Управление доходами предприятия на материалах ООО «ТТС-Сервис» города Уфы

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Изучение системы управления доходами ООО «ТТС-Сервис» и ее совершенствование.

Ключевые слова

ДОХОД, ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ, ДРУГИЕ ДОХОДЫ

Текст научной работы

Актуальность выбранной темы обоснована тем, что политика управления доходами — политика, реализующая план (программу) действий в сфере определения приоритетных направлений формирования, распределения и использования дохода, обеспечивающих предусмотренное общее экономическое развитие организации и удовлетворение интересов собственников. Формирование доходной базы в процессе деятельности организации требует постоянного совершенствования руководителями и финансовыми менеджерами методов эффективного управления этими процессами.

Целью данной работы является изучение системы управления доходами ООО «ТТС-Сервис» и ее совершенствование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • дать характеристику доходов предприятия;
  • рассмотреть управление доходами предприятия;
  • дать характеристику деятельности ООО «ТТС-Сервис».

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями доходности (прибыли/убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения. По итогам отчетного периода прибыль (убыток) предприятия формируется в результате получения доходов и осуществления расходов. Доходы и расходы предприятия выступают в качестве факторов формирования прибыли, поэтому анализу финансовых результатов деятельности предприятия должен предшествовать анализ его доходов и расходов.

Под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.

Доходы состоят из следующих частей:

  1. Выручка от продаж, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, являющиеся доходами от обычной деятельности, они характеризуют основную деятельность;
  2. Прочие доходы.

Ранее (до отчетности за 2006 г.) прочие доходы (и расходы) делились на операционные, внереализационные, включая чрезвычайные. Приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. № 116н были внесены изменения в классификацию доходов и расходов в бухгалтерском учете и отчетности. Все доходы и расходы теперь делятся:

  • на доходы и расходы от обычных видов деятельности;
  • на прочие доходы и расходы (без классификации на операционные, внереализационные и чрезвычайные).

Теперь прочие доходы представлены следующим образом:

  1. Проценты к получению;
  2. Доходы от участия в других организациях;
  3. Прочие доходы. [1].

Анализ структуры доходов — это определение доли отдельных видов доходов в общей величине доходов. Анализ динамики доходов — это расчет темпов роста или прироста всех доходов и отдельных их видов, в частности выручки. Анализ является инструментом управления. Это практически единственный инструмент оценки надежности потенциального партнера, так как взятые в отрыве один от другого данные бухгалтерской отчетности не позволяют составить целостную картину финансового положения предприятия.

Для того, чтобы провести комплексный анализ дохода необходимо раскрыть механизм его формирования, определить долю каждого из факторов, влияющих на его рост или снижение. При проведении анализа могут быть использованы различные группировки показателей дохода. В основе этих группировок всегда лежат те цели и задачи, которые решаются в процессе аналитических процедур пользователями конечных результатов этого анализа. Использование этих группировок позволяет более детально проанализировать показатели дохода и определить, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решение текущих и перспективных задач предприятия, направленных на достижение:

  • высокого качества формируемой прибыли;
  • максимальной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия и конъюнктуре рынка;
  • оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и уровнем допустимого риска;
  • достаточного объема инвестиций для развития бизнеса;
  • выплат необходимого уровня дохода собственникам предприятия.[1].

Цель управления доходами — обеспечение роста рыночной стоимости организации, финансового равновесия в процессе ее развития, путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и синхронизации их во времени.[7]

Задачи управления доходами:

  • определение общей потребности в расходах для финансирования деятельности предприятия и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития;
  • оптимизация структуры доходов предприятия адекватно целям и задачам ее развития;
  • обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия;
  • максимизация величины чистой прибыли, обеспечивающая заданные темпы развития предприятия.

Основные этапы процесса разработки политики управления доходами предприятия:

  1. Идентификация различных видов доходов предприятия в процессе их учета;
  2. Анализ динамики доходов предприятия в предшествующем периоде;
  3. Исследование и прогнозирование факторов, влияющих на формирование доходов предприятия;
  4. Обеспечение эффективного контроля доходов предприятия;
  5. Оценка результативности разработанной политики управления доходами.

Рассмотрим состав, структуру и динамику доходов ООО «ТТС-Сервис».

На рисунке 1 изображена динамика доходов предприятия за 2009-2013 гг.

Динамика доходов, тыс. руб.
Рисунок 1. Динамика доходов, тыс. руб.

Как показывают данные рисунка 1, в период 2009-2011 гг. имела место фаза активного роста продаж, что связано с расширением и торговых площадей и ассортимента автомобилей. В 2012 г. темпы роста продаж несколько сократились и рост обусловлен увеличением цен при стабильной спросе. Далее в 2013 году предприятие вошло в стадию насыщения рынка и имеет сокращением реализации.

Основную часть дохода и прибыли предприятия получают от реализации автомобилей и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции (Прп) в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции;
  • ее структуры;
  • себестоимости;
  • уровня среднереализационных цен.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 1.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году не выполнен на 27727 тыс. руб. (-1851 — 25876).

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

Δ П рп = -1851-25876 = -27727 тыс. руб.

П0 = В0 — С0 = 1375459 — 1349583 = 25876 тыс. руб.

Пусл = В1 — С0 = 1267586 — 1349583 = -81997 тыс. руб.

Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель

Обозначения

2012 г.

2013 г.

Темп роста, %

Выручка от реализации за вычетом НДС

Врп

1 375 459

1 267 586

92,2

Полная себестоимость реализованной продукции

Срп

1349583

1269437

94,1

Прибыль от реализации

Прп

25876

-1851

-7,2

П1 = В1 — С1 = 1267586 — 1269437 = -1851 тыс. руб.

Δ ПvрпВ = Пусл — П0 = -81997-25876 = -107873 тыс. руб.

Δ ПvрпС = П1 — Пусл = -1851 +81997 = 80146 тыс. руб.

Δ Пvрпобщ = Δ ПvрпВ + Δ ПvрпС = -107873+80146 = -27727 тыс. руб.

Таким образом, прибыль от продажи продукции сократилась на 27727 тыс. руб., в том числе за счет уменьшения выручки на 7,8% — на 107873 тыс. руб., увеличения себестоимости на 5,9% наоборот выросла на 80146 тыс. руб.

В основе планирования доходов лежит планирование выручки, т.к. прочие доходы составляют незначительную долю в общей величине доходов.

Плановую выручку от реализации продукции определяют с помощью нескольких методов. При использовании метода прямого счета умножают количество реализованных изделий на их реализационную цену и добавляют полученные суммы по всей номенклатуре изделий.

Выручку от реализации каждой номенклатуры изделий определяют по формуле:

В = Р * Ц,

где В — выручка, Р- количество реализованных изделий, Ц — цена реализации каждого изделия.[6]

Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, прибавляя остатки изделий на начало планового периода и отнимая такие на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле:

Р = О1 + Т — О2

где Р — объем реализации в плановом периоде; О1- остатки каждого вида готовых изделий на складе и отгруженных на начало планового периода; Т — выпуск товарной продукции в плановом периоде; О2 — остатки каждого вида изделий на складе на конец планового периода.

Реализационные цены в плановом периоде определяют на основе цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложение.[6]

Расчет объема реализации и выручки методом прямого счета приведен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет плановой выручки от реализации продукции за 2013 г.

Номенкла-тура

Количество выпущенной продукции, шт.

Стоимость в текущих ценах, тыс.руб./шт.

Плановая выручка от продажи,

Плановая себестоимость продукции, тыс. руб.

Прибыль (+), убыток (-) от продаж,

тыс. руб.

тыс. руб.

Kia

210

640

134400

127680

6720

Hyundai

150

463

69450

65978

3473

Renault

380

362

137560

130682

6878

Mitsubishi

215

690

148350

140933

7418

Ford

290

767

222430

211309

11122

BMW

25

4698

117450

111578

5873

Ssang Yong

8

880

7040

6688

352

Land Rover

18

2780

50040

47538

2502

Итого

х

х

886720

842384

44336

Таким образом, в ООО «ТТС-Сервис» выручка от реализации продукции, работ и услуг зависит от объема выпущенной продукции, ее себестоимости и отпускных цен. Выручка от продажи продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.

При осуществлении производственной деятельности на современном рынке нельзя обойтись без надежного инструмента защиты от сопутствующих ей разнообразных рисков, коим является страхование [6].

Можно предложить следующий алгоритм формирования страховой защиты ООО «ТТС-Сервис» .

1-й этап

Выявление совокупности рисков, создающих потенциальную угрозу для деятельности ООО «ТТС-Сервис»:

  • Риски, связанные с эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования;
  • Риски, связанные с ответственностью при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • Риски, связанные с предпринимательской и финансовой деятельностью предприятия.

2-й этап

Выделение и дифференциация страховых рисков ООО «ТТС-Сервис», определение страховых стоимостей, расчет потенциальных убытков, мониторинг действующих страховых программ.

3-й этап

Распределение уровней страхового покрытия, формирование страховых программ, выбор страховой компании.

Менеджменту предприятия следует обратить самое серьезное внимание на следующие виды страхования:

  • страхование непогашения кредита;
  • страхование дебиторской задолженности предприятия;
  • страхование риска утраты права собственности (титульное страхование);
  • страхование ущерба от остановки производства (деятельности);
  • страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры бизнеса;
  • накопительное страхование жизни учредителей бизнеса, высшего менеджмента предприятия [3; 4].

Читайте также

Список литературы

  1. Гиляровская Л. Т. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – 360 с.
  2. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  3. Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 732 с.— Режим доступа: http HYPERLINK "http://www.iprbookshop.ru/23085"— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Ефимов О.Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 2G1 с.— Режим доступа: http HYPERLINK "http://www.lprbookshop.ru/23092"— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Ивасенко А.Г. Финансы организаций. / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2010. – 208 с.
  6. Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 480 с.
  7. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. / В.Г. Когденко, М.В. Мельник, И.Л. Быковников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 471 с.

Цитировать

Гибадуллина, Г.И. Управление доходами предприятия на материалах ООО «ТТС-Сервис» города Уфы / Г.И. Гибадуллина, О.Н. Ефимов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2686 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться