Рейтинговая система оценки заемщиков банка

NovaInfo 29, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена рейтинговая система оценки кредитоспособности заемщиков - юридических лиц, приведены способы снижения кредитного риска.

Ключевые слова

КРЕДИТНЫЙ РИСК, РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗАЕМЩИКОВ, КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ, КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Текст научной работы

Кредитование для банков является самой доходной частью актива и в то же время самой рискованной, что увеличивает значимость управления кредитными рисками в банке, одним из основных методов которого является оценка кредитоспособности заемщика.

Банки стремятся работать с устойчивыми надежными партнерами и поэтому необходимо знать не только текущую платежеспособность клиентов, но и учитывать перспективы развития предприятия в будущем, получение ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде. В таких случаях центральным вопросом, определяющим решение банка о выдаче или об отклонении кредита клиенту, является заключение о его кредитоспособности, определяемая с помощью различных систем оценки кредитоспособности.

У банка есть два источника зарабатывания денег:

  1. Оказание финансовых услуг;
  2. Профессиональное управление рисками.

Управляемым риск является, так как можно измерить его уровень и на его уровень можно влиять. И данный процесс начинает применяться уже на первой стадии – знакомства с клиентом, далее при оценке кредитоспособности заемщика, при кредитном мониторинге и т.д.

Основными источниками информации для анализа кредитоспособности заемщика являются:

  1. Формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках);
  2. Правовые документы (учредительные документы, лицензии);
  3. Бизнес-планы;
  4. Кредитная история заемщика и другие [1].

При оценке кредитоспособности заемщика – юридического лица банки в основном применяют рейтинговую систему оценки, построенную на основе экономико-математических моделей.

На основе количественного и качественного анализа клиенту присваиваются рассчитанный финансовый рейтинг и качественный рейтинг, а также автономный рейтинг клиента и в итоге определяется одобренный рейтинг. На основе одобренного рейтинга и определяется вероятность дефолта. Чем выше рейтинг, тем выше риск [5]. Количественный анализ предполагает изучение основных групп финансовых коэффициентов:

  1. Показатели платежеспособности и ликвидности;
  2. Показатели финансовой устойчивости;
  3. Показатели рентабельности;
  4. Показатели деловой активности предприятия [6].

А качественный анализ предполагает субъективную оценку таких показателей как: финансовая открытость, качество и разнообразие продукции, зависимость от поставщиков или покупателей и другие.

К примеру, в ОСБ №8598 ОАО «Сбербанк России» при управлении кредитными рисками отдел кредитования корпоративных клиентов применяет рейтинговую модель оценки кредитоспособности заемщика. После проведения анализа основных финансовых показателей предприятия присваиваются баллы, по результатам которого специалисты принимают решение либо отказать, либо принять или принять меры по снижению рисков [4].

Рассмотрим абсолютные показатели кредитного риска банка на основе таблицы 1.

Таблица 1 Данные о кредитных вложениях за 2011-2013 гг., млрд. руб. [7]

Показатели

2011 г.

Уд. вес.,%

2012 г.

Уд. вес.,%

2013 г.

Уд. вес.,%

В 2013г. к 2011г.,%

Кредиты, выданные ф.л.

33,5

52,9

39,7

52,6

46,3

50,2

138,2

Кредиты, выданные ю. л.

29,8

47,1

35,8

47,4

45,9

49,8

154

Итого

63,3

100

75,5

100

92,2

100

145,7

Как видно из таблицы, количество выданных кредитов с каждым годом увеличивается и в 2013 году по сравнению с 2011 годом он увеличился на 28,9 млрд. руб. или на 45,7 %. Это увеличение вызвано в основном за счет увеличения кредитов юридическим лицам, которые повысились на 16,1 млрд. руб. Доля кредитов выданных юридическим лицам в общей сумме кредитов почти одинакова по сравнению с кредитами, выданными физическим лицам. Причем с каждым годом наблюдается незначительное увеличение доли кредитов выданных юридическим лицам, что говорит о том, что оценка кредитоспособности заемщиков - юридических лиц приобретает большую значимость.

Оценку кредитоспособности заемщика - юридического лица в банке проводит клиентский менеджер, а именно специалист по кредитованию корпоративных клиентов.

Обычно при оценке кредитоспособности предприятия - заемщика банк изучает документы о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и при этом не уделяет достаточного внимания изучению причин, которые к этим результатам приводят.

Нестабильность экономической системы порождает различные факторы, снижающие финансовую устойчивость предприятия, а значит и ее платежеспособность. И если даже показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия неплохие, то она все равно может оказаться неплатежеспособным.

Например, руководители предприятия могут не обратить внимания или просто проигнорировать, что при хорошем финансовом состоянии уже намечаются какие - то отклонения, которые потом могут обернуться ухудшением его финансового состояния. К тому же заемщик в этих условиях завышает свои финансовые показатели.

К примеру, банк для минимизации кредитного риска повышает процентную ставку, что также может стать причиной неплатежеспособности заемщика.

Или может случиться и такое, что предприятие просто перестает существовать, потому что кредит заранее брался в корыстных целях. В этом случае банк несет большие потери.

Сбербанк, применяя рейтинговую модель оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица, сначала проводит оценку его финансового состояния, используя три группы оценочных показателей:

  • коэффициенты ликвидности;
  • коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
  • показатели оборачиваемости и рентабельности.

Основными из этих показателей являются:

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1);
  2. Промежуточный коэффициент покрытия (К2);
  3. Коэффициент текущей ликвидности (К3);
  4. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4);
  5. Рентабельность продаж (K5).

А остальные показатели являются дополнительными, сильно зависящими от специфики деятельности предприятия и отрасли.

После расчета основных показателей происходит их сравнение с достаточными значениями. Достаточные значения установлены в следующих размерах:

  1. К1 = 0,2;
  2. К2 = 0,8;
  3. К3 = 2,0;
  4. К4 = 0,6 - для предприятий торговли, 0,1 – для остальных;
  5. К5 = 0,15.

После проведенного сравнения показателям присваиваются категории: категория 1, категория 2, категория 3. Далее определяется сумма баллов по этим показателям (S) в соответствии с их весами:

S=0,11 х Категория К1 + 0,05 х Категория К2 + 0,42 х Категория К3 + 0,21 х Категория К4 + 0,21 х Категория К5.

Следующим этапом оценки является анализ информации, которая не может быть измерена количественно: технологический уровень производства, риски снабженческой инфраструктуры, риски штрафов и санкций и другие.

Баллы по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков прибавляются, и устанавливается 3 класса заемщиков:

  • первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений (S = 1 или S = 0,5);
  • второго класса - кредитование требует взвешенного подхода (1<S<2,42);
  • третьего класса - кредитование связано с повышенным риском (S > = 2,42) [4].

С учетом класса заемщика принимается решение о выдаче кредита.

Для минимизации кредитного риска необходимо совершенствование методики оценки кредитоспособности предприятий – заемщиков. А именно необходима более глубокая оценка, которую можно разделить на две составляющие:

  1. Анализ финансового состояния, который предполагает не только анализ финансовой отчетности предприятия, а также анализ внешних источников. То есть необходима оценка показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия. Финансовая отчетность не может отражать реальную картину развития бизнеса из – за непрозрачности его ведения в России, а, значит, понять действительные риски кредитования рассматриваемого предприятия.

Во – первых, оценку внешней среды функционирования предприятия необходимо начинать с анализа регионального и отраслевого аспекта.

Стабильность деятельности предприятия зависит от региональной принадлежности, так как от того, насколько динамична, развита и устойчива экономика региона, насколько прозрачно и эффективно ее регулирование настолько и устойчивее развивается предприятие.

Также необходимо анализировать отраслевые особенности, то есть, сколько в отрасли конкурентов и какова доля данного предприятия на этом рынке, проследить за динамикой развития отрасли и выявить основные факторы риска, влияющие на участников отрасли, следует также уделить внимание оценке качества контрагентов предприятия — заемщика, в том числе надежности поставщиков, выяснить, как долго предприятие находится в данной отрасли.

К примеру, Сбербанк оценивает отраслевые риски на основе анализа (используются сведения, представленные заемщиком, службой безопасности и информация базы данных):

  • состояние рынка по отрасли;
  • тенденции в развитии конкуренции;
  • значимость предприятия в масштабах региона;
  • риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков.

Во – вторых, необходимо изучить инвестиционную стратегию предприятия, ведь в ней определены долгосрочные цели предприятия, разработаны технологические, маркетинговые, финансовые прогнозы, дана оценка последствий реализации проектов. А также необходимо выяснить наличие государственных заказов и государственной поддержки заемщика, что повышает надежность исполнения обязательств предприятием.

  1. Оценка эффективности деятельности руководства, что предполагает оценку деятельности руководителей предприятия по различным выполняемым функциям, начиная от информационной и заканчивая управленческой, т.е. предвидение возможных нарушений и недопущение их проявления заранее продуманными методами.

Например, Сбербанк осуществляет оценку качества управления, изучая такие параметры как: квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах.

Для анализа кредитоспособности заемщика – предприятия недостаточно изучать лишь результаты хозяйственной деятельности, но и необходимо выяснить причины которые могут привести к его неплатежеспособности, для чего и необходимо проводить более глубокий анализ кредитоспособности заемщиков, включающий в себя также оценку эффективности деятельности предприятия.

А также эффективным методом относительно минимизации кредитных рисков могло бы стать действенное функционирование кредитного бюро, то есть создание базы данных о финансовом состоянии и кредитной истории потенциальных заемщиков. Данная мера может быть обеспечена при условии снятия банковской тайны с полученных, выданных, просроченных кредитов. А это требует изменения законов относительно банковской тайны. Причем банки могли бы иметь информацию не только о финансовом состоянии заемщика, но и о его взаимоотношении с другими банковскими учреждениями. Его функционирование будет способствовать решению таких проблем как: повышению уровня информации банков относительно потенциальных заемщиков и осуществления более точного прогноза относительно возврата кредитов и позволит уменьшить расходы, связанные с поиском информации, а также дисциплинировать заемщика относительно соблюдения условий кредитного договора в части возврата кредита, поскольку в случае невыполнения обязательств репутация его как заемщика в глазах потенциальных кредиторов упадет, что сделает невозможным получение им кредитов, или их получение, но за значительно высшими процентами.

Следует особо обратить внимание на совершенствование работы с кредитными рисками с использованием механизмов страхования [2]. Выдача кредитов характеризуются высоким риском невозврата средств, что обуславливает необходимость формирования грамотной и эффективной системы управления кредитными рисками, к которым относятся:

  • страхование залога принадлежащего заемщику движимого (автокредитование) или недвижимого (ипотека) имущества,
  • страхование жизни и здоровья заемщика,
  • страхование коммерческих (торговых) кредитов,
  • страхование от рисков, связанных с использованием кредитных карт и т.д. [3].

Так как именно прибыль предприятия является залогом своевременного возврата кредита, то необходимо уделить внимание не только ее изменению, но и процессу ее формирования, а также оценке влияния факторов на ее величину, то есть необходимо непосредственное присутствие и анализ деятельности и процесса формирования прибыли на предприятии.

Большое значение необходимо уделить анализу репутации предприятия в бизнес - среде — это немаловажный фактор, сказывающийся в целом на уровне кредитоспособности заемщика. Данный анализ может быть осуществлен с помощью изучения выполнения обязательств предприятия с поставщиками, покупателями, своевременность выполнения обязательств.

Таким образом, оценка кредитоспособности заемщика юридического лица является одним из главных методов управления кредитными рисками банка. На его основе определяются возможности предприятия расплачиваться за полученный кредит, как на текущий момент времени, так и на перспективу. И поэтому большую значимость приобретает совершенствование систем оценки кредитоспособности заемщиков.

Для совершенствования оценки кредитоспособности заемщиков – юридических лиц необходимо изучение финансового состояния предприятия не только на основе внутренних документов предприятия, но изучить данные внешней среды предприятия на основе изучения отраслевых, региональных аспектов деятельности предприятия, ведь именно их влияние может оказать существенную роль на деятельность предприятия в будущем.

Необходимо дать оценку деятельности руководителей предприятия для предвидения возможных нарушений, необходимо наличие действенного функционирования кредитного бюро, которое призвано стимулировать заемщиков на добросовестное выполнение обязательств. Также необходимо проанализировать выполнение предприятием своих обязательств по отношению к контрагентам и изучить репутацию предприятия в бизнес – среде, изучить процесс формирования прибыли, на предприятии непосредственно побывав на самом предприятии.

Читайте также

Список литературы

  1. Горелая Н. В. Основы банковского дела. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. 271 с.
  2. Ефимов О.Н. Страхование по закону о страховом деле. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012. 685 стр.
  3. Ефимов О.Н. Новейшее страхование в законах: монография. Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  4. Методика определения кредитоспособности Заемщика [Электронный ресурс] : приложение N 8 к Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 9 ноября 2001 № 838-р. URL: http://afdanalyse.ru/NormDoc/Reglam_SB.doc (дата обращения: 29.10.2014).
  5. Скворцова Н.К., Проскурякова Л.А., Зенкин И.Н. АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Управление экономическими системами: электронный журн. 2013. URL: http://www.uecs.ru/finansi-i-kredit/item/2224-2013-06-28-10-53-00 (дата обращения: 12.10.2014).
  6. Татунова С.И. Проблемы оценки кредитоспособности заемщиков российскими банками // Экономика и социум: электронный журн. 2014. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_10/Tatunova S.I. (obshiy razdel).pdf (дата обращения: 26.10.2014).
  7. Управляющий Башкирским отделением Сбербанка Сергей Попов подвел основные итоги работы банка в Республике за 2013 год [Электронный ресурс] : региональные пресс – релизы Сбербанка от 17 февраля 2014. URL: http://www.Bank-RF.ru/cgi-bin/news/view.cgi?news=19610&thema=4 (дата обращения: 14.06.2014).

Цитировать

Ефимов, О.Н. Рейтинговая система оценки заемщиков банка / О.Н. Ефимов, Ч.И. Хасанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2768 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться