Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в самарской области

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье представлены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Самарской области, а также предложены перспективы развития с учетом состояния социально-экономических показателей региона (Самарской области) и Российской Федерации в целом на сегодняшний день.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

К появлению индустриального предпринимательства, а также малого и среднего бизнеса в России привел переход к рыночной экономике. В развивающихся странах мира малый и средний бизнес является основной составляющей национальной экономики. Тем самым малый и средний бизнес увеличивает занятость населения, валовый внутренний продукт (ВВП), налоговые поступления при этом способствуя экономическому росту. Роль малого бизнеса значительна в формировании современной экономической культуре и креативного среднего класса.

Малый и средний бизнес считается как важный элемент рыночной экономики имея региональный ориентир, так как деятельность заключается в потребностях и объемах местных рынках. Субъекты малого бизнеса строят свою деятельность из потребностей местных сегментированных рынков.

Недооценка малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации (РФ) носит характер стратегического просчета, создавая негативные ситуации в экономике регионов. Имеется существенная разница уровня развития бизнеса по регионам. Значимость малого и среднего бизнеса в регионах РФ остается по-прежнему умеренной.

Во время рыночных реформ важным условием становится развитие малого бизнеса в субъектах, что позволит в полной мере преодолеть отраслевой и региональный монополизм, предоставить дополнительные рабочие места, сформировать региональные рынки. Так в Самарской области вопрос об оптимизации поддержки малого и среднего бизнеса остается одним из приоритетных в деятельности всех уровней региональной власти.

На прошедшем в сентябре 2014 года XIII (13) Международном инвестиционном форуме СОЧИ-2014 премьер министр Российской Федерации Д.А. Медведев отметил важность в защите прав бизнесменов, тем самым призвав избавляться от предвзятого отношения к предпринимательству, предложив передать полномочия по введению налоговых каникул на региональный и местный уровень управления в определенных областях, прежде в производственных сферах деятельности. Сделано по причине прекращения и пресечения ухода от налога. На форуме было вновь предложено создать Федеральный гарантийный фонд для поддержки малого и среднего бизнеса, выделив из бюджета на 2015 год 65 млрд. рублей. Для доступности и открытости денежных ресурсов, необходимо расширить прямую финансовую поддержку создав Федеральный гарантийный фонд. Не менее 20% объема закупок со стороны компаний с участием государства и инфраструктурных монополий, как в случаи с госзаказом, должно приходиться на малое предприятия. В рамках федерального контроля с 1 января 2015 года не менее 20% годового объема заказов должно быть отдано небольшим фирмам и некоммерческим организациям. Аналогичные подходы должны установиться и для инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием [1].

Господдержка субъектов малого и среднего бизнеса Самарской области осуществляется в пределах Областной целевой программы « Развитие малого и среднего бизнеса в Самарской области» в период на 2009-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.09 №184. Цель Программы это обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области. Развитие малого и среднего бизнеса в Самарской области по состоянию на 1 января 2014 года представлены в таблице 1.

Таблица 1. Развитие малого и среднего бизнеса в Самарской области

Показатели

Количество

Субъекты малого и среднего бизнеса в том числе (тыс. ед.):

123,9

  1. Малые предприятия

8,7

  1. Микропредпиятия

43,2

  1. Средние предприятия

0,7

  1. Индивидуальные предприниматели

72,0

Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности в том числе (ед.):

6 765

  1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

295

  1. Обрабатывающие производства

874

  1. Строительство

795

  1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и т.д.

2 285

  1. Гостиницы и рестораны

282

  1. Транспорт и связь

385

  1. Аренда и предоставление услуг

1406

  1. Образование

5

  1. Здравоохранение

107

  1. Прочее

298

Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях по видам экономической деятельности (чел):

173961

  1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

9 397

  1. Обрабатывающие производства

23 768

  1. Строительство

23 471

  1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и т.д.

56 264

  1. Гостиницы и рестораны

8 103

  1. Транспорт и связь

9 682

  1. Аренда и предоставление услуг

37 902

  1. Образование

65

  1. Здравоохранение

109

  1. Прочее

5 200

Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (млн. руб.):

376903,4

  1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10 043, 7

  1. Обрабатывающие производства

33 177,2

  1. Строительство

42 938,6

  1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и т.д.

232 509,6

  1. Гостиницы и рестораны

4 575,8

  1. Транспорт и связь

15 341,2

  1. Аренда и предоставление услуг

32 038,7

  1. Образование

76,4

  1. Здравоохранение

2 022,2

  1. Прочее

4 180,0

Из данных представленных в данной таблице видно, что наибольшее развитие малого предпринимательства в Самарской области имеет сельское хозяйство, а также оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования. Необходимо также заметить, что количество человек, занятых в предпринимательстве, в среднем пропорционально соответствует количеству малых предприятий, а также обще пропорциональному обороту.

Теперь рассмотрим ситуацию в среднем бизнесе. Количество средних предприятий по видам экономической деятельности в 2013 году (см. таблицу 2).

Таблица 2. Показатели среднего бизнеса в Самарской области в 2013 году

Показатели

Количество

Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности в том числе (ед.):

393

  1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

40

  1. Обрабатывающие производства

116

  1. Строительство

49

  1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и т.д.

86

  1. Гостиницы и рестораны

5

  1. Транспорт и связь

22

  1. Аренда и предоставление услуг

38

  1. Здравоохранение

4

  1. Прочее

33

Среднесписочная численность работников по средним предприятиям в Самарской области (чел.)

40 576

  1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4 273

  1. Обрабатывающие производства

15 369

  1. Строительство

5 893

  1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и т.д.

5 454

  1. Гостиницы и рестораны

5 71

  1. Транспорт и связь

2 418

  1. Аренда и предоставление услуг

3 420

  1. Здравоохранение

6 59

  1. Прочее

3 749

Оборот средних предприятий в Самарской области (млн. руб.)

76845,4

  1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2580,1

  1. Обрабатывающие производства

28 951,6

  1. Строительство

14 145,6

  1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и т.д.

44 196,2

  1. Гостиницы и рестораны

675,7

  1. Транспорт и связь

3 983,0

  1. Аренда и предоставление услуг

4 652,7

  1. Здравоохранение

4 65,6

  1. Прочее

6 612,1

Исходя из показателей среднего бизнеса в Самарской области, следует, что лидерство сохраняет предпринимательство в сельскохозяйственной сфере, а также в сфере обрабатывающее промышленности. Инвестиции в малый и средний бизнес также высоки. Несмотря на риски и угрозы предпринимательскому сообществу, по оценкам исследователей, в 2013 году Самарская область заняла 4-ое место по условиям развития малого и среднего бизнеса, в том числе благодаря поддержке федеральной и местной властей. Так к примеру в 2007 году на программы поддержки малого и среднего предпринимательства Самарской области было выделено 32 млн. руб., в 2012 году – 730 млн. руб., в 2013 году – 800 млн. руб., а в 2014 году – порядка 850 млн. руб.

В сентябре 2014 года Министерство экономического развития Самарской области подвило итоги областного конкурса по отбору субъектов малого и среднего бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах экономики Самарской области с целью предоставления гарантов на создание собственного бизнеса в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, приобретение основных средств и производственного оборудования, уплату первого лизингового платежа по договору лизинга, обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии.

Развитие предпринимательства в Самарской области должно показать, как с помощью рычагов госрегулирования способствовать развитию малого предпринимательства в регионе. Основной целью развития малого бизнеса в Самарской области обозначено повышение уровня развития субъектов предпринимательства на основе взвешенной, продуманной и научной политики господдержки и госрегулирования, что позволит усовершенствовать качество жизни населения и достичь постоянного роста региональной экономики.

Согласно выработанным принципам стратегии малый бизнес в регионе должен быть легальным, экономически эффективным. Эволюционный подход к развитию бизнеса в регионе позволяет достичь наиболее сбалансированного развития всей территориальной экономики и улучшить уровень и качество жизни населения региона.

Особое место в системе современного предпринимательства занимает инновационное предпринимательство, рост которого свидетельствует о тенденции к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства.

Все же остается множество нерешенных проблем, решение которых будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в регионе. К таким относятся развитие нормативно правовой базы в сфере малого и среднего бизнеса; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса как целостной системы; развитие системы консалтинговой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности работ (услуг) и ее продвижение на внутренние и внешние рынки; подготовка, переподготовка а также повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего бизнеса и организаций инфраструктуры, развитие и поддержка предпринимательской инициативы [3].

Читайте также

Список литературы

  1. Материалы XIII Международного инвестиционного форума Сочи-2014. [электронный ресурс]: http:|//www.intar-tass.com
  2. Тасеев В.Б. Административная реформа в РФ и региональные аспекты управления социальной политики в Самарской области // Основы экономики, управления и права. 2013. № 6(6). Стр. 23-32.
  3. Постановление от 2007 марта 2009 года № 184 об утверждении областной программы « Развитие малого и среднего бизнеса в Самарской области на 2012-15 годы»

Цитировать

Менский, А.В. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в самарской области / А.В. Менский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2676 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться