Центральное место в тюремной субкультуре занимает система стратификации и такие выработанные преступным миром правила, традиции, которые специфически регламентируют права и обязанности членов сообщества, упорядочивают межличностные и межгрупповые отношения, оптимизируют криминальную деятельность [1, 26, 27, 28].
В последние годы все больше осужденных руководствуются неофициальными нормами в различных сферах жизнедеятельности исправительных учреждений [21, 22, 23, 24, 25]. Неофициальная нормативная регуляция приобретает обязательный характер.
Статус личности осужденного в системе асоциальной субкультуры определяют такие факторы, как жизненный опыт или бывалость, стаж преступной деятельности и количество судимостей, срок лишения свободы, соответствующие статьи. Факторы можно объединить в четыре классификационные группы:
- индивидуально-личностные: характерологические особенности (личностные качества); физическая сила;
- социально-групповые: возраст, социальное происхождение, национальность, региональная принадлежность;
- криминологические: категория и квалификация преступной группы, стаж преступной деятельности (рецидивизм), срок пребывания в исправительном учреждении, поведение в правоохранительных органах (на следствии, в суде, в милиции и т.п.), соучастие в прошлых преступлениях;
- поведенческие: поведение в адаптационный период в преступной группе; отношение к слабым, беззащитным и стоявшим ниже в групповой иерархии; отношение к официальному активу; отношение к чужим; отношение к учебе и проводимой воспитательной работе; отношение к законам, к требованиям режима.
Ролевые функции осужденных в системе асоциальной субкультуры связаны с положением в иерархии осужденных [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Каждая роль связана с нормами поведения, на основании которых личность занимает то или иное положение в группе. В соответствие с ролью каждый представитель стратификации имеет свои права и обязанности. Низкий статус личности чрезвычайно устойчив. Информация о нем проникает в другие исправительные учреждения, в которых оказывается осужденный после совершения нового преступления. Иногда этот статус сохраняется и при выходе осужденного на свободу.
Поведение пренебрегаемых (осужденные с низким социальным статусом) противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным (воровским) нормам и обычаям. Они подвергаются постоянному гонению из общественных мест (клуб, столовая, жилая секция), им дают презрительные клички, устанавливают символические знаки на личные вещи (пробитая миска для питания). Это вызывает у пренебрегаемых глубокие психические переживания. Оказавшись в подобной ситуации, многие осужденные пытаются добиться перевода в другую колонию, совершают преступления и идут на самоубийство.
В последние годы произошли существенные изменения в составе данной категории осужденных [10, 11, 12, 13, 14, 15]. Раньше в нее входили преимущественно лица, склонные к гомосексуализму в пассивной форме. В последние годы она пополнилась за счет лиц, проигравшихся в карты и не способных рассчитаться, заподозренных в сотрудничестве с администрацией, изгнанных из высшей касты за нарушение воровских норм. Изменились психология и поведение пренебрегаемых. Они стали адаптироваться к своему социальному статусу благодаря действию психологических защитных механизмов, которые могут быть самоуспокоением, создание видимости своего благополучия, нередко игривый тон, шутовство, снижение личных притязаний, переориентация на другие социальные ценности.
Таким образом, в тюремной субкультуре система стратификации занимает особое положение, потому что вырабатывает такие правила, традиции, которые специфически регламентируют права и обязанности членов сообщества, упорядочивают межличностные и межгрупповые отношения, оптимизируют криминальную деятельность, и все большее количество осужденных руководствуются неофициальными нормами в различных сферах жизнедеятельности исправительных учреждений, так как неофициальная нормативная регуляция приобретает обязательный характер. Тенденция к увеличению удельного веса неофициальных норм по сравнению с официальными и явная их криминализация приводят к размежеванию осужденных на категории в зависимости от их ориентации на те или иные нормы, правила поведения [16, 17, 18, 19, 20].