Экономный маркетинг и туризм

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается малоизученная в туристской индустрии тема малозатратного маркетинга, оцениваемый авторами как эффективный инструмент продвижения туристских продуктов. Предложены несколько конкретных видов партизанского маркетинга, описаны технологические схемы их применения в практике турпредприятий. В круг действия малобюджетного маркетинга включен вопрос страхования интересов туристов.

Ключевые слова

МЕТОДЫ, ТУРИЗМ, РЕКЛАМА, ВАРИАНТЫ МАРКЕТИНГА, МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ, ЗАВОЕВАНИЕ ВНИМАНИЯ, ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ

Текст научной работы

Маркетинг как наука и искусство участвует в создании добавленной стоимости и занимается доставкой ценности потребителю для удовлетворения целевого рынка в обмен на прибыль. Маркетинг исследует неудовлетворенные нужды и желания. Он позволяет определить границы сегмента рынка, его объем и измеряет размер потенциальной прибыли. Маркетинг помогает компании выделить те сегменты рынка, которые она способна обслужить наилучшим образом, а также создать и продвинуть соответствующие товары и услуги [5].

В маркетинге сильный акцент сделан на способности маркетолога почувствовать тревоги и желания человека, коренящиеся в творчестве, культуре, традициях и связи с природой. Существует 3 разных варианта маркетинга, которые имеют разные ориентации на рынке они представлены в таблице 1. Представлено сравнение трех вариантов маркетинга по различным характеристикам.

Таблица 1. Сравнение трех вариантов маркетинга

Характеристика

Маркетинг Ориентация на продукт

Маркетинг

Ориентация на потребителя

Маркетинг

Ориентация на ценности

Цель

Продавать продукты

Удовлетворять запросы и удержать потребителей

Сделать мир лучше

Движущая сила

Промышленная революция

Информационные технологии

Технологии новой волны

Как компании рассматривают рынок

Массовые потребители с физиологическими потребностями

Более информированные потребители со своими мыслями и эмоциями

Полноценные разумные человеческие существа с эмоциями и душой

Ключевая маркетинговая концепция

Разработка товаров

Дифференциация

Ценности

Принципы маркетинга

Акцент на характеристиках продукта

Позиционирование компании и продукта

Миссия, видение и ценности компании

Потребительная стоимость

Функциональная

Функциональная и эмоциональная

Функциональная, эмоциональная и духовная

Взаимодействие с потребителями

«Один со многими»

«Один на один»

«Сотрудничество многих со многими»

Некоторые авторы вкладывают в понятие маркетинга в туризме глобальное содержание, как, например, швейцарский специалист Ё. Крипендорф: «Туристский маркетинг - это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли».

Развитие туризма создает новые рабочие места, что способствует развитию малого бизнеса, распределяет ресурсы между странами. Туризм это огромная возможность, которая позволяет воздействовать на экономику страны.

Как правило, организации выводят маркетинг в отдельное подразделение. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, поскольку позволяет объединить группу профессионально подготовленных людей и сосредоточить их усилия на решении задач маркетинга. А плохо потому, что маркетинговая деятельность не должна осуществляться одним-единственным отделом; нужно, чтобы она пронизывала все структурные подразделения организации. Это в полной мере относится и к маркетингу в туризме.

В соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации (ВТО) выделяются три главные функции туристического маркетинга:

  • формирование контактов с потребителями туристских услуг, т.е. способность убедить потенциальных потребителей в выборе места отдыха;
  • развитие контактов за счет нововведений, обеспечивающих новые виды обслуживания;
  • контроль за результатами обслуживания, т.е. анализ результатов по продвижению услуг на рынок [1].

После того как закрылись многие турфирмы, люди с опаской выбирают агенство и для того чтобы привлечь их, необходимо дать понять, что вы не обманете клиентов, и предоставите качественные услуги.

Особенность маркетинга в туризме заключается в том, что рынок должен находиться в постоянном динамичном изменении. Планируя будущее своей компании не нужно забывать о факторах внешней среды, так как они тесно связаны с развитием компании.

Какими способами можно завоевать внимание людей именно в вашем тур предприятии. Что нужно для этого сделать? Очень сложно придумать что-то оригинальное и в то же время эффективное для того, чтобы завоевать доверие потребителей туристских услуг.

Нужна эффективная реклама, которая будет не отпугивать человека, а привлекать, заманивать и завораживать. В этом нам может помочь партизанский маркетинг. Это малобюджетные способы рекламы и маркетинга, позволяющие эффективно продвигать свой товар или услугу, привлекать новых клиентов и увеличивать свою прибыль, не вкладывая или почти не вкладывая денег. Поэтому партизанский маркетинг называют также «малобюджетным маркетингом» или «малозатратным маркетингом»[4].

Само же понятие «партизанский маркетинг» ввёл в обиход и подвёл под него теоретическую базу американский рекламист Джей Конрад Левинсон (Jay CONRAD Levinson), в прошлом креативный директор рекламного агентства «Лео Барнетт», опубликовав в 1984 году книгу под таким названием. Книга была адресована владельцам малых бизнесов и посвящёна малозатратным способам рекламы.

Подход, предложенный Левинсоном, сводился в основном к использованию дешёвых рекламоносителей - таких, как визитные карточки, листовки, вывески, буклеты, открытки и т.п. - взамен дорогостоящих. Автор также давал множество приёмов и уловок, позволяющих поднять эффективность такой рекламы и выжать из неё максимальный результат.

Чем оригинальнее и громче компания заявит о себе на рынке, тем больше шансов что ее услуги завоюют симпатию у потребителей. На мой взгляд, это не плохой способ заявить о себе, если даже фирма не получит никакого результата, она ничего не потеряет.

Следует заметить партизанский маркетинг может эффективно использоваться как малым, так и средним, и даже крупным бизнесом, но использоваться он будет по-разному.

Идеи, которые можно использовать в направлении туризма, очень интересны и многообразны.

Эти методы уже использовались в разных отраслях, но с определенными корректировками их, в туризме, так как ранее они не применялись в туристической отрасли.

Туристская компания заключит договор с какой-нибудь транспортной компанией, и внутри автобуса сделать интерьер экзотической страны, разместив в нем традиционную атрибутику страны. Когда пассажир будет заходить в этот автобус у него появиться ощущение того, что он как бы из холодной осени попал на пляж Тайланда. Думается, положительные эмоции возникшие в такой ситуации, создадут стимулирующую реакцию у людей и они по крайне мере захотят узнать название фирмы.

Также туристическая компания может разместить, свою рекламу на пешеходной зебре, где будет изображено приглашение в тур предприятие. Использовав такой метод, компания уменьшит свои расходы на рекламу, тем самым привлекая свое внимание необычной рекламой.

Для привлечения молодежи к туризму, рекламу турпредприятия можно разместить в кафе, где концентрируется наибольшее количество молодежи. Механизм осуществления данного вида рекламы может быть описан так: компания заключает договор с такими кафе, как Макдональдс, СабВей и др.; рекламу турпредприятия посетитель кафе может увидеть, сделав заказ - на подносе выполнена реклам компании, к примеру, в виде такого текста «Отдыхай вместе с нами» и далее приведено название фирмы. При этом, думается, молодые люди будут приятно удивлены, т.к. фирма не оставила молодежь без внимания. Это важно потому, что большинство фирм направляет свое внимание на людей средних лет и с постоянным доходом, забывая о молодежи и пожилых людей - туриндустрия России не достигла еще того уровня организации маркетинга, чтобы в полной мере достичь баланса между всеми слоями населения.

И еще один партизанский метод, который еще практически не применяется в туриндустрии. Заключается он в том, что туристская компания арендует автобус, на котором (снаружи) смледует разместить логотип или название своей компании. Автобус, проезжая по всему городу, уже рекламирует данную турфирму. Но кроме этого, рекламу можно дополнить следующим приемом: диктор, находящийся в салоне автобуса, должен будет громко выкрикивать название компании и предлагаемые ею услуги; после этого автобус будет останавливаться в жилых кварталах города, а организаторы (работники фирмы или нанятые специалисты) будут разыгрывать различные конкурсы, а призами в этих конкурсах могут быть скидки при покупке путевки, маленькие подарки (календарики, ручки с логотипом компании), Если же рекламное действо проводится на кануне Нового года или Рождества, в качестве подарков эффективнее всего послужат сладкие подарки детям. Несомненно, такая реклама подарит положительные эмоции и никого не оставит равнодушным, в результате люди захотят прийти в данную компанию за путевками.

Такие простые и оригинальные идеи можно применить для того, чтобы привлечь клиентов и сделать компанию узнаваемой для всех людей.

Безусловно, в партизанском маркетинге есть готовые методы работы с аудиторией, которую необходимо склонить на сторону компании. Ежедневно появляется список новых маркетинговых компаний, предлагающих за минимальные средства обеспечить качественную рекламу. Некоторые способы могут показаться слишком обыденным, но со счетов их сбрасывать не стоит.

Партизанским можно назвать (и, конечно, применить на практике) метод внушения потенциальным клиентам необходимости страхования интересов туристов. Не секрет, что при покупке турпутевки немногие из туристов интересуются, от каких рисков защищает их внесенная в стоимость путевки страховка; об этом вспоминают только тогда, когда на месте отдыха или в дороге происходит какая-либо неприятность или несчастье. В настоящее время существуют две формы туристского страхового обслуживания: компенсационное и сервисное. Первая форма предусматривает оплату всех медицинских расходов самим туристом с последующей их компенсацией при возвращении в Россию - это крайне неудобно, ибо туристу следует иметь при себе значительную сумму "неприкосновенного запаса" на случай болезни или несчастья. При сервисном туристском страховании, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию и потерпевшему будет оказана необходимая помощь.

Если покупателю путевки рассказать (используя живые примеры из практики данной компании), то он наверняка приобретет дополнительные виды страхования [2],[3].

Маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующее применение в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристского предприятия. Для того чтобы реально использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и умением применять ее в зависимости от конкретной ситуации. Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Читайте также

Список литературы

  1. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович.. – М.: ООО «Новое знание», 2010.- 496 стр.
  2. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  3. Ефимов О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  4. Ивашкова Н.И. Управление маркетингом : учебное пособие /- М. : ФОРУМ. ИД «Инфра-М», 2010. - 176 с.
  5. Котлер Филип К73 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер/Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2010. — 224 с.
  6. Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. – М.: Эксмо, 2011.- 240 стр.
  7. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг. / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2010. – 97 с.

Цитировать

Ермоленко, А.Р. Экономный маркетинг и туризм / А.Р. Ермоленко, О.Н. Ефимов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2709 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться