Современная лингвистическая ситуация такова, что существование большого числа интегративных по своей природе частных лингвистических парадигм (коммуникативно-прагматическая, дискурсивно-когнитивная, психолингвистическая и т.д.), представляет проблему соотношения целого комплекса понятий, которыми апеллируют лингвисты, проводя исследования в рамках указанных направлений. В этой связи нами было выявлено, что использование таких понятий как «коммуникация» и «общение» не является исключением. Частые случаи их использования не только не способствуют более точному и узкому их определению, а наоборот затрудняют ситуацию в связи с тем, что каждое направление в современном языкознании стремится определить вышеуказанные феномены, анализируя их сквозь призму своих методологических установок.
В данной работе мы попытаемся теоретически обосновать необходимость разграничения понятий «коммуникация» и «общение» в условиях полипарадигмального состояния современной лингвистики.
В связи с интегративным развитием науки о языке и необходимостью осмысливать результаты исследований в смежных областях знаний (психологии, социологии, культурологии), традиционная трактовка таких понятий как «коммуникация» и «общение» не отвечает требованию времени и не может всеобъемлюще обозначить масштабность коммуникативных процессов происходящих в обществе.
Для корректного анализа прагматических особенностей директивных речевых актов в военной коммуникации в рамках нашего исследования требуется чётко разграничить и обозначить вышеупомянутые явления. Точное определение данных понятий, подразумевающее всестороннее и многомерный охват определений имеющихся в современных публикациях, позволит наметить будущие ориентиры и стать теоретической базой нашего коммуникативно-прагматического анализа директив.
Термин «коммуникация» (лат. communicatio «делаю общим, связываю») получает своё широкое употребление в начале XX века. Современная наука оперирует разными по содержанию, но в тоже время равнозначными для нашего исследования определениями: а) коммуникация – средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) коммуникация – передача информации от человека к человеку, в) коммуникация – передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Коммуникация – комплексное явление и современная лингвистическая теория знает несколько подходов к определению данного понятия. Рассмотрим на наш взгляд самые значимые из них.
Всеобъемлющая трактовка термина «коммуникация» представлена в рамках социолингвистического направления. Конецкая В.П. предлагает следующее его определение: «коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных средств» [4, с. 5].
Зачастую лингвисты, анализируя коммуникацию и общение, приравнивают их друг к другу: «Если мы будем трактовать коммуникацию в широком смысле как общение (в отличие от узкого понимания рассматриваемого явления как системы способов и каналов общения), то следует признать, что основной целью общения является поддержание единства человека и общества, диалектическое преодоление и подтверждение отдельности человека. Общение как форма человеческого взаимодействия отражает социальную сущность человека» [2, с. 285].
Прагмалинвистическое и когнитивно-дискурсивное направления современного языкознания указывают на несоответствие равнозначного использование данных понятий. Исходя из специфики нашего исследования, мы расставили главные акценты на институциональном, социальном характере коммуникации, её различных способах и формах осуществления, а также темпорально-пространственных особенностях её организации.
Макаров М.Л. рассматривая коммуникацию с позиций конструктивизма, говорит о том, что коммуникация представляет собой «частный случай интеракции, опирающейся на интерпретацию, предполагающей координацию действий во взаимодействии, а также удовлетворяющей потребности выражения внутренних состояний» [6, с. 53]. Отметим также определение Брудного в котором он говорит: «коммуникация - одна из форм всеобщей связи между явлениями, а именно направленная связь, которая выражается в передаче сигналов (последнее не обязательно осознанный, осмысленный процесс)» [1, с. 41]. Данное определение на наш взгляд актуализирует в себе очень важную мысль о том, что коммуникативное поведение является неотъемлемой составляющей деятельности любых живых организмов, потребность в кооперации существ, координация их совместных усилий, взаимозависимость только способствовало их выживанию, эволюционному развитию. В этой связи хочется упомянуть следующее высказывание относительно коммуникации сделанное в книге «Древо познания» написанной Умберто Р. Матураной и Франсиско Х. Варелой, в которой они говорят следующее: «Мы называем коммуникацией координированное поведение, которое взаимно запускают друг у друга члены социального единства» [7, с. 171]. Так же учёные отмечают, что «коммуникация происходит всякий раз, когда существует координация поведения в области структурной сопряжённости,…феномен коммуникации зависит не от того, что передаётся, а что происходит с тем, кто принимает передаваемое, и это нечто весьма отличное от «передаваемой информации»» [7, с. 173]. Данное высказывание как нельзя лучше отображает современные тенденции в рамках коммуникативно-прагматической парадигмы в языкознании, учитывающего не просто то, что передаётся в общении, но также с какой целью это делается, какую коммуникативную стратегию использовать, чтобы оказать необходимого эффекта на воспринимающего информацию и тем самым обеспечить необходимую координацию совместной деятельности в социуме, который Матурана и Варела называют «структурной сопряжённостью третьего порядка» [7, с. 161-164].
Также масштабность процесса коммуникации отражается и в рамках деятельностного подхода к определению данного явления: «коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними» [3, с. 1].
Социальная обусловленность коммуникации, является её неотъемлемой сущностной особенностью, подчёркивающей то, что ситуация коммуникативного взаимодействия может принимать различные временные, пространственные характеристики, учитывая всё многообразие сложившихся на сегодняшний день различных социальных институтов и способов интеракции их участников.
Значимое отличие общения от коммуникации заключается в наборе средств, которые используются для взаимодействия индивидов. При коммуникации используется большой диапазон лингвистических и паралингвистических средств установления и поддержания интеракции. Общение, по своей природе имеет межличностный характер: «общение – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [8, с. 12], и чаще всего характеризуется применением в процессе его осуществления вербальных средства выражения чувств и эмоций: «общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации» [4, с. 5]. Система организации коммуникации имеет весь перечень средств регуляции и координации совместных действий включающих как вербальные, так и невербальные способы взаимодействия.
Подводя итог, нам кажется возможным разграничить коммуникацию и общение согласно соответствующим им признакам: институциональность/межличностность, регулятивность/эмотивность, регламентированность/произвольность.
В целом необходимо сказать, что явление общения – неотъемлемый компонент протекания любой коммуникации. Однако отличаются они в своей локально-темпоральной динамической организацией. Коммуникация – глобальное явление, сущность которого реализуется в общении, и здесь мы соглашаемся с тем, что «…коммуникация… – это не только сиюминутный акт общения, когда процессы порождения и восприятия практически одномоментны, но и общение, когда восприятие дистанцировано от порождения во времени и пространстве (например, личная переписка)» [5, с. 80]. Коммуникация – цель, общение – задача. «Общение в психологическом смысле всегда есть процесс решения коммуниактивной задачи» [5, с. 75].
Смягчая регистр, менее категорично можно заключить то, что коммуникация и общение явления на наш взгляд взаимодополняющие, но отнюдь не тождественные. Обобщая все различные подходы к определению таких понятий как «общение» и «коммуникация», мы определяем, что человеческая коммуникация это специфическая локально-темпоральная форма динамически организованной, лингвистической и паралингвистической интеракции двух и более коммуникантов с целью передачи/получения/обмена информацией, того или иного воздействия на собеседника, необходимого для осуществления совместной деятельности.
Общение представляется нам непосредственной, прямой формой обмена эмоционально-аффективной информацией.
Анализ терминов «коммуникация» и «общение» встречающихся в современной литературе, дал возможность выявить отличительные особенности каждого из них и обосновать возможность дальнейших исследования в этом направлении.