Согласно ст. 9 УИК РФ исправление осужденных связывается с формированием у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулированием правопослушного поведения [1]. Одним из основных средств исправления, как известно, признается общественно полезный труд.
С. В. Познышев считает, что «труд осужденных является одним из главных факторов создания в местах лишения свободы нравственно дисциплинирующего и возвышающего образа жизни».
Представление о сущности труда осужденных в определенной мере отражают развитие взглядов на труд вообще, на роль и место человека в обществе. Е. Г. Ширвиндт утверждал: «Труд лишенных свободы по характеру его организации, по условиям его работы принципиально не отличается от труда всех граждан, не отрицая, впрочем, некоторых различий между трудом свободных граждан и трудом заключенных» [4].
Указанное средство исправления осужденных должно применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Вместе с тем до сих пор нерешенными остаются проблемы организации труда осужденных в течение отбывания наказания.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм. Условием осуществления указанной социально полезной сферы деятельности является обеспечение надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Различные формы социально полезной деятельности осужденных являются существенными средствами и значимыми регуляторами в процессе исправления осужденных к лишению свободы. В этой связи следует согласиться с исследователями, отмечавшими превентивный потенциал трудовой деятельности в местах изоляции от общества. По мнению Б.С. Утевского, эффективность исправительно-трудового воздействия, прежде всего, предопределяется трудовой деятельностью осужденных. Учитывая уникальное свойство трудовой активности позитивно преображать личность человека, усиливать ее созидательные и творческие компоненты, российский законодатель совершенно справедливо рассматривает труд как средство достижения превентивных целей уголовного наказания [3].
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что, несмотря на наличие законодательного оформления, в текущий момент времени данная функция пенитенциарных учреждений не может быть реализована в полном объеме по банальным причинам резкого сокращения рабочих мест, спада производства в местах лишения свободы, разрыва прежних хозяйственно-экономических связей с отраслевыми предприятиями, отсутствием должного финансирования и стимулирования данной деятельности, а равно зрелых программ ее развития.
Производство, организуемое для осужденных, неразрывно связано, во-первых, с системой, обеспечивающей определенную судом и проверенную социальной практикой степень их изоляции от общества; во-вторых, организация этого производства, особенно на начальной стадии, связана с колоссальными материальными затратами [2].
Можно сделать вывод о том, что существенное значение в деле обеспечения и организации труда осужденных следует придавать социальной направленности труда и прилагать все усилия для того, чтобы трудовая деятельность осужденных, их профессиональное обучение и получение производственных навыков могли использоваться ими после освобождения из исправительного учреждения в процессе их ресоциализации и адаптации.