Профессиональная компетентность в подготовке специалистов по социальной работе

№25-1,

социологические науки

Работа посвящена проблеме компетентностной подготовке специалистов по социальной работе. Особое внимание уделено гуманистическим ценностям, видам компетенций и качествам необходимым социальным работникам. Статья может быть интересна широкому кругу читателей, а также специалистам социальной, политической и экономической сфер общества.

Похожие материалы

Социальная работа в широком смысле представляет собой деятельность, направленную на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и сохранить жизнь [3, с.84].

Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя в себе экономическую, политическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому ее называют особым видом деятельности.

В настоящее время возрастает потребность в профессионально - подготовленных, компетентных кадрах. Такие гуманистические ценности как гуманизм и толерантность, социальная справедливость и социальная активность, человеческое достоинство являются основополагающими для будущего специалиста социальной работы. Профессионально-ценностные ориентации отмечаются также и в реальных поступках, поведении, действиях. Они побуждают к активности, задают специалисту ориентиры профессиональной деятельности, выступают координирующим центром, определяющим поведение и систему отношений специалиста по социальной работе к профессии, клиенту, себе как субъекту профессиональной деятельности.

Основной профессиональной обязанностью специалиста по социальной работе является оказание конкретных видов помощи различным категориям населения в соответствии с поставленными задачами и политической, экономической, правовой и социальной политикой государства.

Успешность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе зависит от равновысокой компетентности.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4, с.145].

Структура профессиональной компетентности рассматривается как «сочетание специфических компетенций разного типа»:

Адаптивная компетенция – умение предвидеть и подготовиться к каким-то изменениям, важным в рамках данной профессии.

Интегративная компетенция – способность связать теорию и практику.

Контекстуальная компетенция – понимание социальным работником широкого культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, то есть способность связывать специфическое, уникальное и общее универсальное.

Концептуальная компетенция – понимание теоретических основ своей профессии и умение анализировать, синтезировать и формулировать проблему, что напрямую связано со знаниями.

Межличностная компетенция – умение эффективно общаться (устно и письменно).

Техническая компетенция – способность овладевать основными профессиональными навыками, в том числе навыками исследования, управления и анализа общих стратегий.

В разработанную структуру профессиональной компетентности социального работника Шмелевой Н.Б. входят три уровня: методический, организаторский, социальный:

  • методическая компетентность-владение специальным профессиональным инструментарием - методами и технологиями социальной работы.
  • организаторская компетентность - включает способность принимать решения, целенаправленность, организационные умения, настойчивость, самоорганизация социального работника.
  • социальная компетентность - профессиональна позиция ,социальная зрелость личности специалиста, а также его самоэффективность, коммуникативность и ассертивность.

По степени выраженности компетентность специалистов по социальной работе условно можно объединить в следующие группы:

  • При методической компетентности специалиста по социальной работе можно назвать консультантом. Это скорее учитель, умеющий создавать события. Наиболее подходящий для него вид деятельности - из категории «человек-человек».
  • При социальной компетентности специалиста по социальной работе можно назвать миссионером, так как в его деятельности преобладает руководство в большей степени личным опытом, деятельность его скорее подходит к категории «человек-община».
  • Специалист с преобладающей организаторской компетентностью может быть назван фасилитатором, профессиональная компетентность такого социального работника проявляется при деятельности, относящейся к категории «человек-группа». Благодаря его умелым действиям может в максимальной степени раскрыться потенциал каждого члена группы.

Профессиональная компетентность социального работника - это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций [2, с.102].

Профессионализм специалиста по социальной работе характеризуется наличием у него духовно-нравственных качеств и склонности к работе с людьми; способности учиться и самореализовываться; профессиональных знаний и умений; профессионального признания; объективно-критического отношения к своей деятельности.

Е.И. Холостова выделяет следующие качества, необходимые специалисту по социальной работе: «Вежливость, приветливость, тактичность – обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Хороший эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствует позитивному расположению к себе клиента.

Коммуникабельность является одним из важных качеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.

Строгость и требовательность – эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом». [4, с.134]

Исключительное значение в организации социальной работы имеет самопознание работника как специалиста.

Необходимо учитывать и тот факт, что процесс развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы осуществляется в разнообразных формах повышения уровня работников, посредством разработки и распространения практических и методических рекомендаций. Однако, к сожалению, недостаточно используются разнообразные виды образовательной деятельности – стажировки, практикумы, тренинги.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности специалистов по социальной работе требует осознанного совершенствования научного мышления и навыков, необходимых для работы.

Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, способны выходить за рамки своего предмета, своей специальности имеют творческий потенциал саморазвития и профессионального роста, что способствует не только самосовершенствованию специалиста, но и улучшению качества предоставляемых услуг населению, повышению степени удовлетворенности клиентов.

Список литературы

  1. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. [Текст] / П.Д. Павленок – М.: Дашков и К, 2008.
  2. Сальцева, С.В. Профессиональная компетентность социального работника: модель, технология, инноватика развития: монография. [Текст] / С.В. Сальцева, Л.Г. Пак, С.Н.Жданова, Л.А. Кочемасова. – Оренбург: Оренпринт, 2013. – 228с.
  3. Фирсов, М.В. Теория социальной. [Текст] / М.В. Фирсов – М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
  4. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе. [Текст] / Е.И. Холостова – М.: Дашков и К, 2008. – 232с.
  5. Шмелева, Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: Спецкурс-спецпрактикум. [Текст] / Н.Б. Шмелева – М.: Институт социальной работы, 2007. – 212 с.