Особенности работы с осужденными женщинами

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны особенности осужденных женщин, содержащихся в исправительных учреждениях. Отражены особенности работы с этой категорией лиц. Показаны методы воспитательного воздействия на осужденных женщин.

Ключевые слова

ОСУЖДЕННЫЙ, ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, КЛАССИФИКАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Текст научной работы

Профессиональная деятельность сотрудников, работающих в пенитенциарных учреждениях, в значительной степени связана с работой с осужденными, представляющими собой психологически сложный контингент, негативно настроенный к администрации, с агрессивными установками, сопротивляющийся и противодействующий усилиям персонала [1, 2, 3, 13, 14, 15, 16]. Поэтому необходима система психологической оценки личности осужденного, которая должна не только способствовать целям исправления, но и решению задач по обеспечению безопасности режима содержания [4, 17, 18, 19].

В ходе отбывания наказания у осужденных происходит снижение общей агрессивности и конфликтности, но одновременно повышается внутренняя враждебность, притупление чувства вины, возникает эмоциональная тупость, снижается умственная активность и усиливается фрустрационная напряженность [5, 6, 7, 8, 20, 21, 22, 23].

Работу по исправлению и воспитанию осужденных необходимо организовать с учетом особенностей личности, ее социально-демографической, уголовно-правовой и психологической характеристик [9, 10, 11, 12, 24, 25].

Получившийся «портрет» позволяет сформулировать рекомендации сотрудникам ИУ в работе с отдельными категориями осужденных. При его подготовке нами были использованы материалы межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Самарской области [26].

Учитывая психологические особенности осужденных женщин, их эмоциональные состояния в условиях лишения свободы, положительно зарекомендовали себя арттерапевтические методы работы с данной категорией лиц.

Одним из таких методов является так называемый «Психотерапевтический театр». Этот метод был успешно апробирован в центре психолого-педагогической и социальной работы УФСИН России по Орловской области г. Рословой с сотрудниками при поддержке Института «Открытое общество» г. Москвы.

«Психотерапевтический театр» – особая форма терапии, где возможно разрешение глубоких личностных проблем, свободное выражение чувств и эмоций. Через занятия творческой деятельностью и восприятие этого процесса у осужденных идет пробуждение тех эмоций, которые часто остаются невостребованными в повседневной жизни, происходит восстановление нарушенных контактов внутри личности. Она обретает собственную ценность.

Методика проведения занятий «психотерапевтического театра» включает проведение театральных, литературных, драматургических, социально-психологических тренингов и арттерапевтических сеансов.

Для составления сюжета психотерапевтических этюдов, написания пьес, литературных композиций создаются психотерапевтические сюжетные лаборатории из числа участников театра. Промежуточные результаты предъявляются в форме «показов», которые выносятся на обозрение и обсуждение всех участков, подвергаются анализу и критике экспертов.

На арттерапевтических сеансах предполагается использование света и музыки в психотерапевтических целях. На каждом занятии по арттерапии создаются необходимые условия для открытых доверительных контактов внутри группы, восприятия информации, творческой атмосферы работы, которые поддерживаются самими участниками группы психологической коррекции и сами по себе имеют для них ценность.

Кроме возможности обрести душевное равновесие в процессе оздоровительных арттерапевтических сеансов-тренингов, осужденные не меньше ценят возможность открыть новый опыт творческого выражения себя и эффективного разрешения психологических проблем «здесь и теперь». Именно с такими ожиданиями осужденные приходят на занятия по арттерапии.

У осужденных женщин, прошедших курс по арттерапии, наблюдается улучшение физического и эмоционального самочувствия, уменьшение количества жалоб невротического характера (снижение количества обращений за медицинской помощью), устойчивость положительных изменений в сфере поведенческой и эмоциональной культуры.

Получены положительные отзывы осужденных о занятиях по терапии искусством. На каждом из них прослеживается положительная динамика изменения эмоционального тонуса участников, продолжает увеличиваться количество желающих посещать оздоровительные сеансы-тренинги.

Осужденные отмечают, что посещения занятий «психотерапевтического театра» помогают скрасить негативные моменты пребывания их в колонии, дарят им радость бытия. Они с большим желанием участвуют в психологических играх и упражнениях, которые предлагаются в процессе психологического сопровождения «психотерапевтического театра». Посещение занятий формируют у осужденных чувства общности и собственной значимости, уважение к другим людям и потребность в творческом самовыражении, в проявлении сочувствия и сопереживания. С помощью наблюдения можно зафиксировать положительные личностные изменения участников «психотерапевтического театра». Осужденные, посещающие театр, ощущают человеческое участие и заинтересованность группы в их судьбе.

В процессе занятий театральным творчеством женщины утверждают свою новую социальную позицию, они признаются окружающими как равноправные члены общества и перестают чувствовать себя социальными «изгоями». Сценическая игра позволяет осужденным осознать свои личностные проблемы, развить творческие способности.

У женщин, задействованных в показе, отмечалось состояние душевного спокойствия и высокая степень удовлетворенности своей творческой активностью.

Арттерапия имеет ряд преимуществ перед методиками, основанными исключительно на вербальном воздействии: вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, безразличие, отсутствие инициативы, безнадежность, тоскливое настроение и сформировать более активную жизненную позицию; мобилизует творческий потенциал человека и отвечает его фундаментальной потребности в самоактуализации, то есть раскрытии потенциальных возможностей индивида и утверждении им своего индивидуального способа бытия в мире; сближает людей, что особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения в местах лишения свободы; представляет уникальную возможность для проявления бессознательных психических процессов, выражения скрытых потребностей, актуализации вытесненных и забытых негативных действий и поступков, которые нуждаются в ревизии и новой самооценке.

Практически каждый осужденный может участвовать в арттерапевтической работе, поскольку она не требует каких-либо художественных способностей или навыков. Предпочтение следует отдавать групповым формам арттерапии, которые сопровождаются элементами музыкального воздействия и аутотренинга. В процессе прослушивания музыкальных произведений в расслабленном состоянии осужденному предлагается размышлять о себе, своей жизни, судьбе, последовательности событий, приведших его к потере свободы и утрате привычных условий существования и т.п. Затем осужденного просят изобразить на листе бумаги свое внутреннее состояние и настроение. После этого проводится сеанс аутотренинга, во время которого психолог дает установку на расслабление, сопровождающееся прослушиванием музыки. Затем предлагается изобразить новое эмоциональное состояние. В это время преодолевается тягостное состояние внутреннего дискомфорта.

После сеанса осужденным предлагается написать сочинение на тему «Моя прошлая жизнь, и как я совершил преступление». В состоянии снятия мышечного, а следовательно, и психического напряжения снижается сопротивляемость коррекционным воздействиям, что позволяет дать более адекватную оценку своему поведению и совершенному преступлению.

Другим способом коррекционной работы с осужденными женщинами может служить сказкотерапия. Современная сказкотерапия применяется в трех направлениях работы с осужденными: диагностическом, корректирующем и профилактическом. Она содержит следующие виды сказок: художественные, дидактические, психотерапевтические, медитативные. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок. Психотерапевтические сказки, с одной из стороны, создаются психологом как метафорическое изложение жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия, как носителя нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Медитативные сказки служат для снятия эмоционального напряжения, насыщения сферы бессознательного положительными образами, раскрытия личностного ресурса осужденной. Используется определенный алгоритм работы со сказкой, имеющий следующую последовательность: ответы на вопросы для размышления и обсуждения; обсуждение мыслей и чувств осужденной, возникших в ответ на сказку; интерпретация «сказочных уроков». В совместной работе психолога и осужденной происходит «расшифровка» и интерпретация с позиций, значимых для последней; выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением, которое поможет понять характер изменений у осужденной и определить дальнейшие этапы психокоррекционной работы с ней.

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Социальная адаптация больных наркоманией осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  3. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  4. Воронин Р.М., Ковачев О.В., Мачкасов И.А. Интернет-конференция «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 164-165.
  5. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  6. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
  7. Датий А.В., Ганишина И.С., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 2 (13). С. 21-25.
  8. Датий А.В., Данилин Е.М., Федосеев А.А. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 16. С. 24-28.
  9. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 181-182.
  10. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Некоторые характеристики осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях в 2011 году // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 121-124.
  11. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин в колониях общего режима // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3 (20). С. 66-74.
  12. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин в колониях общего режима // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 3 (14). С. 11-15.
  13. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 3. С. 21-32.
  14. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  15. Датий А.В., Федосеев А.А. Криминологические и психологические особенности больных социально значимыми заболеваниями осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 2 (5). С. 69-79.
  16. Датий А.В., Федосеев А.А., Дикопольцев Д.Е. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 42-46.
  17. Екимова В.И., Кокурина И.В., Кокурин А.В. Осужденные к пожизненному лишению свободы: социально-демографическая, медицинская, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика, а также особенности психологического сопровождения // Психология и право. 2014. № 1. С. 59-76.
  18. Кокурин А.В. О реализации положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере, касающейся деятельности психологической службы ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 1 (4). С. 12-16.
  19. Кокурин А.В. Характеристика лиц, осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, и особенности психологической и воспитательной работы с ними // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 36-39.
  20. Кокурин А.В., Кокурина И.В. Классификационные группы осужденных и рекомендации по исправительному воздействию на них // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  21. Кокурин А.В., Кокурина И.В. О необходимости изменений некоторых законодательных нормативно-правовых актов, способных оптимизировать деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы России // Психология и право. 2012. № 3. С. 55-65.
  22. Кокурин А.В., Кокурина И.В. Особенности психологической и воспитательной работы с осужденными, склонными к употреблению наркотических веществ // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  23. Кокурин А.В., Кокурина И.В. Особенности работы с несовершеннолетними осужденными // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  24. Кокурин А.В., Поздняков В.И. Общественное мнение о современной уголовно-исполнительной системе России // Российский криминологический взгляд. 2010. № 4. С. 239-243.
  25. Кокурин А.В., Славинская Ю.В. О необходимости разработки комплексного подхода к психологическому сопровождению лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы // Прикладная юридическая психология. 2009. №3. С. 108-115.
  26. Опыт изучения личности осужденных. Учебно-методическое пособие. – М.: Самара. 2004. 123 с.

Цитировать

Кокурин, А.В. Особенности работы с осужденными женщинами / А.В. Кокурин, И.В. Кокурина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2933 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться