Конкуренция как соперничество между товаропроизводителями является естественным состоянием рыночных отношений. При этом в настоящее время в развивающейся экономике России устойчивое развитие конкурентной среды является вполне актуальной задачей, которой государство старается уделять повышенное внимание.
Современный экономический словарь дает следующее определение конкуренции: «Состязание между производителями и продавцами товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике» [3, c. 255].
При этом основной целью и движущей силой конкуренции является удовлетворение потребностей целевого рынка.
Категория «конкуренция» тесно связана с понятием «конкурентоспособность».
Исследователи изучают конкурентоспособность организации с различных позиций, делая акцент на разные аспекты конкурентоспособности: эффективность использования ресурсов, доля рынка, темпы экономического роста и т.д. Существующие в экономической литературе подходы к определению термина «конкурентоспособность организации» приведены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к определению термина «конкурентоспособность организации»
Содержание термина «конкурентоспособность» |
Автор |
возможность эффективной хозяйственной деятельности и её практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. |
Н.И. Перцовский [4] |
способность успешно функционировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. |
В. Е.Хруцкий, И.В. Корнеева [10] |
способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей. |
Г.Л. Азоев [7] |
способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. |
Г.Я. Киперман [2] |
Как отмечает Арбатская Е.А. отсутствие единого определения термина «конкурентоспособность организации» является одной из сложностей при формировании адекватного подхода к оценке явления. Это приводит к тому, что наиболее распространенной является сравнительная оценка [1, c. 118-119].
В основе эффективной деятельности организации на целевом рынке лежат ее конкурентные преимущества, которые в конечном итоге и обеспечивают конкурентоспособность продукции.
Конкурентные преимущества организации складываются из внешних и внутренних факторов. Если внешние факторы практически не зависят от организации, то внутренние определяются всеми ее сферами деятельности, среди которых преобладают структурные факторы или менеджмент организации.
Необходимо отметить, что с точки зрения маркетинга оценка конкурентоспособности организации предполагает наличие следующих параметров: доля рынка, привлекательность рынка, а также степень удовлетворенности потребителей продукцией организации. В данном подходе широко используются оценочные матрицы (матрицы ADL, GE, BCG). Сущность оценки конкурентоспособности в соответствии с маркетинговым подходом состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат. Матричные методы отличаются своей относительной простотой в использовании и наглядностью получаемых результатов, но при этом возможности практического использования полученных результатов в управлении конкурентоспособностью организации ограничены. Кроме маркетингового подхода для анализа конкурентоспособности используется ряд других направлений.
В частности, применяется факторный подход к оценке конкурентоспособности организации, который представляет собой выявление и оценку ключевых факторов успеха по сравнению с организациями-конкурентами. Состав данных факторов в разных исследованиях существенно различается. Так А. Дж. Стрикленд выделяет качество и характеристики продукции; имидж; инновационные возможности; финансовые ресурсы и др. В свою очередь Д. Кревенс в качестве определяющих элементов конкурентоспособности организации выделяет: конкурентное преимущество, универсальность конкурентного преимущества, сложность дублирования данных преимуществ.
Факторный подход включает две основные группы методов оценки конкурентоспособности, которые основаны на оценке конкурентоспособности продукции организации и теории эффективной конкуренции на рынке. Методы оценки конкурентоспособности организации, основанные на оценке конкурентоспособности продукции, предполагают, что чем выше уровень конкурентоспособности продукции, тем выше уровень конкурентоспособности организации в целом. Для того чтобы определить конкурентоспособность продукции используют интегральные показатели конкурентоспособности продукции, которые зависят от отношения параметрического индекса к экономическому индексу. Данные индексы рассчитываются путем суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов. То есть рассчитываются отдельные показатели конкурентоспособности по каждому виду продукции, а затем рассчитывается коэффициент конкурентоспособности организации.
Указанная группа методов позволяет учесть один из самых значимых компонентов конкурентоспособности организации – это конкурентоспособность её продукции. Недостатком данной группы методов является ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе организации, так как конкурентоспособность организации принимает вид конкурентоспособности продукции, не затрагивая одновременно с этим другие аспекты финансовой и производственной деятельности.
Методы оценки конкурентоспособности предприятия, которые основаны на теории эффективной конкуренции, предполагают, что наиболее конкурентоспособными являются те организации, где наилучшим образом организована работа всех служб и подразделений. На эффективность каждой службы оказывает влияние множество факторов – ресурсов организации. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования ресурсов. В основе расчетов лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности, при этом выбор оцениваемых критериев значительно варьируется в различных методиках. Так, критериями могут быть, например: темпы экономического роста, способность применять совокупный конкурентный потенциал организации и др.
Комплексный подход представляет собой комплексную оценку конкурентоспособности, которая реализуется на основе определения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности. При этом математически конкурентоспособность организации – это интегральная величина от текущей конкурентоспособности и конкурентного потенциала. Оценка текущей и потенциальной конкурентоспособности и их соотношение в интегральном показателе конкурентоспособности организации могут быть различны. Так, текущая конкурентоспособность может определяться на основе оценки конкурентоспособности продукции организации, а потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.
В таблице 2 систематизированы особенности рассмотренных выше подходов к оценке конкурентоспособности организации.
Таблица 2. Особенности подходов к оценке конкурентоспособности организации [1]
Подход |
Положения, лежащие в основе подхода |
Примеры трактовок конкурентоспособности организации |
Особенности подхода к оценке конкурентоспособности организации |
Маркетинговый |
Доля рынка |
Интегральная конкурентоспособность организации по отношению к другим организациям – это способность занимать определенную долю рынка и способность уменьшать/увеличивать эту долю |
Не всегда разъясняется причина, по которой сложилась данная ситуация, что не позволяет дать объективную оценку по поводу произошедших изменений. |
Удовлетворен-ность потребителей |
Это способность удовлетворить нужды потребителей лучше, чем конкуренты. |
Эффективность является обоснованной, но не позволяет учитывать ряд других факторов. |
|
Факторный |
Конкуренто-способность продукции |
Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукта. |
Учёт разных аспектов деятельности организации. Для более полной оценки необходимо учесть ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на уровень конкурентоспособности организации. |
Темпы экономического роста |
Способность поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном периоде. |
||
Эффективность использования ресурсов |
Конкурентоспособность как эффективность производства, где организации используют ресурсы для производства товаров и услуг. |
||
Конкурентный потенциал и конкурентное преимущество |
Способность сформировать совокупный конкурентный потенциал для борьбы с конкурентами и достижения конкурентного преимущества. |
||
Комплексный |
Конкретный рынок, конкуренто-способность продукции и конкурентный потенциал организации |
Конкурентоспособность организации – оценка субъектов внешней среды, её превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный промежуток времени, достигнутое без вреда для других составляющих экономической системы. |
Учёт достигнутого уровня конкурентоспособности организации и её возможной динамики в будущем. |
Таким образом, наличие маркетингового, факторного и комплексного подходов к оценке конкурентоспособности организации позволяет выбрать наиболее подходящий способ для решения конкретной экономической проблемы, возникающей у организации в процессе управления своей конкурентоспособностью. Каждый из названных выше подходов предполагает сравнение организаций, производящих товары аналоги или товары-заменители, которые удовлетворяют одинаковые потребности. Следует отметить, что сегодня на практике наблюдается постоянное изменение и расширение требований потребителей, предъявляемых к продукции. Кроме того, такие факторы, как цена и качество продукции, в ряде случаев, прекращают играть свою решающую роль, уступая место статусным мотивам потребления. Все это, в свою очередь, приводит к увеличению сложности определения границ между одним и другим рынком, становится проблемой установить перечень конкурирующих видов продукции и критериев конкурентоспособности организации, что усложняет процесс оценки конкурентоспособности организации в рамках выше указанных подходов и требует разработки новых подходов и методов оценки.
В настоящее время российская экономика функционирует в условиях неограниченной конкуренции, которая предполагает непрерывное повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Пути повышения конкурентоспособности организации в этих условиях определяется только повышением качества продукции, снижением цен на товары и услуги, внедрение новых технологических процессов, а также поиск новых возможностей.
Уровень конкурентоспособности организации является показателем, зависящим от следующих факторов: конкурентоспособность товара (услуг) как на внешнем рынке, так и на внутреннем рынке; объем ежегодных продаж; от вида товара или услуги; однородность рынка; возможность внедрения новых инноваций; конкурентоспособность отдельного региона и страны в целом.
Таким образом, повышение конкурентоспособности организации с точки зрения маркетинга, это в первую очередь понимание нужд потребительского рынка; анализ тенденций окружающей среды; возможность создавать товар с таким качеством, который бы предпочел потребитель. В условиях конкурентной борьбы цены на рынке определены рыночным спросом. При этом повышение уровня качества продукции диктует повышение спроса на нее и увеличение прибыли не только благодаря объему продаж, но также за счет увеличения цены на товар более высокого качества. В результате повышение конкурентоспособности организации – это повышение качества товара (услуги), индивидуальные показатели которые характеризуют такие свойства товаров (услуг) как надежность, полезность, технологичность и эстетичность.