Структурный анализ рекламной деятельности самарской области

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В современной России реклама занимает особое место в коммуникационной политике, так как призвана решать наиболее сложную в маркетинговой деятельности задачу – формировать и стимулировать спрос. В развитых странах реклама превратилась в специализированную отрасль экономики, на которую расходуются огромные средства. Вопросам развития и осуществления рекламных кампаний придаётся большое значение, поэтому исследование цели, задач и принципов осуществления рекламной деятельности носит актуальных характер.

Ключевые слова

РЕКЛАМА, РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА, КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Текст научной работы

Реклама и маркетинг – два понятия, неотделимых друг от друга, хотя реклама возникла задолго до маркетинга. Маркетинг предполагает не только тщательное изучение требований конечных потребителей к товару и адаптацию к ним выпускаемой продукции, но и решение активной задачи формирования и стимулирования спроса на товар в целях увеличения продаж. Именно этой цели призвана отвечать коммуникационная политика в составе комплекса маркетинговых мер воздействия на рынок. Основные элементы, составляющие систему мер стимулирования спроса являются реклама, средства стимулирования сбыта, прямые продажи и паблисити.

Реклама является динамично развивающейся сферой человеческой деятельности. Реклама – это убеждающее средство информации о товаре или фирме, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, готовящая активного и потенциального потребителя к покупке [1, 14].

Существуют определённые границы между категориями «реклама» и «рекламная деятельность». Рекламная деятельность – это процесс, направленный на достижение максимального соответствия между нуждами потребителя и характеристиками продукта [1, 26]. Это соответствие достигается через изучение аудитории и понимание ее запросов, через информирование и убеждение потенциальных покупателей в преимуществах продукта. Рекламная деятельность включает в себя следующие компоненты:

  1. Исследование аудитории (создание продукта, который будет востребован потребителем, невозможно без глубокого понимания того, что потребителю необходимо).

  2. Реклама (знание аудитории, ее нужд и запросов позволяет спланировать рекламную кампанию так, чтобы она была максимально эффективна).

  3. Продажи (если результаты исследований действительны, а реклама эффективна, то продажи товара возрастут).

  4. Паблик рилейшнс (работа с общественностью и создание имиджа компании, бренда или продукта).

  5. Клиентское обслуживание (обратная связь с потребителем).

Исходя из вышесказанного, рекламная деятельность – гораздо более широкое понятие, чем реклама, поскольку оно охватывает все этапы жизни продукта. Реклама – лишь один из аспектов рекламной деятельности.

Относительно рекламной деятельности региона можно заключить, что она представляет собой процесс, направленный на достижение максимального соответствия между нуждами региона и характеристиками выпускаемой в регионе продукции, которое достигается через изучение аудитории данного региона и понимание ее запросов, через единство и целостность воспроизводственного процесса региона.

В настоящее время рекламная деятельность Самарской области находится лишь на начальной стадии своего развития. Сегменты рекламного рынка в регионе представлены следующим образом: наиболее сильны позиции у рекламы в прессе, телерекламы, радиорекламы, наружной рекламы и Интернет-рекламы. Слабее представлены: печатная реклама, реклама на транспорте, сувенирная реклама, реклама на полиэтиленовых пакетах. Среди видов рекламы в регионе преобладают коммерческая и информативная. Реже встречаются, но существуют: социальная, детская, образовательная, экологическая реклама. Очень редко в регионе встречается благотворительная и просветительская реклама.

Анализ 3-х видов рекламы Самарской области (наружной, телевизионной и газетной) показал, что местные производители преимущественно представлены в региональной прессе. Оформление многих рекламных объявлений является образцом западной тематики, в основном взятой из интернета. В целом в рекламе, выпускаемой рекламными производителями, отсутствует региональная, а также какая-либо специфика, что доказывает тот факт, что на сегодняшний день рекламный рынок региона находится на стадии становления или индустриализации. Это можно доказать следующими фактами о рекламной деятельности Самарской области:

  1. При создании рекламы не учитываются такие знания, как теория маркетинга и рекламы, психологии, социологии, философии, истории, лингвистики и др.

  2. Предприниматели пока не осознали необходимость серьезных капиталовложений в творчество специалистов по рекламе в регионе.

  3. Заказчики пользуются услугами столичных агентств, редко обращаются к местным рекламным группам.

  4. Не учитываются традиционные ценностные особенности национальной российской и региональной рекламы.

  5. Реклама ориентируется на западные ценности и зачастую носит явно подражательный характер.

Отсутствие региональной специфики в рекламной деятельности подтверждает, что в Самарской области при активном становлении рекламной деятельности наблюдается отставание социально-культурной функции рекламы. Реклама старается выполнять социально-экономическую роль и слабо выполняет социально-культурную роль, в частности, нравственную, эстетическую, образовательную, просветительскую, воспитательную, экологическую и др. Поэтому необходимо способствовать формированию и реализации следующих задач рекламной деятельности Самарской области:

  1. Поддержка рекламных агентств, деятельность которых направлена на рекламу региональных производителей и местной продукции.

  2. Выработка механизмов противодействия рекламе иностранной продукции, которая ведет к потере национально-ценностных ориентиров в регионе.

  3. Создание условий для развития рекламы, способствующей национальным традициям, благотворительности и милосердию.

  4. Подготовка кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, научно-исследовательскую, художественно-творческую, консультативную, экспертную деятельность в сфере рекламы.

  5. Сохранение в рекламе национальных и региональных традиций.

  6. Воспитание у граждан чувства патриотизма, уважения и любви к своей стране и к своему народу.

  7. Создание особого регионального имиджа.

  8. Развитие социальной рекламы, направленной на выполнение экологических задач региона.

Для того чтобы провести исследование рекламных агентств Самарской области в зависимости от перечня оказываемых ими услуг, составлена таблица 1, в которой отражены 10 наиболее крупных агентств. Среди них такие агентства, как: «ASP»; «Avrora Market»; «BTL Царь»; «Flash»; «Promotion time»; «Radiance»; «Алфавит»; «Барс»; «Драйв». В таблице 1 представлены рекламные агентства и предоставляемые ими услуги.

Таблица 1. Перечень услуг рекламных агентств Самарской области

Основные рекламные агентства региона

Маркетинговые исследования

Разработка стратегий рекламы

Медиа-планирование

Размещение рекламы

Разработка креатива

Дизайн рекламной продукции

Организация и проведение рекламной кампании

Консалтинг рекламы

Организация продаж рекламы

Рекламные услуги в PR-деятельности

ИТОГО:

1

ASP

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

8

2

Avrora Market

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

6

3

BTL Царь

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

4

Flash

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

6

5

Miracle inc

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

5

6

Promotion time

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

6

7

Radiance

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

6

8

Алфавит

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

5

9

Барс

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

8

10

Драйв

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

ИТОГО:

3

7

8

10

8

10

10

6

6

2

70

Анализ данных таблицы 1 показывает, что наиболее востребованными услугами являются: размещение рекламы, дизайн рекламной продукции, организация и проведение рекламной кампании, куда входит полный пакет предоставляемых услуг. К сожалению, маркетинговые исследования и «связи с общественностью» в рекламной деятельности агентств мало востребованы. По результатам анализа можно выделить два вида рекламных агентств по предоставляемым услугам:

  • универсальные, оказывающие полный цикл услуг («BTL Царь» и «Драйв»);

  • специализированные, предоставляющие рекламные услуги, связанные с одним или несколькими направлениями (ASP, «Avrora Market», «Flash», «Miracle inc», «Promotion time», «Radiance», «Алфавит», «Барс»).

Таким образом, можно сказать о том, что развитие региональной рекламы должно быть связано со стимулированием рекламы и рекламной деятельности, направленной на создание условий для оптимального соотношения в рекламе традиционных и инновационных элементов, учитывая природные, материальные и человеческие ресурсы территории.

Анализ рекламной деятельности Самарской области показал, что рекламная деятельность Самарской области находится лишь на начальной стадии своего развития. Наиболее сильны позиции у рекламы в прессе, телерекламы, радиорекламы, наружной рекламы и Интернет-рекламы. В рекламной деятельности Самарской области отсутствует региональная специфика, что ведет к отставанию социально-культурной функции рекламы региона. Для развития рекламной деятельности Самарской области необходима поддержка рекламных агентств, деятельность которых направлена на рекламу региональных производителей и местной продукции, а также выработка механизмов противодействия рекламе иностранной продукции.

Таким образом, можно сказать о том, что развитие региональной рекламы должно быть связано со стимулированием рекламы и рекламной деятельности, направленной на создание условий для оптимального соотношения в рекламе традиционных и инновационных элементов, учитывая природные, материальные и человеческие ресурсы территории.

Читайте также

Список литературы

  1. Казачков, П. А. Об оценке эффективности рекламных кампаний [Текст] / П. А. Казачков. – М.: Альфа-пресс, 2012. – 132 с.
  2. Наумов К. О. Реклама и область применения [Текст] / К. О. Наумов. – М.: Инфра, 2011. – 145 с.

Цитировать

Николаева, Е.И. Структурный анализ рекламной деятельности самарской области / Е.И. Николаева, А.Р. Шафиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2690 (дата обращения: 23.03.2023).

Поделиться