Краткий обзор некоторых нотных изданий и пособий для баяна (аккордеона), изданных в период с 2000 по 2014 г.

№30-1,

Педагогические науки

Наша жизнь стремительно несётся вперёд, мы живем в век информации и удивительных научных открытий. Современного ребенка с самого рождения окружает заманчивый мир разнообразных гаджетов, компьютеров, высокоскоростного интернета и цифровых технологий. В мировоззрении современных детей также происходят кардинальные изменения: меняются их музыкальные вкусы и пристрастия, меняется вся звуковая атмосфера, в которой растут дети. У нынешних детей и подростков появилось гораздо больше возможностей для раскрытия своих способностей и самореализации, нежели у их сверстников 15-20 лет. В этих условиях одной из задач уникальной системы отечественного музыкального образования, воспитавшей великое множество выдающихся музыкантов и композиторов мирового уровня, предложить ребенку альтернативу: не менее интересный и захватывающий мир – мир музыки и искусства. Одной из важных составляющих в этой миссии, является репертуар, который мы используем в работе со своими учениками. О его огромной значимости в формировании личности юного музыканта, воспитании его музыкально-эстетического вкуса сказано и написано достаточно ведущими отечественными и зарубежными педагогами и музыкантами. Одной из целей данной работы – привлечение внимания преподавателей ДМШ к творчеству некоторых авторов, а также к отдельным сборникам и пособиям, вышедших в свет в последнее время.

Похожие материалы

Введение

Наша жизнь стремительно несётся вперёд, мы живем в век информации и удивительных научных открытий. Современного ребенка с самого рождения окружает заманчивый мир разнообразных гаджетов, компьютеров, высокоскоростного интернета и цифровых технологий.

В мировоззрении современных детей также происходят кардинальные изменения: меняются их музыкальные вкусы и пристрастия, меняется вся звуковая атмосфера, в которой растут дети. У нынешних детей и подростков появилось гораздо больше возможностей для раскрытия своих способностей и самореализации, нежели у их сверстников 15-20 лет.

В этих условиях одной из задач уникальной системы отечественного музыкального образования, воспитавшей великое множество выдающихся музыкантов и композиторов мирового уровня, предложить ребенку альтернативу: не менее интересный и захватывающий мир – мир музыки и искусства.

Одной из важных составляющих в этой миссии, является репертуар, который мы используем в работе со своими учениками. О его огромной значимости в формировании личности юного музыканта, воспитании его музыкально-эстетического вкуса сказано и написано достаточно ведущими отечественными и зарубежными педагогами и музыкантами.

Как заметил в своей книге «Индивидуальность ученика и искусство педагога» известный исследователь в области музыкального обучения и воспитания М.Э.Фейгин «программа каждого ученика – музыкальная пища растущего организма и она, соответственно, должна быть разнообразной».

Ищущий неравнодушный педагог тратит значительную массу времени в поисках необходимого репертуарного материала, который бы учитывал индивидуальные особенности каждого из учеников.

Ещё лет 30 назад преподаватель по классу баяна (аккордеона) в ДМШ вполне мог обойтись теми сборниками и пособиями, которые имелись в школьной библиотеке и выпускались государственными издательствами, и иной раз учащиеся начинали и заканчивали обучение в школе по «Самоучителю» Басурманова-Чайкина или по одной из популярных «Школ».

С течением времени, репертуарный багаж, который преподаватели использовали в своей работе, в большей своей части безнадежно устарел, и педагоги по классу баяна и аккордеона на протяжении довольно длительного времени испытывали дефицит нового репертуара, отвечающего мировосприятию современных детей и подростков.

В настоящее время педагогический репертуар для ДМШ стал гораздо обширнее и педагог имеет значительно большую возможность выбора. Музыкальные издательства предлагают немалое количество сборников и пособий, как уже известных авторов: В.Власов, Е.Дербенко, А.Доренский, Р.Бажилин, и др., создавших внушительное количество яркой, самобытной и качественной музыки для детей, серьезно обогатив репертуар для народных инструментов, так и менее известных педагогов-композиторов, непосредственно работающих с детьми, подростками, молодежью, прекрасно знающих их запросы и интересы.

Одной из основных целей данной работы – привлечение внимания преподавателей ДМШ к творчеству некоторых, пока не очень популярных авторов, а также к отдельным сборникам и пособиям, вышедших в свет в последнее время.

Краткий обзор нотных изданий и пособий

Один из таких авторов - Александр Белоусов – преподаватель по классу баяна областной Детской школы искусств г.Тулы, является победителем трёх областных конкурсов тульских композиторов. Его пьесы включались в программу Международного конкурса юных исполнителей имени Н.И. Белобородова в качестве обязательных произведений

2004 году тульским издательством был издан сборник педагогического репертуара для младших классов ДМШ «Я играть всегда готов!», в который вошли три цикла пьес для баяна: «Я играть всегда готов!», «Ребятам о зверятах» и «Маленькая сюита», каждая из которых включает в себя по 9-10 произведений.

Автор бережно продолжает и развивает традиции известных отечественных баянистов-композиторов, на обработках и пьесах которых выросло не одно поколение музыкантов.

Александр Белоусов  преподаватель по классу баяна областной Детской школы искусств г.Тулы

Продолжить обзор мне бы хотелось представлением композитора, баяниста, преподавателя по классу баяна с более чем 20-летним стажем детской школы искусств им. Римского-Корсакова города Москвы Вячеслава Баканова, издавшего уже более 20 сборников пьес для баяна и аккордеона и рекомендовать один из наиболее удачных в плане репертуара сборников - «Альбом баяниста и аккордеониста. Пьесы для детей и юношества».

Сборник, изданный в 2007 году московским издательством «Дека-ВС» является приложением к выпускам «Золотой библиотеки педагогического репертуара» по специальности «баян-аккордеон» и включает в себя более сорока наиболее интересных сочинений автора, прошедших апробацию в его классе и постепенно завоевавших популярность среди учащихся и педагогов ДМШ. Ряд пьес из этого сборника неоднократно исполнялись на различных конкурсах молодых исполнителей.

Характерной особенностью сочинений В. Баканова являются: яркая образность и колоритность каждой пьесы, привлекательная мелодичность и гармонизация, удобное фактурное изложение материала, тщательная редакция артикуляционно-штриховых, динамических и агогических обозначений. В качестве примера, приведу отрывок из пьесы «Грустный аккордеон»:

Преподаватель по классу баяна с более чем 20-летним стажем детской школы искусств им. Римского-Корсакова города Москвы Вячеслав Баканов

Лев Колесов – педагог, композитор, автор сборников произведений для народных инструментов, более 30 лет проработал директором "Детской музыкальной школы № 2" г. Пушкино.

Сборники, которые я хочу представить - «Эстрада в музыкальной школе» и «Эстрадные миниатюры в музыкальной школе», изданы московским Всероссийским музыкальным обществом. В каждом из сборников по 15 разнохарактерных эстрадных миниатюр - от довольно простых до достаточно сложных. В произведениях, составляющий данный сборник, автор очень тактично применяет интонационные, ритмические, фактурные особенности и элементы эстрадной музыки в простых, иногда даже этюдных по своему методическому назначению-пьесах,-например:

Лев Колесов  педагог, композитор, автор сборников произведений для народных инструментов

Александр Коробейников - московский педагог, автор многих произведений для баяна и аккордеона. Это сюиты, сонатины, довольно обширный список небольших программных пьес, представляющих интерес для исполнителей различного уровня, а особенно для учащихся музыкальных школ.

В 2003 году Санкт-петербургским издательством «Композитор» были выпущены два «Альбома для детей и юношества». Первый альбом включает в себя 25 пьес и 4 сюиты. Второй - 10 обработок народных мелодий, 12 эстрадно-джазовых произведений и 11 ансамблей.

В 2004 году Московским издательством «Русское музыкальное общество» был издан «Детский альбом».

В сборник вошли 44 произведения, в том числе этюды и ансамбли.

Учебно-методическое пособие «Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона и баяна», составление и редакция Ю.Шишкин, (изд-во «Феникс», 2013 г.)

В данный сборник вошли самые яркие и популярные пьесы российских, советских и зарубежных композиторов для младших и средних классов детских музыкальных школ. В пособии представлены пьесы, исполняемые в последние годы в младших возрастных категории на международных конкурсах и фестивалях «Аккордеон плюс», которые проходятся в Ростове на Дону.

Сборник включает в себя 25 произведений и охватывает самые разные направления музыки: от полифонии и обработок народных песен до эстрадных миниатюр различной категории сложности и поэтому может быть интересен и для конкурсных выступления, и для школьных концертов, и прохождения в рамках учебной программы. Необычность данного пособия в том, что каждое музыкальное произведение сопровождается небольшим, но очень полезным методическим комментарием для педагога и учащегося.

Приведу пример одного из таких комментариев к пьесе Ф.Бушуева «Весёлый пингвин».

«Бушуев Федор Федорович – московский преподаватель, методист, композитор, написавший около 100 обработок народных песен, танцев, педагогических пьес. «Пингвин» - очень удобное произведение для освоения учеником синкопированного ритма. Поскольку синкопа повторяется практически неизменно на протяжении всей пьесы, изображая неуклюжесть пингвина, то перед учеником стоит единственная задача – это её (синкопу) выучить. Помощь в этом может оказать видоизмененный счет: РАЗ – Ита – ДВА - И. Разделение второй восьмой в счете на «Ита» позволяет довольно быстро выучить ритмически точно синкопированный ритм, являющийся основой произведения. Для того, чтобы выучить такты 9-й и 13-й (соединить партии правой и левой руки), ученик должен прохлопать со счетом вслух по столу вначале отдельно, а затем одновременно, ритм партий правой и левой рук.

Полезно проанализировать с учеником ладовые изменения этого произведения. Тогда окажется, что вначале Пингвин – грустный (минор), и только во 21-й строчке, когда повстречал друзей, он повеселел – появление мажора, ведь с друзьями можно преодолеть любые трудности (такты 9-й и 13-й) и выйти победителем (закрепление мажора)».

Бушуев Федор Федорович  московский преподаватель, методист, композитор, написавший около 100 обработок народных песен, танцев, педагогических пьес

Михаил Товпеко – преподаватель брянского колледжа искусств и культуры, автор ряда музыкальных композиций и аранжировок.

Творчество композитора разножанрово – это произведения крупной формы, оригинальные виртуозные пьесы, обработки народной музыки, легкая музыка.

Немалую нишу в творчестве Товпеко занимает музыка для детей. На сегодняшний день издано четыре выпуска педагогического репертуара (баян, аккордеон).

Музыка интересная, с понятным гармоническим языком, различными эффектами звукоизвлечения, в основном программная, доступная для детского восприятия.

Отрывок из «Регтайм-импровизации» на тему украинской народной песни «Ехал казак за Дунай»:

Михаил Товпеко  преподаватель брянского колледжа искусств и культуры, автор ряда музыкальных композиций и аранжировок.

В заключении, хотелось бы отметить, что данный краткий обзор, конечно же, не исчерпывает огромное количество авторов, создающих современный репертуар для учащихся ДМШ, за его рамками осталось бесконечное количество музыки, созданной для юных баянистов и аккордеонистов, различные пособия и сборники, увидевшие свет в последние 10-15 лет.

Приложение. Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие бесплатные нотные библиотеки

Ссылки на интернет ресурсы, с которых можно бесплатно скачивать ноты для баяна и аккордеона, а также более полно познакомиться с творчеством авторов, упомянутых в данном обзоре:

  • http://a-v-belousov.narod.ru/noty3_belousov_1.htm
  • http://a-v-belousov.narod.ru/index20.htm
  • http://bayanac.narod.ru/M_Y_T.html
  • http://www.goldaccordion.com/noti/
  • http://www.twirpx.com/files/art/music/note/accordion/
  • http://www.abbia.by/show.php?show=notes
  • http://souzgarmonika.ru/news/noty/1-0-19
  • http://notoboz.ru/
  • http://ale07.ru/music/notes/song/bayan/cd.htm

Список литературы

  1. «Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона и баяна»/ Учебно-методическое пособие, составление и редакция Ю.Шишкин, Ростов-на Дону, изд-во «Феникс», 2013 г.
  2. Баканов В. «Альбом баяниста и аккордеониста. Пьесы для детей и юношества»/ - М., Дека-ВС, 2007 г.
  3. Колесникова Л.В. «К вопросу о репертуаре и его роли в формировании духовного мира личности учащегося на уроках фортепиано в ДМШ», Северск, 2014г.
  4. Колесов Л. «Эстрада в музыкальной школе»
  5. Коробейников А. «Альбома для детей и юношества», С-П, Композитор, 2003 г.
  6. Коробейников А. «Детский альбом», М., «Русское музыкальное общество», 2004г.
  7. Фейгин М.Э., Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э. Фейгин. — М., 1975 г.