Конкурентоспособность организации с точки зрения маркетинга

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается содержание маркетинга, как рыночной составляющей менеджмента, его значение в активизации усилий по обеспечению высокой конкурентоспособности на рынке.

Ключевые слова

КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Текст научной работы

Конкуренция как соперничество между товаропроизводителями является естественным состоянием рыночных отношений. При этом в настоящее время в развивающейся экономике России устойчивое развитие конкурентной среды является вполне актуальной задачей, которой государство старается уделять повышенное внимание.

Современный экономический словарь дает следующее определение конкуренции: «Состязание между производителями и продавцами товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике» [3, c. 255].

При этом основной целью и движущей силой конкуренции является удовлетворение потребностей целевого рынка.

Категория «конкуренция» тесно связана с понятием «конкурентоспособность».

Исследователи изучают конкурентоспособность организации с различных позиций, делая акцент на разные аспекты конкурентоспособности: эффективность использования ресурсов, доля рынка, темпы экономического роста и т.д. Существующие в экономической литературе подходы к определению термина «конкурентоспособность организации» приведены в таблице 1.

Таблица 1. Подходы к определению термина «конкурентоспособность организации»

Содержание термина «конкурентоспособность»

Автор

возможность эффективной хозяйственной деятельности и её практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

Н.И. Перцовский [4]

способность успешно функционировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

В. Е.Хруцкий,

И.В. Корнеева [10]

способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Г.Л. Азоев [7]

способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Г.Я. Киперман [2]

Как отмечает Арбатская Е.А. отсутствие единого определения термина «конкурентоспособность организации» является одной из сложностей при формировании адекватного подхода к оценке явления. Это приводит к тому, что наиболее распространенной является сравнительная оценка [1, c. 118-119].

В основе эффективной деятельности организации на целевом рынке лежат ее конкурентные преимущества, которые в конечном итоге и обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Конкурентные преимущества организации складываются из внешних и внутренних факторов. Если внешние факторы практически не зависят от организации, то внутренние определяются всеми ее сферами деятельности, среди которых преобладают структурные факторы или менеджмент организации.

Необходимо отметить, что с точки зрения маркетинга оценка конкурентоспособности организации предполагает наличие следующих параметров: доля рынка, привлекательность рынка, а также степень удовлетворенности потребителей продукцией организации. В данном подходе широко используются оценочные матрицы (матрицы ADL, GE, BCG). Сущность оценки конкурентоспособности в соответствии с маркетинговым подходом состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат. Матричные методы отличаются своей относительной простотой в использовании и наглядностью получаемых результатов, но при этом возможности практического использования полученных результатов в управлении конкурентоспособностью организации ограничены. Кроме маркетингового подхода для анализа конкурентоспособности используется ряд других направлений.

В частности, применяется факторный подход к оценке конкурентоспособности организации, который представляет собой выявление и оценку ключевых факторов успеха по сравнению с организациями-конкурентами. Состав данных факторов в разных исследованиях существенно различается. Так А. Дж. Стрикленд выделяет качество и характеристики продукции; имидж; инновационные возможности; финансовые ресурсы и др. В свою очередь Д. Кревенс в качестве определяющих элементов конкурентоспособности организации выделяет: конкурентное преимущество, универсальность конкурентного преимущества, сложность дублирования данных преимуществ.

Факторный подход включает две основные группы методов оценки конкурентоспособности, которые основаны на оценке конкурентоспособности продукции организации и теории эффективной конкуренции на рынке. Методы оценки конкурентоспособности организации, основанные на оценке конкурентоспособности продукции, предполагают, что чем выше уровень конкурентоспособности продукции, тем выше уровень конкурентоспособности организации в целом. Для того чтобы определить конкурентоспособность продукции используют интегральные показатели конкурентоспособности продукции, которые зависят от отношения параметрического индекса к экономическому индексу. Данные индексы рассчитываются путем суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов. То есть рассчитываются отдельные показатели конкурентоспособности по каждому виду продукции, а затем рассчитывается коэффициент конкурентоспособности организации.

Указанная группа методов позволяет учесть один из самых значимых компонентов конкурентоспособности организации – это конкурентоспособность её продукции. Недостатком данной группы методов является ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе организации, так как конкурентоспособность организации принимает вид конкурентоспособности продукции, не затрагивая одновременно с этим другие аспекты финансовой и производственной деятельности.

Методы оценки конкурентоспособности предприятия, которые основаны на теории эффективной конкуренции, предполагают, что наиболее конкурентоспособными являются те организации, где наилучшим образом организована работа всех служб и подразделений. На эффективность каждой службы оказывает влияние множество факторов – ресурсов организации. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования ресурсов. В основе расчетов лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности, при этом выбор оцениваемых критериев значительно варьируется в различных методиках. Так, критериями могут быть, например: темпы экономического роста, способность применять совокупный конкурентный потенциал организации и др.

Комплексный подход представляет собой комплексную оценку конкурентоспособности, которая реализуется на основе определения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности. При этом математически конкурентоспособность организации – это интегральная величина от текущей конкурентоспособности и конкурентного потенциала. Оценка текущей и потенциальной конкурентоспособности и их соотношение в интегральном показателе конкурентоспособности организации могут быть различны. Так, текущая конкурентоспособность может определяться на основе оценки конкурентоспособности продукции организации, а потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

В таблице 2 систематизированы особенности рассмотренных выше подходов к оценке конкурентоспособности организации.

Таблица 2. Особенности подходов к оценке конкурентоспособности организации [1]

Подход

Положения, лежащие в основе подхода

Примеры трактовок конкурентоспособности организации

Особенности подхода к оценке конкурентоспособности организации

Маркетинговый

Доля рынка

Интегральная конкурентоспособность организации по отношению к другим организациям – это способность занимать определенную долю рынка и способность уменьшать/увеличивать эту долю

Не всегда разъясняется причина, по которой сложилась данная ситуация, что не позволяет дать объективную оценку по поводу произошедших изменений.

Удовлетворен-ность потребителей

Это способность удовлетворить нужды потребителей лучше, чем конкуренты.

Эффективность является обоснованной, но не позволяет учитывать ряд других факторов.

Факторный

Конкуренто-способность продукции

Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукта.

Учёт разных аспектов деятельности организации. Для более полной оценки необходимо учесть ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на уровень конкурентоспособности организации.

Темпы экономического роста

Способность поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном периоде.

Эффективность использования ресурсов

Конкурентоспособность как эффективность производства, где организации используют ресурсы для производства товаров и услуг.

Конкурентный потенциал и конкурентное преимущество

Способность сформировать совокупный конкурентный потенциал для борьбы с конкурентами и достижения конкурентного преимущества.

Комплексный

Конкретный рынок, конкуренто-способность продукции и конкурентный потенциал организации

Конкурентоспособность организации – оценка субъектов внешней среды, её превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный промежуток времени, достигнутое без вреда для других составляющих экономической системы.

Учёт достигнутого уровня конкурентоспособности организации и её возможной динамики в будущем.

Таким образом, наличие маркетингового, факторного и комплексного подходов к оценке конкурентоспособности организации позволяет выбрать наиболее подходящий способ для решения конкретной экономической проблемы, возникающей у организации в процессе управления своей конкурентоспособностью. Каждый из названных выше подходов предполагает сравнение организаций, производящих товары аналоги или товары-заменители, которые удовлетворяют одинаковые потребности. Следует отметить, что сегодня на практике наблюдается постоянное изменение и расширение требований потребителей, предъявляемых к продукции. Кроме того, такие факторы, как цена и качество продукции, в ряде случаев, прекращают играть свою решающую роль, уступая место статусным мотивам потребления. Все это, в свою очередь, приводит к увеличению сложности определения границ между одним и другим рынком, становится проблемой установить перечень конкурирующих видов продукции и критериев конкурентоспособности организации, что усложняет процесс оценки конкурентоспособности организации в рамках выше указанных подходов и требует разработки новых подходов и методов оценки.

В настоящее время российская экономика функционирует в условиях неограниченной конкуренции, которая предполагает непрерывное повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Пути повышения конкурентоспособности организации в этих условиях определяется только повышением качества продукции, снижением цен на товары и услуги, внедрение новых технологических процессов, а также поиск новых возможностей.

Уровень конкурентоспособности организации является показателем, зависящим от следующих факторов: конкурентоспособность товара (услуг) как на внешнем рынке, так и на внутреннем рынке; объем ежегодных продаж; от вида товара или услуги; однородность рынка; возможность внедрения новых инноваций; конкурентоспособность отдельного региона и страны в целом.

Таким образом, повышение конкурентоспособности организации с точки зрения маркетинга, это в первую очередь понимание нужд потребительского рынка; анализ тенденций окружающей среды; возможность создавать товар с таким качеством, который бы предпочел потребитель. В условиях конкурентной борьбы цены на рынке определены рыночным спросом. При этом повышение уровня качества продукции диктует повышение спроса на нее и увеличение прибыли не только благодаря объему продаж, но также за счет увеличения цены на товар более высокого качества. В результате повышение конкурентоспособности организации – это повышение качества товара (услуги), индивидуальные показатели которые характеризуют такие свойства товаров (услуг) как надежность, полезность, технологичность и эстетичность.

Читайте также

Список литературы

  1. Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. – 2012. – № 1 (81). – С.118-121.
  2. Бурланков, С.П. Технико-экономические методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции [Электронный ресурс] / С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, Д.И. Долгов, А.Е. Скворцов // Экономические исследования. – 2011. – №3. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehniko-ekonomicheskie-metody-otsenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-i-produktsii. – Заглавие с экрана
  3. Киперман, Г.Я. Современный экономический словарь / Г.Я. Киперман, Б.С. Сурганов. – М. : Экономика, 2012. – 255 с.
  4. Крум, Э.В. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие / Э.В. Крум. – Минск: Минск: ТетраСистемс, 2013. – 192 с.
  5. Перцовский, Н.И. Международный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова : Под ред. Н.И. Перцовского. – М.: Высшая школа, 2011. – 239 с.
  6. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / пер. с англ. Е. Калининой / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 4-е изд. – 2012. – 710 с.
  7. Поршнев, А. Г. Маркетинг [Текст] : Учебное пособие / А. Г. Поршнев, Г. Л. Азоев. – М.: Финстатинформ, 2013. – 93 с.
  8. Управление организацией [Текст] : учеб. для вузов / Г. Л. Азоев [и др.] ; под ред. А. Г. Поршнева [и др.]; Гос. ун-т упр. – 4-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 735 с.
  9. Фасхиев, Х.А. Модель управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 6. – С. 107-122.
  10. Хасанов, Р.Х. Разработка методов оценки конкурентоспособности предприятия [Текст] : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. – Москва, 2013 – 165 c.
  11. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка [Текст] : учеб. пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – 2012. – 528 с.

Цитировать

Алмазов, Ш.А. Конкурентоспособность организации с точки зрения маркетинга / Ш.А. Алмазов, Д.С. Катищин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2680 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться