Социальная работа в широком смысле представляет собой деятельность, направленную на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и сохранить жизнь [3, с.84].
Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя в себе экономическую, политическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому ее называют особым видом деятельности.
В настоящее время возрастает потребность в профессионально — подготовленных, компетентных кадрах. Такие гуманистические ценности как гуманизм и толерантность, социальная справедливость и социальная активность, человеческое достоинство являются основополагающими для будущего специалиста социальной работы. Профессионально-ценностные ориентации отмечаются также и в реальных поступках, поведении, действиях. Они побуждают к активности, задают специалисту ориентиры профессиональной деятельности, выступают координирующим центром, определяющим поведение и систему отношений специалиста по социальной работе к профессии, клиенту, себе как субъекту профессиональной деятельности.
Основной профессиональной обязанностью специалиста по социальной работе является оказание конкретных видов помощи различным категориям населения в соответствии с поставленными задачами и политической, экономической, правовой и социальной политикой государства.
Успешность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе зависит от равновысокой компетентности.
Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4, с.145].
Структура профессиональной компетентности рассматривается как «сочетание специфических компетенций разного типа»:
Адаптивная компетенция — умение предвидеть и подготовиться к каким-то изменениям, важным в рамках данной профессии.
Интегративная компетенция — способность связать теорию и практику.
Контекстуальная компетенция — понимание социальным работником широкого культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, то есть способность связывать специфическое, уникальное и общее универсальное.
Концептуальная компетенция — понимание теоретических основ своей профессии и умение анализировать, синтезировать и формулировать проблему, что напрямую связано со знаниями.
Межличностная компетенция — умение эффективно общаться (устно и письменно).
Техническая компетенция — способность овладевать основными профессиональными навыками, в том числе навыками исследования, управления и анализа общих стратегий.
В разработанную структуру профессиональной компетентности социального работника Шмелевой Н.Б. входят три уровня: методический, организаторский, социальный:
- методическая компетентность-владение специальным профессиональным инструментарием — методами и технологиями социальной работы;
- организаторская компетентность — включает способность принимать решения, целенаправленность, организационные умения, настойчивость, самоорганизация социального работника;
- социальная компетентность — профессиональна позиция,социальная зрелость личности специалиста, а также его самоэффективность, коммуникативность и ассертивность.
По степени выраженности компетентность специалистов по социальной работе условно можно объединить в следующие группы:
- При методической компетентности специалиста по социальной работе можно назвать консультантом. Это скорее учитель, умеющий создавать события. Наиболее подходящий для него вид деятельности — из категории «человек-человек»;
- При социальной компетентности специалиста по социальной работе можно назвать миссионером, так как в его деятельности преобладает руководство в большей степени личным опытом, деятельность его скорее подходит к категории «человек-община»;
- Специалист с преобладающей организаторской компетентностью может быть назван фасилитатором, профессиональная компетентность такого социального работника проявляется при деятельности, относящейся к категории «человек-группа». Благодаря его умелым действиям может в максимальной степени раскрыться потенциал каждого члена группы.
Профессиональная компетентность социального работника — это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций [2, с.102].
Профессионализм специалиста по социальной работе характеризуется наличием у него духовно-нравственных качеств и склонности к работе с людьми; способности учиться и самореализовываться; профессиональных знаний и умений; профессионального признания; объективно-критического отношения к своей деятельности.
Е.И. Холостова выделяет следующие качества, необходимые специалисту по социальной работе: «Вежливость, приветливость, тактичность — обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Хороший эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствует позитивному расположению к себе клиента.
Коммуникабельность является одним из важных качеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.
Строгость и требовательность — эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом». [4, с.134]
Исключительное значение в организации социальной работы имеет самопознание работника как специалиста.
Необходимо учитывать и тот факт, что процесс развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы осуществляется в разнообразных формах повышения уровня работников, посредством разработки и распространения практических и методических рекомендаций. Однако, к сожалению, недостаточно используются разнообразные виды образовательной деятельности — стажировки, практикумы, тренинги.
Таким образом, развитие профессиональной компетентности специалистов по социальной работе требует осознанного совершенствования научного мышления и навыков, необходимых для работы.
Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, способны выходить за рамки своего предмета, своей специальности имеют творческий потенциал саморазвития и профессионального роста, что способствует не только самосовершенствованию специалиста, но и улучшению качества предоставляемых услуг населению, повышению степени удовлетворенности клиентов.