Ограниченность материализма

NovaInfo 29, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена философскому осмыслению ограниченности материализма, его роли в современном мире и влиянии на мировоззрение.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, МАТЕРИАЛИЗМ, МАТЕРИЯ

Текст научной работы

В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила общепринятого названия. Это и понятно - она еще более в истоках, чем в развороте. Ее расцвет еще впереди. Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Компьютерная технология расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для творческих взлетов. Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких социальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности - социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Информационная революция окажет серьезное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствии. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией социальности, гуманизацией духовной атмосферы. За сменой эпох логически следует смена мировоззрений, философий, идеологий и других духовных и культурных самоидентификаций. Наука и общественная практика современного информационного общества вновь и вновь показывают, что механизмы взаимодействия материальных и духовных процессов, объективной и субъективной реальности продолжают усложняться. Это порождает большое многообразие подходов к концепциям материального и духовного, предлагающих разные теоретические принципы осмысления нынешнего этапа общественного развития. Наибольшие сложности при описании взаимодействия материального и идеального в эпоху информационного общества порождает анализ информации и виртуальной реальности. В. М. Лукин отмечает: «При переходе к информационной цивилизации происходит радикальная смена основного ресурса производства. Этим ресурсом оказывается информация.

«Для характеристики реального мира ныне недостаточны фундаментальные понятия классической физики — материя, вещество, движение, энергия, пространство, время. Для полноты этой характеристики необходимо столь же фундаментальное и столь же всеобщее понятие информации. Нет материи без информации, нет и информации без ее материального носителя — вещества и энергии. Информация представляет собой качественную и количественную характеристику организованности отражения. Вообще информация-это как бы некоторая сила, направленная против дезорганизации и хаоса; в этом смысле информация неотделима от структурности, организованности материальных систем».

Следовательно, информация в нашем мире, существующая как объективная реальность, независимо от наших представлений о ней, намного ближе к понятию «материализма». Ввиду того, что дана нам в ощущениях и способна нами объективно восприниматься.

Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. В античности наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах,Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус,Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Исторический материализм очень сильно повлиял на западную мысль, особенно на М. Вебера, хотя тот и отрицал универсальность историко-материалистической методологии, постоянно полемизируя с марксизмом. Большая советская энциклопедия определяет материализм, как — научное философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. Различают метафизический и диалектический материализм. Метафизический материализм отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира. Диалектический материализм признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий. В нашем материалистическом обществе преобладает первый подход, как следствие 74-летнего господства марксистско-ленинского материализма и идеологии СССР. В других странах, наряду с материализмом, сильны традиции объективного идеализма (вера в персонифицированного Бога). Субъективный идеализм распространен меньше и характерен для отдельных философских и духовных школ.

В чем же ограниченность материализма?

Весь вопрос в том, что «материя не является обособленной сущностью, вера в силу и самостоятельность которой держится, в настоящее время, во всех областях науки, взращенных на почве западного позитивизма и материализма. В сущности, материя есть форма проявления сознания, его эманация, тень мыслей Абсолютного разума. Все разнообразие видов и свойств материи, порождаемых ею явлений, осязаемых и фиксируемых нашими органами чувств, заключается лишь в различных формах проявления сознания».

Согласно материализму, весь мир состоит из непреходящей, вечно существующей материи. Однако если материя определяется, понимается, представляется как бесконечно существующая, то за уже прошедшее бесконечное время должна была наступить т.н. «тепловая смерть» Вселенной: согласно второму закону термодинамики, в силу бесконечно возросшей энтропии все процессы должны были бы прекратиться (разговоры на основе теории относительности Эйнштейна даже математически не обоснованы). Или же, так как мир существует, надо отменять экспериментально подтвержденный второй закон термодинамики? - но это повлечет признание неверности существующих материалистических взглядов и полную трансформацию материализма. Итак, материализм — это система взглядов, основанная на том, что всё духовное в человеке есть результат материальных процессов в его теле (мозге). Здесь ещё нужно уточнить, что мы считаем материальными процессами и материей вообще. Материя — это реальность, данная нам в ощущениях (В. И. Ленин). Материя существует в пространстве и во времени. Кроме того, материя с некоторой точностью (с которой это возможно) описывается законами физики, которые могут быть выражены в математических формулах. Материальный процесс — это процесс изменения состояния материи во времени.

Так почему же всё-таки материализм абсурден? Потому что он противоречит наличию у человека субъективных ощущений (материя дана нам в ощущениях, но сами ощущения к ней не относятся). Субъективное ощущение — это то, что мы чувствуем. Например, ими являются зрительные образы, которые мы видим, звуки, которые мы слышим и так далее. Не нужно путать сами субъективные ощущения и факторы, которые их вызывают. Например, вызывающими факторами для зрительных ощущений являются электромагнитные волны, попадающие в глаз, нервный импульс, идущий от глаза к мозгу, процессы внутри самого мозга и так далее. Ощущением же является конечный результат. И здесь важно отметить свойство, которое сразу же показывает нематериальность наших ощущений: отсутствие для них единицы измерения. Например, допустим, мы хотим придумать единицу измерения для параметра «цвет». Как мы привыкли измерять цвет? Очень просто: представляя его в виде комбинации красного, синего и зелёного с определёнными коэффициентами, причём под красным, синим и зелёным мы подразумеваем излучения с определёнными длинами волн. Теперь нетрудно заметить, что измеряем таким образом мы не само ощущение, а фактор, который его вызывает. Таким же образом можно измерить, например, какие-нибудь химические параметры внутри каких-либо нейронов. Любой подобный способ измерения будет относиться не к собственно ощущению, а к вызывающему его фактору. Таким образом, собственно чувства имеют нематериальную природу. Все вопросы, касающиеся внутреннего мира (например, «в чём измеряются чувства?» или «что есть страдание?»), очень легко назвать бессмысленными. Причина этого в том, что смысл таких вопросов в полной мере не передаётся от человека к человеку (он не выражается словами). А к любым словам, которыми пытаются выразить то, что словами выразить нельзя, как известно, очень легко придраться (и не увидеть в них смысла, либо убедить себя, что в них смысла нет).

Рассмотрим теперь ещё одно абсурдное мнение: непонимание природы субъективных ощущений и кажущаяся их нематериальность и нефизичность связаны с тем, что мозг принципиально не может понять своё собственное устройство. Т.е. якобы у достаточно сложного механизма могут появиться субъективные ощущения, но сам механизм не сможет понять их природу. Это очень удобная позиция: любое расхождение теории с экспериментом можно объяснять ограниченностью человеческого мышления. Появление такой теории говорит о полной неспособности (или нежелании) её «носителей» к исследованию собственного внутреннего мира, а ведь такое исследование может дать много информации, гораздо больше, чем может показаться. Отметим ещё, что эта «теория» способна «объяснить» абсолютно всё, что связано с субъективными ощущениями: субъективные ощущения непознаваемы, потому что объект не может познать сам себя. То есть, эта теория просто непроверяема, нефальсифицируема.

Есть ещё одна причина живучести материализма: невозможность на данном этапе развития науки проверить его следствия даже на материальном уровне (т.е. даже не рассматривая такие непонятные сущности, как субъективные ощущения). Тут есть два аспекта:

  1. На данный момент не существует достаточно полной математической модели мозга.
  2. Даже, если бы эта модель существовала, вычислительных мощностей современных компьютеров явно недостаточно для того, чтобы произвести моделирование (а без компьютерного моделирования устройство мозга очень сложно для аналитического исследования «вручную»).

Эта невозможность проверки сплошь и рядом проявляется в заявлениях о том, что те или иные особенности поведения человека вроде как бы можно объяснить через устройство мозга, однако полностью проверить это никто не может (поэтому и отвергать это вроде бы как рано).

Теперь перейдём от материализма к противоположной точке зрения: наличию у человека нематериальной «души», которая и определяет всё духовное в человеке (в частности, субъективные ощущения), и которая каким-то образом связана с мозгом (душа, по определению, — это как раз та «нематериальная сущность», которая отвечает за наши субъективные чувства, желание, свободу воли). Что мешает учёным принять такую точку зрения? Во-первых, мешает непонимание, что такое душа, что значит «нематериальная» и почему её нельзя считать материальной и включить тем самым в физическую модель. Во-вторых, мешают экспериментальные данные:

  1. Воздействуя на мозг, можно вызывать любые ощущения у человека.
  2. Воздействуя на мозг, можно изменить (или стереть) произвольную часть человеческой памяти.
  3. Воздействуя на мозг, можно изменить характер человека.
  4. При повреждении мозга человек может стать неадекватным. Кроме того, «неадекватность» может быть временной при воздействии на мозг химическими препаратами, электрическими разрядами или излучениями.
  5. Воздействуя на мозг, можно изменить интеллектуальные способности человека.
  6. Воздействуя на мозг, можно сделать так, чтобы человек потерял сознание.
  7. Специализация нейронов: разные нейроны отвечают за разные способности человеческого мышления (причём разделение достаточно детальное). Например, некоторые за абстрактное мышление, некоторые за творческие способности и т.д.
  8. Человеческие эмоции связаны с выгодностью сложившейся для тела человека ситуации (с точки зрения выживания самого тела и человеческого рода). Например, как правило, человеку «неприятно», если ситуация является не выгодной (если давно не ел, например).

«Материализм слишком упростил понимание человека, лишил его всякой надежды на бессмертие, оставил один на один с тайной небытия, вычеркнул из набора человеческих проявлений душу, предельно рационализовал объяснение психики. Человек - это его тело (совокупность различных органов и систем) плюс сознание (продукт высокоорганизованной материи - мозга). Но вот он на грани небытия. А дальше? "Дальше - тишина..." - говорил умирающий Гамлет. Но даже самый ярый материалист и рационалист не может (пусть на интуитивном уровне) смириться с такой теорией. Мысль о собственной смерти противоестественна. Поэтому с древнейших времен человечество вырабатывало представление о душе и ее бессмертии. Эта тема неизбежно возникала как загадка бытия во всех культурах. Но сам факт смерти воспринимался по-разному. Если отбросить нюансы трактовки понятия души разными религиозными и философскими направлениями, то можно сделать вывод, что тело всегда воспринималось как нечто временное, как временное вместилище души. Именно душа - надвременна, личностна; она - суть человеческого в человеке, ибо есть отражение сияющего Божества».

Куда не взглянешь, повсюду человеческая мысль упирается в отчаяние и небытие. Религия выродилась в материалистический атеизм, философия - в пессимизм, государственность- в анархизм, этика- в проповедь чистейшего эгоизма, экономика- в формальное торжество хитрости и силы, с одной стороны, рабства и нищеты и неугасимой ненависти – с другой.

«Зародыш этого - начало бездушного формализма, заменившего мало-помалу всюду идеальное начало веры; начало условного и относительного, заменившего постепенно начало абсолютного, высшего и вечного, высоко вознесшее и разнуздавшее хищное человеческое я и обратившее все стороны жизни цивилизованного человечества в огромную арену бесконечной борьбы эгоизмов».

Все эти вопросы неведомы для материалиста. Его познание ограничено материалистической парадигмой, ограниченным восприятием мира и ресурсами познания, обусловленными использованием (только) ощущений, рассудочного восприятия и рассудочных понятий в рассудочном мышлении, что обуславливает лишь плоское рассудочное познание. Материализм – суть и результат трансгрессии познания общества, проявлением которой стали, в частности, и фетишизация научного познания, и духовное падение познания и наук, что сказалось на обществе. Как одна из систем восприятия и познания мира, материализм в сложившихся со времен Возрождения условиях и способах его использования стал применяться в целях эксплуатации природы на Земле и фетишизации общества, а также его все большего отрыва от истинного познания и восхищения миром. Очевидно, что таковое положение дел к добру не должно было привести, и истинные доводы за духовность все менее слышны, заглушаются искусственно подтасовываемыми истериями о новых «открытиях» и улучшении быта, но которые, по сути, служат Золотому тельцу. Материализм надежно заблокирован от познания природы (напр., для физики – СТО Эйнштейна, для математики – дифференциалы Лейбница, для философских наук – «законы» философии…). Научное сообщество не осуществляет и не может осуществить действий для выхода из очевидных ограничений, из русел тупикового, неправильного развития.

Отметим ещё сходство материализма с классической физикой. Классической физикой мы будем называть такую модель мира, в которой есть элементарные частицы (каждая из которых в каждый момент времени описывается конечным набором чисел) и поля (каждое поле описывается волновой функцией, зависящей только лишь от трёх пространственных координат и времени). В рамках классической физики можно описать множество явлений, с которыми мы встречаемся в жизни, может казаться, что её достаточно для создания полной картины мира. Однако, были открыты явления, явно показывающие, что для описания состояния мира нужна как минимум волновая функция, зависящая от координат всех частиц сразу, что ставит крест на возможностях в рамках классической физики описать мир полностью. То есть мир устроен намного сложнее, чем кажется, и с этим придётся мириться. Можно было бы конечно игнорировать этот факт и думать, что всё-таки можно так модифицировать классическую физику, чтобы она описывала и эти «плохие» явления, и именно это хочется делать, учитывая огромное количество достоинств этой самой классической физики, но приходится смотреть в глаза реальности и отказаться от претензий классической физики на полное описание мира. Так и с материализмом: из-за одного факта приходится ставить на нём крест, не смотря на все его достоинства.

«Сейчас наступает новый исторический период, который в противность материалистическим воззрениям, борьбе как главной движущей силе природы и человечества, и философскому пессимизму, как конечному выводу, вознесет перед нами совсем иные знамена и идеи. Основной чертой этого нового периода должно явиться преобладание духовного и нравственного начала во всех областях человеческого мышления и деланья, так как только нравственное начало и способно вывести цивилизованный мир из дебрей материализма и бессмысленной животной борьбы».

Читайте также

Список литературы

  1. Берга.И., Спиркин А.Г. Кибернетика и диалектико-материалистическая философия // Проблемы философии и методологии современного естествознания. М.,1973
  2. Демин В.В. Основной принцип материализма. - М., 1983.
  3. Савин А.Ю., // «Об исследовании природы феноменальных способностей», М., 2010
  4. Соловьёв Э. Г. Информационное общество // Новая философская энциклопедия., М.: Мысль, 2010
  5. Шарапов С.Ф., «Россия будущего»., М.: Институт русской цивилизации, 2011.- 720с
  6. Шипов Г.И., Теория Физического Вакуума, теория, эксперименты и технологии., М.:Наука,1997.- 450с.

Цитировать

Шапошник, Н.В. Ограниченность материализма / Н.В. Шапошник. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2763 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться