Особенности малого предпринимательства в России и перспективы его развития

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время проблема развития малого предпринимательства в России является весьма актуальной по причине того, что отечественная экономика перешла к рыночной модели развития только в 1990-е годы. В данной работе оцениваются показатели численности малых предприятий в России, а также анализируются способы повышения эффективности поддержки государством субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Текст научной работы

Малый бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики, без которого не возможно гармоничное развитие социально-экономической сферы государства. Малое предпринимательство реализует такие немаловажные экономические и социальные функции, как борьба с монополизмом, создание новых рабочих мест, обеспечение устойчивости конкурентной среды, содействие инновациям, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, совершенствование и передача опыта по организации предпринимательской деятельности начинающим коммерсантам, формирование среднего класса как основы политической и социально-экономической стабильности государства. Также малые предприятия способны быстро адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Кроме того малое предпринимательство помогает в обеспечении занятости значительной части трудоспособного населения, расширяет сферу использования труда, стимулирует проявление инициативы и способствует более полной реализации творческого потенциала работников.

При этом среднему классу принадлежит особая роль в процессе воспроизводства товаров и услуг. В большинстве стран мира средний класс стал фактором, который представляет собой необходимое условие для устойчивого развития экономики, поскольку значительная часть общественных потребностей может быть удовлетворена только предприятиями малого и среднего бизнеса. Кроме того многие собственники и работники малого бизнеса являются представителями этого класса. В результате средний класс производит и, в свою очередь, предъявляет спрос на современную бытовую технику, мебель, одежду, продукты питания, услуги и т.д., стимулируя воспроизводственный процесс. Например, в США пищевая промышленность практически полностью (97%) представлена небольшими фирмами. Малый бизнес в США — это 64% объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73% — в розничной. В Германии действуют около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса, которые производят около 2/3 стоимости всей продукции [7, c. 93].

Однако в России, в силу исторических и других причин, существует множество затруднений, которые ограничивают реализацию потенциальных возможностей малых предприятий. В частности, это несовершенство нормативно-правовой базы, существенные налоги на прибыль и выплаты в социальные фонды работников, административные барьеры, коррупция и др.

Поэтому совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность и развитие малого бизнеса, а также увеличение финансовой поддержки со стороны государства в современных социально-экономических условиях является наиболее актуальными задачами, от решения которых будут зависеть дальнейшие направления развития малых предприятий в РФ. При этом в настоящее время реализуются различные федеральные и региональные программы, направленные на создание и развитие малого предпринимательства [2, c. 79].

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений этого закона является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов [1].

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия — до 15 человек.
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ [8, c. 735].

В то же время статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий, в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по экономике России в 2008-2012 гг. приведена на рисунке 1.

На 1 января 2013 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ увеличилось по сравнению с 1 января 2012 г. на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%.

Количество малых предприятий в РФ, тыс. ед.
Рисунок 1. Количество малых предприятий в РФ, тыс. ед.

Таким образом, в настоящий момент количество малых предприятий в России в целом не достигло предкризисного уровня 2008 года, но в сфере распространения микропредприятий виден рост, что вполне связано с более низкими затратами на открытие и функционирование данного вида предпринимательской деятельности. Увеличение отдельных показателей функционирования микропредприятий и малого бизнеса свидетельствует о происходящих в экономике положительных тенденциях. Однако эти тенденции нуждаются в дальнейшем совершенствовании, особенно если сравнивать их с показателями развитых стран. Так, например, в экономически развитых странах в сфере функционирования микропредприятий и малого предпринимательства занято порядка 40-50% экономически активного населения, а в России, как было отмечено ранее, только 22,6% [9, c. 107-110].

Необходимо отметить, что в последние годы государство стало уделять гораздо больше внимания проблемам развития малых предприятий. Например, для осуществления комплексной помощи предпринимателям во многих регионах России созданы ассоциации помощи малому бизнесу, представители которых могут оказать необходимые консультации по регистрации предприятий, получении займов для развития бизнеса. Ассоциации поддержки малого бизнеса проводят специальные мероприятия, где предприниматели могут познакомиться с потенциальными инвесторами, обменятся друг с другом собственными идеями или опытом. Также во многих регионах стали получать широкое распространение бизнес-инкубаторы. Они помогают начинающим бизнесменам в значительной степени сократить расходы. В частности, региональные власти вкладывают бюджетные средства в создание необходимой инфраструктуры (строительство зданий для организации производств, коммуникаций, дорог и т.д.). Также начинающим предпринимателям помогают существенно сократить первоначальные расходы, предоставляются в аренду не только помещения, но также и мебель, средства связи, оргтехнику. Кроме того, им оказываются бухгалтерские, юридические, консалтинговые, образовательные и информационные услуги [3, c. 255].

Однако для дальнейшего повышения эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в целом и в ее отдельных регионах необходимо проведение следующих мероприятий:

  • разработка и реализация программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия;
  • четкое распределение функций поддержки между различными уровнями и органами государственной власти при сохранении за федеральными органами общих координационных функций;
  • рациональное сочетание прямых и косвенных мер государственной поддержки;
  • привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов, применение разнообразных методов финансирования, поощрения частных кредитов и инвестиций путем государственных гарантий, страхования, компенсаций долевого участия;
  • существование правительственных и общественных учреждений, обеспечивающих координацию программ и выполнения всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства;
  • поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора малого предпринимательства, приводящее к повышению его эффективности, конкурентоспособности и устойчивости;
  • развитие государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и предприятий, находящихся на грани банкротства.

Стоит отметить, что исследование зарубежного опыта поддержки малых предприятий позволяет выделить приоритетные направления стимулирования его развития, которые наиболее актуальны для России [4, c. 275].

  1. Снижение налоговой нагрузки на уже функционирующие и на только открывающиеся малые предприятия. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность малого и среднего предпринимательства, является высокий уровень налогов. В этом направлении целесообразно также выделение грантов и субсидий для отдельных категорий предприятий, обремененных высокими налоговыми выплатами. Данные мероприятия смогут помочь решению и проблемы наличия в стране неформальных «теневых» предприятий, часть которых могла бы в дальнейшем зарегистрироваться и платить налоги в местные бюджеты;
  2. Разработка современного и эффективного законодательства, которое будет гарантировать защиту частной собственности и деловых интересов малого и среднего бизнеса. Это необходимо для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности предпринимательства и их безусловное исполнение;
  3. Разработка мер, которые позволят расширять доступность кредитования и инвестирования в сфере малого предпринимательства. Кроме того, необходимо введение бюджетных субсидий, направленных на компенсацию расходов при открытии или расширения собственного предприятия. Данные меры помогут снизить стоимость заемных финансовых ресурсов и облегчить затрудненный доступ к ним [5, c. 239];
  4. Предоставление малым предприятиям государственных заказов путем разработки конкретных условий и требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле госзаказов;
  5. Предоставление консультационной помощи, по вопросам касающихся нормативно-правой базы, субъектам малого бизнеса со стороны органов федеральной и региональной власти;
  6. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности в разных отраслях экономики страны;
  7. Постоянное изучение и адаптация на территории России опыта поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Одним из способов осуществления этого направления является организация для всех уровней власти круглых столов, семинаров и конференций по передаче опыта развития и поддержки малого бизнеса в развитых и развивающихся странах [10, c. 165].

В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года» отмечены приоритетные задачи развития экономики страны, в частности повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, создание условий для эффективного развития внутренних и внешних рынков. В рамках этого направления предполагается достижение определенных целей в области регистрации малых предприятий: снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30 до 3 дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с 6,1 до 3 тыс. рублей. Кроме того, планируется расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, доступа субъектов среднего предпринимательства к государственному заказу в рамках федеральной контрактной системы. Это позволит улучшить деловой климат, усилит стимулы к инновационной деятельности предприятий [6, c. 710].

Таким образом, можно заключить, что развитие в нашем государстве конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны, формированию среднего класса общества и должно стать одной из главных целей экономической политики России.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 15.08.2014. – №28. – Ст.2790.
  2. Журавлева, Т.А. Малое предпринимательство: экономические аспекты функционирования [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов экон. и других направлений подгот. / Т.А. Журавлева. – Тольятти: ПВГУС, 2014. – 79 с.
  3. Киперман, Г.Я. Меры государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] / Г.Я. Киперман, Б.С. Сурганов. – М. : Экономика, 2013. – 255 с.
  4. Лескина, О.Н. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) [Текст] / О.Н. Лескина, М.В. Мурысин// Концепт. – 2014. – №1. – 275 с.
  5. Перцовский, Н.И. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса с учетом опыта развитых стран [Текст] : учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова : Под ред. Н.И. Перцовского. – М.: Высшая школа, 2013. – 239 с.
  6. Платов, М.И. Перспективы и проблемы малого и среднего бизнеса в экономике России [Текст] / М.И. Платов. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 4-е изд. – 2012. – 710 с.
  7. Поршнев, А.Г. Малое предпринимательство в социальном контексте [Текст] : Учебное пособие / А.Г. Поршнев, Г.Л. Азоев. – М.: Финстатинформ, 2013. – 93 с.
  8. Развитие экономики и предпринимательства [Текст] : учеб. для вузов / Г.Л. Азоев [и др.] ; под ред. А. Г. Поршнева [и др.] ; Гос. ун-т упр. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 735 с.
  9. Филатов, Е.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности [Текст] / Е. С. Филатов, Е. В. Попова // Предпринимательство в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 107-122.
  10. Хасанов, Р.М. Организация и управление малым бизнесом [Текст] : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. – Москва, 2012 – 165 c.

Цитировать

Алмазов, Ш.А. Особенности малого предпринимательства в России и перспективы его развития / Ш.А. Алмазов, Д.С. Катищин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2668 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться