Проблемы оценки качества управления предприятий

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье говорится о том, какие проблемы присутствуют в оценке качества управления предприятий и пути их решения.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Текст научной работы

В современной литературе описано несколько хорошо разработанных экспертных методов [1], позволяющих осуществить оценки качества управления предприятием. Эти методы предполагают математическую обработку показателей, количество которых устанавливается исходя из целей оценки, имеющихся ресурсов и требований к их точности. Таким образом, оценки качества управления предприятием осуществляется на основании группы общесистемных показателей.

Данная тема является актуальной для всех предприятий, так как данная задача является элементом более сложной системной проблемы.

Соответственно возникает проблема выявления групп общесистемных показателей для осуществления оценки качеств управления предприятием, а также непосредственно математических систем для осуществления расчетов с целью получения окончательного результата.

Учитывая, что качества управления организационно-экономических систем может осуществляться с помощью метода распознавания образов, то есть путем сравнения оцениваемой структуры характеристик и показателей (за определенный период) с их нормативной структурой значений, то согласно этим методам, качество управления может оцениваться количественной характеристикой степени сходства нормативной и фактической структур показателей.

В управлении предприятием отсутствует перспективная линия поведения на рынке. В таких условиях неизбежны частые изменения целей, задач, направлений и приоритетов, что приводит к спаду результативности работы и не позволяет последовательно повышать конкурентоспособность предприятия, что является для нас важным. Недостаточное знание рыночной ситуации, конкурентов, финансовые трудности, отсутствие квалифицированных работников на ключевых постах и другие проблемы не позволяют предприятию разрабатывать четкие стратегии развития. В таком случае предприятие представляет собой структуру, которая не имеет в своем распоряжении необходимого запаса «прочности», позволяющей провести эффективное обновление и реструктуризацию, что также свидетельствует о невысоком качестве управления, что также является проблемой для решения [1].

Из анализа экспертных методов следует, что поиск подходящего набора экономических показателей деятельности предприятия является основой для проведения оценки качества управления предприятием. С учетом того, что предприятие является сложной системой с обратными связями, количество таких показателей их величины, а также их характеристики, являются комплексно связанными между собой, когда, например, низкая оценка по одному параметру может быть компенсирована высокой оценкой с другой.

На основании чего можно сказать, что осуществление оценки качества управления предприятием требует использования определенной модели оценки качества как инструмента измерения. В отличие от рейтинга, который определяет уровень изменений характеристик, оценки — это процедура получения числа, выражает качество управления предприятием для конкретного периода времени.

Однако, согласно моему мнению, оценивать качество менеджмента компании можно с позиции функций, которые выполняет менеджмент на определенном этапе развития Организации, основываясь на видах управления: стратегическое, тактическое, оперативное.

Неудовлетворительная работа трех звеньев руководства приведет к принятию неправильных и неоптимальных решений касающихся стратегических перспектив, а соответственно — к снижению надежности количественных оценок рентабельности, эффективности использования ресурсов и ожидаемой прибыли.

Организационная эффективность системы управления характеризует качество построения организации, системы ее управления, принятие управленческих решений, реакцию системы управления на стрессы, конфликты, организационные изменения. Ее оценивают по показателям уровня централизации функций управления, соотношения численности управленческих работников между различными уровнями управления, удельному весу руководителей в общей численности аппарата управления.

Социальная эффективность управления отражает его влияние на процессы формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей, формирование корпоративного духа, соответствующего психологического климата в коллективе, атмосферы защищенности и причастности к целям организации.

Следовательно, эффективность системы управления предприятием не может быть определена каким-то одним показателем. Необходимо разработать целую систему показателей, поскольку экономическая эффективность системы управления производством проявляется, главным образом, через косвенные, а не прямые эффекты. Она сказывается на улучшении результатов работы предприятия благодаря рациональной организации производственно-хозяйственной деятельности.

Читайте также

Список литературы

  1. Гарифуллина, А. Ф. Оценка качества менеджмента [Текст] / А. Ф. Гарифуллина, Г. А. Садыйкова // Современные проблемы менеджмента : СПбГЭТУ «ЛЭТИ». – Санкт-Петербург, - 2011. - № 5. – 145 с.

Цитировать

Андриянова, А.А. Проблемы оценки качества управления предприятий / А.А. Андриянова, А.Ф. Гарифуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2916 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться