Аудит учетной политики предприятия

NovaInfo 30
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения. Аудит учетной политики позволяет выявить какие методы ведения бухгалтерского учета применяются на данном предприятии, узнать соответствуют ли бухгалтерские записи принятым методикам, проверить соблюдается ли корреспонденция счетов, правильно ли отображаются данные, проверить верно ли отображаются хозяйственные операции в регистрах бухучета, проверить итоговые показатели по Главной книге и синтетическим регистрам бухгалтерского отчета.

Ключевые слова

АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА, ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Текст научной работы

При аудите учетной политики предприятия необходимо выяснить наличие приказа руководителя предприятия по введению в действие учетной политики. Необходимость ее оценки объясняется тем, что она приравнена к учредительным документам предприятия.

Целью ее оценки является проверка правильности применения существующих методик, исходя из специфики деятельности аудируемого предприятия

Все субъекты малого, среднего и крупного бизнеса, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г № 234. Требования Закона распространяются и на индивидуальных предпринимателей. Согласно статье 8 указанного Закона руководитель или индивидуальный предприниматель обязан утвердить учетную политику предприятия протокольным решением собственника или приказом лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Базой для формирования учетной политики служат международные стандарты финансового отчетности (МСФО). Начинается учетная политика с описания статуса компании, органов управления, данных регистрационных документов, видов деятельности. Затем расписываются:

  1. форма и метод ведения бухгалтерского учета, способ ведения учета (вручную на бумажных бланках и в учетных книгах или с помощью компьютера и программного обеспечения);
  2. лицо, которое будет вести учет: предприниматель самостоятельно, наемный бухгалтер, бухгалтерская фирма;
  3. режим налогообложения (общеустановленный, упрощенная декларация, или другой);
  4. состав отчетности (финансовая, налоговая, статистическая), периодичность отчетности;
  5. основная часть учетной политики раскрывает принципы признания доходов и расходов, методы, допускающие альтернативу в учете основных средств, товарно-материальных запасов, отраслевые особенности и специальные документы, положения по заработной плате наемных работников и так далее.

К ней, в качестве приложений разрабатываются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с особенностями деятельности компании;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, которые не предусмотрены типовыми формами первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности группы или компаний с филиальной сетью;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • методика определения уровня существенности;
  • методика расчета резервов на переоценку внеоборотных активов;
  • методика определения обесценения активов:
  • методика переоценки запасов;
  • методика расчета резервов на отпуска;
  • методика расчета резервов по гарантийным обязательствам;
  • методика расчета резерва под обесценение дебиторской задолженности:
  • методика определения временной стоимости денег (дисконтирование и будущая стоимость) и т.п.
  • порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  • метод учета товарно-материальных запасов (средневзвешенная, дисконтированная стоимость, «ФИФО»);
  • метод учета затрат на производство (нормативный, попередельный, позаказный);
  • способ распределения косвенных доходов;
  • метод оценки незавершенного производства и готовой продукции;
  • порядок учета затрат по ремонтам основных средств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Вышеперечисленный список элементов учетной политики не исчерпывающий. Предприятие включают в приказ или распоряжение по учетной политике те элементы учетной политики, которые соответствуют специфике его деятельности.

Учетная политика действует на протяжении всего существования предприятия, поэтому, разрабатывая ее, необходимо учесть мельчайшие детали, предусмотреть будущие планы (например, расширение бизнеса, появление новых видов деятельности). Принятая учетная политика применяется последовательно от одного учетного периода к другому, а изменения вносятся в установленном МСФО или НСФО порядке, чем достигается сопоставимость показателей;

Учетная политика переутверждается компанией ежегодно. После ее утверждения на протяжении всего года компания обязана соблюдать прописанные в учетной политике нормы. Неправильно составленная учетная политика может привести к возникновению налоговых споров. Чем шире деятельность Компании – тем сложнее учетная политика.

Изменения в учетную политику предприятия может вносить в случаях:

  • реорганизации предприятия;
  • разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • изменений в законодательстве;
  • смены собственников предприятия.

При ознакомлении с учетной политикой предприятия аудитору нужно определить полностью ли раскрыты избранные способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики.

Раздел учетной политики, касающийся взаимоотношений с наемными работниками в части оплаты труда не должен идти вразрез с Трудовым кодексом РК.

Учетная политика может учитывать потребности предпринимателя в той или иной аналитической информации. Обеспечить себя информацией он может, путем разработки собственных специальных таблиц и отчетов для внутреннего пользования, позволяющих анализировать различные экономические показатели. В этом случае бухучет будет предоставлять информацию для принятия управленческих решений, способствовать организации эффективного бизнеса, увеличению объема продаж и размера прибыли.

Чем подробнее составлена учетная политика, тем легче в будущем вести диалог с налоговыми и другими контролирующими органами, потому что, при составлении учетной политики, предприятие обязано обдумывать все по шагам, учитывать различные ситуации, возникающие в его бизнесе, до мелочей, обоснованно подтверждать свою позицию.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе следует оценить реальные возможности ее использования для целей бухгалтерского и налогового учета, а также эффективность системы внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. На втором этапе проверки учетной политики рекомендуется заполнить специальную таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора. Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Целью такой проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета, выбранных организацией, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения с учетом особенности аудируемого субъекта .

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами:

  • приказом (распоряжением) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительной запиской к финансовой отчетности, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года;
  • изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

В процессе проведения аудита учетной политики аудитору следует получить ответы на следующие вопросы:

  • утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  • утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  • ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  • корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РК, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  • оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  • сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы;
  • утвержден ли график документооборота;
  • имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  • имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  • имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  • утвержден ли график проведения инвентаризации и проводится ли инвентаризации в соответствии с этим утвержденным графиком;
  • проводятся ли обязательные инвентаризации;
  • проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, а также запасов;
  • ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  • определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

Аудит учетной политики позволяет выявить какие методы ведения бухгалтерского учета применяются на данном предприятии, узнать соответствуют ли бухгалтерские записи принятым методикам, проверить соблюдается ли корреспонденция счетов, правильно ли отображаются данные, проверить верно ли отображаются хозяйственные операции в регистрах бухучета, проверить итоговые показатели по Главной книге и синтетическим регистрам бухгалтерского отчета.

Читайте также

Список литературы

  1. Бюллетень бухгалтера 2014г №6 -июнь
  2. Бюллетень бухгалтера 2014г №7-июль
  3. Бюллетень бухгалтера 2014г №11-ноябрь
  4. www.grossbuh.kz
  5. www.uchet.kz

Цитировать

Бектыбаева, Б.Ж. Аудит учетной политики предприятия / Б.Ж. Бектыбаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2874 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться