Актуальность указанной проблемы заключается в том, что для современного этапа развития пенитенциарной системы характерна все большая гуманизация процесса исправления осужденных, в том числе и с психическими аномалиями [1]. Изучение и учет особенностей личности осужденных с психическими аномалиями могут способствовать повышению эффективности работы по их исправлению [2]. Выборочные исследования свидетельствуют о наличии в исправительных учреждениях более 60% осужденных с различными психическими аномалиями [3].
Особенности личности, обусловленные аномалиями в психическом развитии, недостаточно учитываются персоналом исправительных учреждений при организации исправительного процесса с данной категорией осужденных [4].
Необходимо отметить, что применительно к осужденным с психическими аномалиями, в частности, олигофренам, совершеннолетним, мужского пола данная проблема исследована недостаточно [5, 17, 18, 19]. Так, не изучены особенности волевой, мотивационной и других сфер олигофренов, попавших в исправительное учреждение, в сравнении с умственно сохранными осужденными [6, 7, 15, 16].
В деятельности по исправлению осужденных, имеющих отклонения в психическом развитии, у практических работников возникают проблемы, связанные, прежде всего, с незнанием и отсутствием информации о личности [8, 9, 10, 11, 21, 22, 23, 24, 25, 26].
Психологи ИК не всегда владеют специальными методами диагностики аномальней личности, нуждаются в дополнительной психолого-психиатрической информации об осужденном [12, 13, 27, 28, 29, 30]. Начальники отрядов испытывают затруднения при организации работы с данной категорией осужденных. Это во многом определяется незнанием практическими работниками особенностей аномальной личности, в частности эмоционально-волевой и мотивационной сферы [14, 20, 31].
На сегодняшний день практически отсутствуют конкретные рекомендации по организации исправительной работы в ИК с умственно отсталыми осужденными. Не решен также вопрос о привлечении к работе с аномальными осужденными специалистов дефектологов и патопсихологов.
По мнению многих практических работников, среди трудностей, которые они испытывают при организации коррекционной работы с аномальными осужденными, преобладают следующие: слабая теоретическая подготовка; недостаточное количество методических рекомендаций; недостаток выделяемого времени; отсутствие практических навыков и умений в работе с такими осужденными.
Уголовно-исполнительная система призвана выполнять возложенную на нее главную задачу - функцию исправления, то есть «формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения» (ст.9 УИК РФ), не только потому, что условия содержания осужденных далеки от нормальных. Тяжелые экономические условия вынуждают персонал учреждения концентрировать свои усилия на том, чтобы хоть как-то обеспечить осужденным возможности физического существования. До их психического состояния "руки уже не доходят", а ведь именно здесь часто кроется причина, порождающая значительную долю преступлений и суицидальных попыток, совершаемых осужденными. В конце концов исправительные учреждения возвращают обществу после отбытия наказания если не трансляторов уголовного опыта и криминальных традиций, то людей глубоко несчастных, не умеющих найти себя в новой жизни, разуверившихся и раздавленных.
Большая роль в оказании помощи осужденным принадлежит сотрудникам психологической службы исправительных учреждений, призванных проводить воспитательную и коррекционную работу с ними. Вслед за практической психологией в целом прикладная пенитенциарная психология ориентирована на исследование таких индивидуальных особенностей осужденных, которые могут быть отнесены к аномальным и психопатологическим с тем, чтобы предотвратить грубые нарушения установленного режима.
В практическом плане актуальность исследования индивидуально-психологических особенностей осужденных олигофренов имеет особое значение. Ведь и психически полноценные осужденные ощущение изоляции от общества воспринимают болезненно остро, тем более осужденные с теми или иными психическими отклонениями. Кроме того, психологические особенности таких людей требуют особого подхода к формам и методам процессов исправления.
В связи с этим перед психологами и психологической службой ставятся сложные и неоднозначные задачи. С одной стороны, это такие традиционные исследования, как изучение психической деятельности, закономерностей ее распада в сопоставлении с нормой. С другой - исследования личности осужденных с психическими аномалиями, ее компенсаторных и защитных механизмов, форм социально-психологического функционирования в формальных и неформальных объединениях осужденных, взаимоотношений с администрацией и многое другое, определяющее в конечном итоге эффективность пенитенциарной психологии в отношении этих лиц.
Проблема психических аномалий у лиц, осужденных к лишению свободы, является одной из самых актуальных современных социально-психологических проблем в уголовно-исполнительной практике.
Условия изоляции, психическое и физическое напряжение, являясь в таких случаях типовыми неблагоприятными факторами, оказывают стрессовое воздействие, нарушая компенсаторные механизмы.
Характерные для таких лиц снижение адаптации, замедленность течения ассоциаций, ослабление памяти, внимания и ухудшения понимания, а также слабость или полное отсутствие абстрактного мышления с преобладанием конкретизированного, повышенной внушаемости, незрелости волевой сферы свидетельствуют об определенной ущербности основных предпосылок когнитивной деятельности.
Психологическое воздействие при этом должно основываться на тесном взаимодействии с медицинским персоналом и администрацией учреждения, а также с учетом психологических особенностей личности осужденного олигофрена и детерминирующих ее социально-психологических и биологических факторов.
Индивидуально-психологические особенности осужденных олигофренов обусловлены различными внутриличностными и социально-психологическими факторами.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы умственно неполноценных отмечаются болезненные особенности чувств. Например, явления раздражительной слабости - часто в состоянии утомления или при общем ослаблении организма они реагируют на мелочи вспышками раздражения; некоторая неадекватность поведения - дурашливость, веселость при огорчениях, оцепенение и молчаливость во время общего веселья.
В одних случаях обращает на себя внимание большая неустойчивость эмоционального тонуса, неумение сосредоточиться на работе, провалы памяти. Длительное интеллектуальное напряжение для них мало доступно. Они быстро истощаются и требуют дополнительной помощи. Все то, что связано с какой-либо усидчивой напряженной работой, их быстро утомляет, и они пытаются избежать этого непривычного напряжения различными способами. Нередко они совершенно выключаются из работы, не дают себе труда вникнуть в суть задания и не могут серьезно отнестись к порученному делу.
Другие олигофрены характеризуются несколько иными особенностями. Это очень заторможенные, вялые апатичные люди. Темп мышления у них замедлен. Для правильного перевоспитания, исправления и ресоциализации умственно отсталых осужденных необходимо иметь представление о тех особенностях, которые препятствуют этим процессам. Олигофрены в стадии дебильности по состоянию своего здоровья, и прежде всего по состоянию деятельности центральной нервной системы, нуждаются в специальном режиме отдыха, груда, питания, а также в особой системе медицинского контроля.
Эффективность исправления умственно отсталых осужденных прежде всего зависит от максимального учета особенностей развития их познавательной деятельности, эмоционально-волевой и мотивационной сфер и использования на этой основе коррекционно-направленного дифференцированного и индивидуального подхода к ним. Так, при применении всех основных средств исправления необходимо постоянно обращать внимание на значительную сниженную способность лиц с органическим диффузным поражением центральной нервной системы к приему и переработке вербальной информации; недоразвитие абстрагирующей и обобщающей функции мышления; познавательную индифферентность; нарушения речевых, мнемических функций.
Наличие у умственно отсталых психопатических черт характера, нарушения самооценки и уровня притязаний, волевой неустойчивости и повышенной внушаемости и другие отклонения в развитии могут в каждом конкретном случае проявляться в своеобразных сочетаниях.
Пребывание умственно отсталых осужденных в условиях контактов с лицами, более развитыми в интеллектуальном и эмоционально-волевом отношении, но характеризующимися отрицательной направленностью, крайне негативно отражается на личностно-социальном статусе аномальных в официальных и неофициальных группах, усугубляет вторичные нарушения их развития и препятствуют эффективному проведению индивидуально-исправительной работы.
За внешним сходством одинаковых по направленности юридической классификации противоправных действий умственно отсталых и психически здоровых лежат разные побудители, механизмы формирования и реализации преступного намерения. Умственно отсталым в большинстве случаев присуще совершение корыстных преступлений (кражи, хищения). Мотивация данного типа преступлений разнородна, а основными (ведущими) мотивами являются: желание не отстать от моды, стремление жить не хуже других; потребность самоутверждения, материальная нужда, связанная с постоянными материальными затруднениями. Мотив "корысть" не является доминирующим. При совершении умственно отсталыми насильственных и насильственно-корыстных преступлений преобладают мотивы, связанные с потребностью самоутверждения в группе, подражания, ложного чувства товарищества.
Обстановка, в которой совершались преступления, создавалась внезапно. Олигофрены вынуждены были принимать решения в условиях острой нехватки времени.
Иногда преступления совершались почти импульсивно, немедленно после возникновения намерения, которое формировалось непосредственно в сложившейся ситуации, где решающую роль играло наличие близкого объекта, способного удовлетворить актуальную потребность.
Преступное поведение усваивается, как и любое другое социальное поведение, через социальные взаимодействия с другими людьми. Оно не является результатом ни психического заболевания, ни нарушений эмоционального развития, ни реализации врожденных представлений о «добре» и «зле». Олигофрены совершают преступления в результате научения, под воздействием сигналов, полученных от других людей, которые в свою очередь «научились» быть преступниками.
Формирование и реализация мотивов противоправных действий связаны с игнорированием социальных и правовых норм при достижении цели, что является общим условием любого преступного действия, совершаемого умственно отсталыми или психически здоровыми преступниками.
В механизме мотивации преступных действий следует выделить следующие особенности: трудность смысловой оценки своих действий, нарушение определения мотивов; трудность прогноза, недостаточный учет важных обстоятельств; трудность самостоятельной произвольной организации поведения (выбора действий, планирования, контроля, коррекции) вследствие недостаточной сформированности побуждений, а также наличия черт подчиняемое, внушаемости, нерешительности с трудностью принятия решений в стрессовых ситуациях.
Психологические особенности личности и мотивация преступной деятельности умственно отсталых осужденных оказывают существенное влияние на формирование мотивов деятельности в местах лишения свободы, затрудняют адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, препятствуют нормальному общению с психически здоровыми осужденными.