |
|
72,0 |
Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности в том числе (ед.): |
6 765 |
|
295 |
|
874 |
|
795 |
|
2 285 |
|
282 |
|
385 |
|
1406 |
|
5 |
|
107 |
|
298 |
Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях по видам экономической деятельности (чел): |
173961 |
|
9 397 |
|
23 768 |
|
23 471 |
|
56 264 |
|
8 103 |
|
9 682 |
|
37 902 |
|
65 |
|
109 |
|
5 200 |
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (млн. руб.): |
376903,4 |
|
10 043, 7 |
|
33 177,2 |
|
42 938,6 |
|
232 509,6 |
|
4 575,8 |
|
15 341,2 |
|
32 038,7 |
|
76,4 |
|
2 022,2 |
|
4 180,0 |
Из данных представленных в данной таблице видно, что наибольшее развитие малого предпринимательства в Самарской области имеет сельское хозяйство, а также оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования. Необходимо также заметить, что количество человек, занятых в предпринимательстве, в среднем пропорционально соответствует количеству малых предприятий, а также обще пропорциональному обороту.
Теперь рассмотрим ситуацию в среднем бизнесе. Количество средних предприятий по видам экономической деятельности в 2013 году (см. таблицу 2).
Таблица 2. Показатели среднего бизнеса в Самарской области в 2013 году
Показатели |
Количество |
Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности в том числе (ед.): |
393 |
|
40 |
|
116 |
|
49 |
|
86 |
|
5 |
|
22 |
|
38 |
|
4 |
|
33 |
Среднесписочная численность работников по средним предприятиям в Самарской области (чел.) |
40 576 |
|
4 273 |
|
15 369 |
|
5 893 |
|
5 454 |
|
5 71 |
|
2 418 |
|
3 420 |
|
6 59 |
|
3 749 |
Оборот средних предприятий в Самарской области (млн. руб.) |
76845,4 |
|
2580,1 |
|
28 951,6 |
|
14 145,6 |
|
44 196,2 |
|
675,7 |
|
3 983,0 |
|
4 652,7 |
|
4 65,6 |
|
6 612,1 |
Исходя из показателей среднего бизнеса в Самарской области, следует, что лидерство сохраняет предпринимательство в сельскохозяйственной сфере, а также в сфере обрабатывающее промышленности. Инвестиции в малый и средний бизнес также высоки. Несмотря на риски и угрозы предпринимательскому сообществу, по оценкам исследователей, в 2013 году Самарская область заняла 4-ое место по условиям развития малого и среднего бизнеса, в том числе благодаря поддержке федеральной и местной властей. Так к примеру в 2007 году на программы поддержки малого и среднего предпринимательства Самарской области было выделено 32 млн. руб., в 2012 году – 730 млн. руб., в 2013 году – 800 млн. руб., а в 2014 году – порядка 850 млн. руб.
В сентябре 2014 года Министерство экономического развития Самарской области подвило итоги областного конкурса по отбору субъектов малого и среднего бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах экономики Самарской области с целью предоставления гарантов на создание собственного бизнеса в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, приобретение основных средств и производственного оборудования, уплату первого лизингового платежа по договору лизинга, обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии.
Развитие предпринимательства в Самарской области должно показать, как с помощью рычагов госрегулирования способствовать развитию малого предпринимательства в регионе. Основной целью развития малого бизнеса в Самарской области обозначено повышение уровня развития субъектов предпринимательства на основе взвешенной, продуманной и научной политики господдержки и госрегулирования, что позволит усовершенствовать качество жизни населения и достичь постоянного роста региональной экономики.
Согласно выработанным принципам стратегии малый бизнес в регионе должен быть легальным, экономически эффективным. Эволюционный подход к развитию бизнеса в регионе позволяет достичь наиболее сбалансированного развития всей территориальной экономики и улучшить уровень и качество жизни населения региона.
Особое место в системе современного предпринимательства занимает инновационное предпринимательство, рост которого свидетельствует о тенденции к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства.
Все же остается множество нерешенных проблем, решение которых будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в регионе. К таким относятся развитие нормативно правовой базы в сфере малого и среднего бизнеса; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса как целостной системы; развитие системы консалтинговой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности работ (услуг) и ее продвижение на внутренние и внешние рынки; подготовка, переподготовка а также повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего бизнеса и организаций инфраструктуры, развитие и поддержка предпринимательской инициативы [3].