В повседневной деятельности психологов и воспитателей значительную роль играет определение индивидуальных особенностей личности, отражающих типичные формы реагирования, механизмы приспособления и характер межличностного взаимодействия в микросреде [1, 2, 17, 18, 19]. Полученная информация позволяет надежно предсказывать и контролировать не только варианты ожидаемого поведения, но и выбирать адекватные способы социального контроля со стороны сотрудников различных структурных подразделений пенитенциарного учреждения [3, 5, 15, 16].
Сотрудниками НИИ ФСИН России на базе межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Саратовской области в начале 2000 годов с учетом структурного анализа психологической информации о личности разработана условная классификационная модель осужденных, которая может быть полезна для программ психолого-педагогического воздействия как в стенах пенитенциарного учреждения, так и за его пределами [19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26].
Научно-методическую основу ее составляют показатели социальной направленности деятельности и поведения осужденных, наличие или отсутствие у них лидерских качеств, устойчивость системы отношений к условиям отбывания наказания, выраженность морально-правовых установок и уровень нравственной запущенности [4, 12, 13, 14].
С практической точки зрения составление данной классификации обусловлено дифференцированным подходом в проведении мер коррекционного влияния, а также разработкой конкретных методических рекомендаций по психолого-педагогическому воздействию на осужденных со стороны основного субъекта ресоциализации – начальника отряда [6, 7, 8, 9, 10].
Опираясь на значимую информацию по классификационным признаком, появляется возможность конструктивного взаимодействия психолога со специалистами других подразделений пенитенциарного учреждения (врачами-психиатрами, сотрудниками режимной службы) по осуществлению динамического контроля за поведением осужденных [11].
Исходя из взаимосочетания и устойчивой выраженности вышеперечисленных индивидуально-личностных особенностей, осужденные могут быть условно разделены на шесть типологических категорий.
К первой классификационной группе относятся осужденные, обладающие положительной социальной установкой, сильным типом личности, лидерскими задатками. Характерными чертами данного типа личности является также достаточно высокий уровень интеллекта, позволяющий осуществлять надежный контроль над эмоциями, высокая устойчивость структуры личности, стремление к организаторской деятельности; высокий уровень мотивации, направленной на достижение цели; отсутствие выраженных агрессивных тенденций; развитое чувство социальной отзывчивости; общительность; способность быстро приспосабливаться к окружающей среде и лицам; позитивное отношение к труду.
Со стороны начальника отряда желательно предоставлять этим осужденным большую самостоятельность. Следует избегать мелочной опеки, ограничиваясь осуществлением мер общего контроля их поведения. Целесообразно в различных ситуациях поддержать авторитет данных осужденных перед другими членами бригады.
Вторая классификационная группа – это осужденные, имеющие потенциально положительные социальные установки, со слабым типом личности. Они конформны, легко поддаются чужому влиянию, лидерские задатки отсутствуют. Характерологические черты этой категории в основном совпадают с первой группой, отличаясь от нее наличием следующих качеств: завышенной оценкой собственных достоинств, социальной наивностью.
Третья классификационная группа включает индивидов, которые не обладают ярко выраженными личностными качествами – это так называемое «болото». Однако следует заметить, что примерно каждый третий представитель данной группы характеризуется наличием устойчиво выраженных психических отклонений от нормы. Данные отклонения проявляются в искаженном восприятии действительности, наличии психических аномалий, возникновении идей преследования, что при определенных условиях может сопровождаться неадекватными поведенческими реакциями, вплоть до криминогенных. В этой связи лиц, у которых выявлены такие аномалии, необходимо ставить на психиатрический учет и проводить коррекционную работу с учетом рекомендаций врача.
Со стороны начальника отряда в отношении данных осужденных также необходим контроль. Роль психолога в основном сводится к тщательному анализу поведения и применению различных дополнительных методик для более четкой дифференциации.
В четвертую классификационную группу входят осужденные, которые обладают отрицательными установками, слабым конформным типом личности, без уверенно выраженных задатков лидерства. Для представителей данного типа характерно наличие психических отклонений, что осложняется наличием следующих качеств: склонность к употреблению алкоголя, значительный уровень алкогольных изменений личности, плохо сдерживаемая импульсивность в поведении, неприятие и враждебное отношение к существующим социальным нормам, неспособность регулировать конфликтные ситуации примиряющим образом, цинизм, предубежденное отношение к окружающим.
Главным качеством, определяющим поведение этих осужденных, является агрессивность, которая проявляется в отрицательном отношении к другим лицам (они часто вступают в конфликты, драки). Высокий уровень агрессивности характеризуется общим негативизмом, постоянной готовностью к острым ситуациям, внутренней предрасположенностью к эмоциональным вспышкам по самому незначительному поводу, недоверчивостью по отношению к окружающим. При проведении индивидуальной работы с ними необходима корректность, соблюдение этикета. Провоцирующими факторами могут быть чрезмерная грубость, бестактность, окрик, посягательство на личное достоинство.
В повседневной жизни агрессивность может обнаружиться в межличностных конфликтах. Часто провоцирующим фактором их проявления являются несправедливые требования и угроза наказания без желания разобраться в сути дела. При разрастании конфликта нельзя доходить до взаимных оскорблений, а необходимо поступить согласно закону, строго соблюдая при этом педагогическую тактичность.
При неожиданной встрече с проявленной агрессивностью (например, став нечаянным свидетелем острой ситуации), необходимо под любым предлогом развести столкнувшихся людей в разные стороны. Если и этим конфликт не удается погасить, нужно провести профилактическую работу по предотвращению рецидива: установить причину конфликта, устранить, если возможно, условия его породившие, то есть попытаться лучше разобраться в ситуации, а не просто наказать виновного. Необходимо отметить, что осужденные данной классификационной группы в общении с более слабыми осужденными проявляют тенденцию к психологическому прессингу. Исходя из этого, целесообразно назначать их на такие виды деятельности, которые требуют сосредоточенности и исполнительности, кропотливости и ответственности за порученное дело. Целесообразно назначать этих людей на работы, связанные с применением значительных физических усилий.
В повседневной жизни им присущи плохо сдерживаемая импульсивность поведения, то есть склонность действовать под влиянием внезапного побуждения. При постоянном проявлении реакций указанного типа можно проконсультироваться по поводу конкретного осужденного у психиатра. Если явных отклонений не обнаружено, то целесообразно корректировать поведение путем включения этого человека в систему отношений взаимной ответственности и зависимости при выполнении соответствующих ему видов деятельности.
Наличие умственной отсталости у некоторых осужденных данной группы также определяет некоторые особенности их поведения (фиксируется множество мелких нарушений режима содержания из-за непонимания предъявленных требований).
Довольно часто у осужденных четвертой классификационной группы проявляется тревожность как относительно устойчивая специфическая характеристика личности, определяющая особенность ее реагирования на различные ситуации.
Тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, провоцирует вспыльчивость и конфликтность.
В воспитательном плане рекомендуется ставить задачи осторожно и стараться избегать предъявления категоричных требований. Поощрять таких осужденных следует только за явно видимые и стабильные результаты. Меры наказания следует применять после длительной беседы, убедив осужденного в его неправоте и необходимости такого воздействия. Наказание должно соответствовать тяжести совершенного проступка.
При возникновении в среде осужденных отрицательных вспышек, тревожную личность необходимо изолировать от окружающих. Беседуя с данной категорией осужденных, не следует вступать с ними в пререкания. После сделанного замечания лучше уйти в тень и дать самостоятельно им обдумать свое поведение. При переводе с одного места работы на другое необходимо проявлять осторожность, поскольку они долго привыкают к новым условиям жизни и деятельности.
Пятую классификационную группу составляют осужденные, обладающие отрицательными социальными установками, сильным типом личности. Характерными чертами представителей этой группы являются: эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению существующих социальных норм, преступность, низкая социальная отзывчивость, предубежденное отрицательное отношение к окружающим.
Они, как правило, редко совершают грубые нарушения режима содержания, живут несколько обособленно, сопротивляются влиянию неформальных лидеров как положительной, так и отрицательной направленности.
Чаще всего, в период отбывания наказания такие лица не доставляют особых забот администрации пенитенциарного учреждения. При проведении воспитательных мероприятий главное условие – не выпускать их из-под своего контроля, чаще перемещать с одного места работы на другое. Тем не менее, определить степень исправления таких лиц, исходя из содержательных признаков, весьма проблематично. В индивидуальном плане важно не допустить их негативного влияния на ближайшее окружение.
Шестая классификационная группа включает осужденных, обладающих отрицательными установками, сильным типом личности с объективными задатками лидерских качеств, стремлением к занятию высокого социально-психологического статуса в неформальных кругах. Доминирующими чертами представителей данного типа являются: озабоченность проблемой собственного авторитета, крайний эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению существующих социальных норм, преступность, повышенная возбудимость, импульсивность, низкая социальная отзывчивость.
Для них типична следующая модель поведения: стремление к организаторской деятельности, высокий уровень мотивации, направленной на достижение четких целей, выраженное стремление манипулировать другими, независимость суждений, решительность, склонность к риску.
С психологической точки зрения таких лиц вряд ли целесообразно совсем лишать сферы влияния, иначе возможен их переход в статус устойчивого неформального авторитета. Следует, по мере возможности, заинтересовать их такими видами деятельности, которые могут изменить ценностные ориентации. Другими словами, следует не «развенчивать» лидера «с наскока», а попытаться установить доверительные отношения, чтобы поддерживать его авторитет в желаемом направлении. Если не удается это сделать, то необходимо сместить акцент на тех людей, которые составляют окружение этого человека.
Поиск подходов к ним – разрушение боязни, развитие чувства собственного достоинства. Постепенно теряя опору, такой осужденный может оказаться в одиночестве, и тогда возникнут благоприятные предпосылки для приобщения его к социальной деятельности под постоянным контролем со стороны администрации.
Психологу необходимо стремиться к объективной и всесторонней оценке личностных качеств лидера, используя для этого повседневное и целенаправленное наблюдение, включая выявление его значимого социального окружения. Ценную информацию об особенностях его личности можно получить от тех осужденных, которые редко с ним конфликтуют или могут явиться потенциальными жертвами конфликта.
Вынесение окончательного суждения (психологического заключения) об индивидуальных особенностях лидеров и способах влияния на их поведение желательно делать лишь на основе детального анализа результатов психологического тестирования, динамического наблюдения за их поведением в реальных ситуациях.