Продуктовая дифференциация на рынке авиаперевозок России

№30-1,

экономические науки

Статья отражает наличие и степень продуктовой дифференциации на Российском рынке авиаперевозок. Продуктовая дифференциация необходима, т.к. следствием ее является увеличение продуктового разнообразия на рынке, которое способно в большей степени удовлетворить потребности потребителей.

Похожие материалы

Уровень жизни в России ниже, чем, например, в странах Запада, поэтому конкуренция между российскими авиаперевозчиками существует, прежде всего, ценовая. Поэтому для поддержания конкурентоспособности фирмам на рынке авиаперевозок приходится постоянно находить способы увеличить количество своих потребителей. Одним из таких способов можно рассматривать продуктовую дифференциацию. Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, продуктовое разнообразие создает рыночную власть фирмы, поскольку всегда находятся покупатели, которые оказываются приверженными продукту именно данной товарной марки или данной фирмы. Во-вторых, продуктовая дифференциация выгодна и покупателям.

Дифференциация товара – выделение потребителями продукта определенной фирмы от остальных продуктов данного класса. Дифференциация является формой неценовой конкуренции фирм. К факторам продуктовой дифференциации могут относиться как внутреннее качества товара (изменения его внутренних характеристик), так и внешние качества (размер, цвет, упаковка, услуги, сопровождающие его продажу).

Потребители сами дифференцируют продукты, расценивая разные товарные марки как несовершенные заменители. Другими словами, продуктовая дифференциация является субъективной характеристикой поведения покупателей. [1; 250]

Продуктовая дифференциация может быть двух видов:

  1. Вертикальная

  2. Горизонтальная

Вертикальная продуктовая дифференциация включает в себя различия каких-либо функциональных характеристик, а также различия в качестве товаров, удовлетворяющих одни и те же вкусы потребителей.

Горизонтальная же дифференциация носит только внешний характер. Она связана с изменением цвета, упаковки, внешнего вида товаров, удовлетворяющих разные вкусы потребителей. Так же сюда можно отнести и каналы сбыта. Например, когда в качестве места продажи низкокачественного товара используются престижные магазины.

Цель продуктовой дифференциации – сделать товар важным для покупателя, изменив только его отличительные от конкурентов свойства.

Дифференциацию можно рассматривать как средство создания монополистической конкуренции, в которой за счет обособления продукта повышается рыночная власть фирмы. Поэтому производитель стремится обеспечить уникальность и более высокую ценность своего продукта для потребителя с точки зрения качества товара, методов сбыта, каких-либо особых характеристик. Продуктовая дифференциация на прямую влияет на конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности – это, в первую очередь, повышение качества товара, что является одним из способов продуктовой дифференциации. Следовательно, если увеличивается продуктовая дифференциации, то и конкурентоспособность тоже будет увеличиваться. [2;39-41]

Показателями наличия и степени продуктовой дифференциации является число товарных марок, предлагаемых фирмами на рынке, а также номенклатура выпускаемых товаров одной фирмой определенной отрасли. Степень продуктовой дифференциации какого-либо продуктового класса тем выше, чем больше число продуктовых марок предлагается потребителю данного продуктового класса.

Так же к показателям степени продуктовой дифференциации относиться показатель перекрестной эластичности спроса в отрасли. Она показывает реакцию спроса на данный продукт при изменении цены на конкурирующий продукт. Таким образом, чем выше перекрестная эластичность, тем ниже степень продуктовой дифференциации, т.к. в глазах потребителей разные товарные марки являются близкими субститутами. И наоборот, степень продуктовой дифференциации будет высокой при низком значении перекрестной эластичности спроса. [1;273]

Еще одним показателем дифференциации является коэффициент эластичности спроса по цене. Показатель характеризует, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при снижении цены или сокращается при повышении цены. Иными словами, коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Наиболее часто используемой для подсчета является формула:

Е= ΔQ/ΔP

где ΔQ – изменение спроса в %;

ΔP – изменение цены в %.

Продуктовая дифференциация необходима, т.к. следствием ее является увеличение продуктового разнообразия на рынке, которое способно в большей степени удовлетворить потребности потребителей. Так же последствием продуктовой дифференциации является увеличение ее рыночной власти, поскольку всегда находятся покупатели, которые отдают свое предпочтение определенной фирме или марке.

Рассмотрим наличие и степень продуктовой дифференциации на рынке авиаперевозок в России.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта количество фирм, осуществляющих пассажирские авиаперевозки и имеющих действующий сертификат эксплуатанта (СЭ), на август 2013 года снизилось на 5% и составило 122. Это обусловлено тем, что деятельность авиакомпаний не соответствует сертификационным требованиям по обеспечению безопасности полетов, финансово-экономическому состоянию, а также качеству предоставляемых услуг. [3]С начала года было аннулировано 7 СЭ, а выдано было всего лишь 3 СЭ. Так же действуют ограничения на полеты у двух компаний.

По итогам 2013 года крупнейшими перевозчиками стали:

Компания

Пассажирооборот

(млрд. пкм)

Пассажиропоток

(млн. чел)

Увеличение пассажирооборота, %

Увеличение пассажиропотока, %

Аэрофлот

50,53

17,66

20,3

24,6

Трансаэро

41,0

10,38

23,6

22,2

ЮТэйр

15,17

7,77

36,4

33,9

S7 Airlines

13,03

6,35

23,5

23,8

Россия

8,76

4,21

21,8

19,0

Таким образом, пять крупнейших авиакомпаний России за 2013 год перевезли 46,31 млн. человек, что составляет 60% всех совершенных пассажирских перевозок.

Рассмотрим коэффициент перекрестной эластичности на примере двух крупнейших авиакомпаний России – «Аэрофлот» и «Трансаэро». По официальным отчетам деятельности данных компаний мы имеем следующие данные: изменение спроса на услуги компании «Аэрофлот» составляет 25% [4], а изменение цены на услуги компании «Трансаэро» в среднем составляет 150% [5] на период с 2010 по 2013 годы. Следовательно, коэффициент эластичности равен 0,17. Коэффициент свидетельствует о наличии дифференциации. Из таблицы видно, что опережающий рост цен у Трансаэро привел к оттоку пассажиров. Учитывая, что количество рейсов, время вылета у компаний особых различий не имеют, можно предположить, что цена является важным фактором при выборе авиакомпании.

Для более подробного анализа рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене авиакомпании Аэрофлот на услуги пассажирских авиаперевозок на рейс Самара-Москва.

Дата

Стоимость, руб.

Количество купленных билетов

17.12.14

7248

89

18.12.14

11748

90

Е=0,02, следовательно, спрос на услуги пассажирских авиаперевозок компании Аэрофлот является не эластичным. Спрос на услуги данной компании будет устойчив, не зависимо от изменений цен. Однако учитывая, что коэффициент перекрестной эластичности (0,17) свидетельствует о наличии дифференциации между компаниями Аэрофлот и Трансаэро, то можно предположить, что потребители услуг Аэрофлота склонны именно к услугам данной компании не по критерию цены, а по иным факторам (качество перевозок, приверженность к компании Аэрофлот и т.д.)

Общее число пассажирских авиаперевозок в России растет с каждым годом. При этом рынок авиаперевозок демонстрирует снижение доли перевозок внутри страны в пользу перелетов за ее пределы. Больший объем авиаперевозок принадлежит 5ти крупным авиакомпаниям и проходит через столицу.

Таким образом, на основе полученных данных, можно сказать, что продуктовая дифференциация на рынке авиаперевозок в России существует. Это обусловлено тем, что данный рынок существует преимущественно в условиях ценовой конкуренции. Потребители в наше время готовы платить большую цену за более качественные услуги. Что автоматически влечет за собой повышение степени продуктовой дифференциации авиаперевозок.

Список литературы

  1. Розанова, Н. М. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2010. - 906 с.
  2. Рой, Л. В. Анализ отраслевых рынков. Учебник для вузов по экономической специальности. Москва: ИНФРА-М, 2010. - 441 с.
  3. Сайт Федерального агентства воздушного транспорта «Росавиация» [Электронный ресурс] www.favt.ru
  4. Сайт ОАО «Аэрофлот» [Электронный ресурс] www.aeroflot.ru
  5. Сайт «Трансаэро» [Электронный ресурс] www.transaero.ru