К вопросу об этике специалиста по социальной работе

NovaInfo 28
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Работа посвящена личностным и духовно-нравственным качествам личности специалиста по социальной работе. Особое внимание уделено этическим критериям ответственности каждого специалиста за свою профессиональную деятельность, а также обязательным качествам любого профессионала.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, КЛИЕНТ, КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА, ЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Текст научной работы

Этика социальной работы основывается на моральных нормах, принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы [1, 47].

Требования к личностным и духовно-нравственным качествам личности специалиста по социальной работе определяются степенью развития социальной работы как профессиональной деятельности, культурным состоянием общества, международными требованиями к квалификации специалиста, объективными потребностями развивающихся социальных служб, а также эффективностью многовариантного решения социальных проблем в условиях изменяющегося состояния российского общества.

В основе личностной характеристики специалиста по социальной работе лежат два центральных положения: во-первых, способность функционировать в сфере межличностных отношений «человек-человек», «человек-среда», «человек-общество», а во-вторых, готовность исполнять эти трудные обязанности [5, 54].

Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого специалиста за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.

По словам Е.И. Холостовой, вежливость, приветливость, тактичность – обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Хороший эмоциональный настрой, наличие чувства юмора также способствуют позитивному расположению к себе клиента.

Одним из важных качеств является и коммуникабельность, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.

Строгость и требовательность характерны скорее для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом [4, с.134].

Теоретическое содержание этики специалиста по социальной работе раскрывается с помощью базовых этических категорий. К ним относятся такие понятия, как счастье, добро, справедливость.

Этическое сознание является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях.

Однако социальная работа относится к тем редким видам деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Роль личностных качеств в данном виде деятельности очень велика. Е.И. Холостова выделяет следующие первостепенные качества социального работника [4, 167]:

Первостепенные качества социального работника

гуманистическая направленность личности

личная и социальная ответственность

обостренное чувство добра и справедливости

чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека

терпимость

вежливость

порядочность

эмпатичность

готовность понять других и прийти к ним на помощь

эмоциональная устойчивость

личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности

Таким образом, нравственное поведение социального работника определяется вполне определенными нравственными душевными качествами его личности.

Профессионально-этическая компетентность должна рассматриваться специалистом в нашем обществе как неотъемлемый компонент его профессионализма, постижения глубокого смысла профессиональной деятельности, понимания ее сущностных целей и задач.

В настоящее время социальная работа в России все больше приобретает характер профессиональной деятельности, отходя от форм непрофессиональной помощи и благотворительности, вследствие чего от социального работника как от профессионала требуется, соблюдение этических и моральных норм при взаимодействии с клиентами и коллегами, что характеризует его как высококвалифицированного специалиста.

Профессионально-этическая система социальной работы должна стать одним их важнейших факторов утверждения профессии как деятельности социально необходимой, гуманной и способствующей развитию социального прогресса, достижения блага каждым человеком и обществом в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Агапов, Е.П. Теория социальной работы. Учебное пособие.– М.: «Дашков и К°», 2010.
  2. Вараксин, В.Н. Педагогическая практика / В.Н. Вараксин, О.И. Ефремова – Таганрог, 2009. – 174 с.
  3. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок – М.: Дашков и К, 2008.

Цитировать

Машнова, В.В. К вопросу об этике специалиста по социальной работе / В.В. Машнова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2741 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться