Полученные нами результаты экспериментального исследования индивидуально-психологических особенностей осужденных олигофренов позволяют сделать следующие выводы:
- Изучение и обобщение научных исследований по проблеме индивидуально-типологических особенностей осужденных олигофренов еще раз убедило нас в недостаточной разработанности этой проблемы и необходимости дополнительного исследования по этой теме. Анализ психологических работ о роли личностной типологии в дезадаптации и ресоциализации умственно отсталых позволил выбрать для изучения личностный аспект.
- Проведенное экспериментальное исследование убедило нас в предположении, что структура индивидуально-типологических особенностей умственно неполноценных осужденных имеет более разбалансированную и дезинтегрированную структуру, чем у умственно сохранных осужденных.
- Олигофрены и умственно сохранные осужденные отличаются между собой ведущими типологическими тенденциями, которые их дезадаптируют.
- Умственно неполноценные осужденные условно делятся на три подгруппы: а) сильный (гипертимный) тип с ведущими шкалами агрессивности и эмотивности; агрессивности и ригидности; б) слабый (гипотимный тип) с ведущими шкалами интроверсии и тревожности; в) промежуточный тип с ведущими шкалами ригидности и интроверсии.
- Способ дезадаптации у умственно сохранных осужденных имеет базовыми такие ведущие тенденции, как экстраверсия, спонтанность и эмотивность (сильный тип).
- Все осужденные имеют высокий показатель по субшкалам СЖО цели в жизни и эмоциональная насыщенность жизни, то есть живущих сегодняшним днем и не заботящихся о завтрашнем, стремящихся получать от жизни сиюминутные удовольствия, не прогнозирующие результат своей деятельности.
- Индивидуально-типологические свойства осужденных олигофренов и умственно сохранных испытуемых не зависят от их интеллектуального уровня. Интеллектуальный уровень осужденных олигофренов связан с их ощущением смысла жизни, а именно с эмоциональной насыщенностью жизни и результативностью жизни таким образом, что интеллектуальный уровень влияет на способность личности планировать и прогнозировать свои действия и поступки.
- Выделен характерный для умственно отсталых дезадаптивный симптомо-комплекс, включающий в себя следующие характеристики: ориентация в повседневной жизни на сиюминутные потребности и желания, неспособность в достаточной мере контролировать и прогнозировать свои действия, неумение брать ответственность на себя, плохо контролируемая агрессия и неумение продуктивно взаимодействовать с окружающими.
- В экспериментальном исследовании был подобран и апробирован на контингенте умственно отсталых осужденных комплекс методик, позволяющих диагностировать индивидуально-типологические особенности и смысловую сферу личностей с легкой умственной отсталостью; полученные в исследовании результаты дают возможность использовать индивидуальный подход при ресоциализации этих испытуемых.
- Выделенные в экспериментальном исследовании индивидуально-типологические особенности осужденных с легкой умственной отсталостью позволяют провести психологическую коррекцию с учетом выделенной личностной типологии и дать рекомендации психологам, работающим с этим контингентом осужденных.
Перспективы дальнейшего изучения данной проблемы мы связываем с апробацией разработанных в ходе исследования рекомендаций по психокоррекции осужденных олигофренов в исправительных учреждениях; с исследованием мотивационных, эмоциональных и волевых особенностей личности умственно отсталых осужденных [1, 2, 3, 11, 33, 34].
Кратко изложим ход и основные результаты нашего исследования, основной целью которого являлась возможность наметить пути повышения эффективности процесса исправления осужденных олигофренов на основе диагностики их индивидуально-типологических особенностей и смысложизненных ориентаций, развития у них умения воплощать в жизнь социально одобряемые цели, владение способами и приемами управления своим поведением и деятельностью, то есть наметить пути максимальной социальной адаптации в окружающей обстановке.
При проведении коррекционной работы необходимо осуществлять как дифференцированный (основанный на учете типологических особенностей различных групп осужденных олигофренов), так и индивидуальный подход.
Изучив психологическую литературу по проблеме индивидуально-типологических особенностей умственно отсталых, мы увидели, что при всем многообразии описаний психической сферы олигофренов, нет четких описаний их индивидуально-типологических особенностей в связи со смысловой сферой и с перспективой их психологической коррекции.
Подбор адекватных цели и задачам методов исследования оказался сложным, так как необходимо было рассчитывать на неполноценный интеллект и в связи с этим методики должны быть, с одной стороны, надежными и валидными, а с другой стороны, простыми и понятными для испытуемых [11, 12, 13, 14, 25, 26, 27, 28, 29]. Для решения этой задачи мы воспользовались индивидуально-типологическим опросником Л.Н. Собчик и тестом смысложизненных ори-ентаций Д.А. Леонтьева, имеющими достаточно простой стимульный материал, которые позволили нам выделить те личностные характеристики, которые отличают умственно отсталых осужденных от интеллектуально сохранных осужденных. Мы попытались их систематизировать и увидели, что среди осужденных, как умственно сохранных, так и с интеллектуальным дефектом, превалируют акцентуированные личности. Часть из них личностно дезадаптированы [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 30, 31, 32, 33, 34]. Олигофрены отличаются от умственно сохранных более выраженной агрессивностью, интровертированностью, тревожностью, но они в среднем менее экстравертированы, спонтанны, лабильны. Если говорить о тенденциях, то среди умственно сохранных преобладает гипертимный (сте-ничный) тип личности, а олигофренов можно разделить на два крайних варианта - гипертимный (сильный тип) и гипотимный (слабый тип). Есть еще и смешанный. То есть мы увидели больше вариантов дезадаптации, чем у умственно сохранных испытуемых. Кроме того, с помощью метода выделения главных компонент, мы получили разбалансированную индивидуально-типологическую внутрипсихическую реальность умственно неполноценных осужденных.
Следующим исследовательским этапом был анализ смысложизненных ориентаций олигофренов и их сравнительная характеристика с умственно сохранными осужденными.
Смысловую сферу осужденных традиционно считают примитивной, направленной на удовлетворение сиюминутных потребностей, без ориентации в будущее, без глубокого осмысления настоящего. Мы получили, что олигофрены имеют меньшие показатели по шкалам цели в жизни и локус-контроля - Я, что означает, что умственно сохранные осужденные более целенаправленные, более ответственные за свои поступки и обладают лучшими прогностическими способностями. И те, и другие осужденные в целом отличаются большими показателями по шкалам эмоциональная насыщенность жизни и цели в жизни, что свидетельствует об облегченном отношении к результатам своей деятельности и меньшей, по сравнению с нормативной выборкой, способностью ставить перед собой реальные и достижимые цели.
Применив метод выделения главных компонент, мы получили аналогичную картину, что и при анализе индивидуально-типологических особенностей: структура смысложизненных ориентаций у олигофренов более дезинтегрированная, чем у умственно сохранных осужденных.
На последнем этапе нас интересовала взаимосвязь интеллектуального уровня, индивидуально-типологических особенностей испытуемых и их смысложизненных ориентаций, то есть возможная детерминация смысловой сферы испытуемых и их личностных особенностей интеллектом.
Была получена математически обоснованная независимость интеллектуального уровня и индивидуально-типологических особенностей как у умственно сохранных осужденных, так и у умственно неполноценных испытуемых. Но, в отличие от интеллектуально нормальных испытуемых, у олигофренов мы наблюдаем статистически достоверную обратную зависимость интеллекта и эмоциональной насыщенности и результативности жизни.
Следовательно, чем выше интеллектуальный уровень испытуемого (в случае умственной неполноценности), тем ответственнее он относится к результатам своей деятельности, тем больше он контролирует и прогнозирует свои поступки и тем меньше подвержен сиюминутным потребностям и желаниям, не заглядывая в будущее. Поскольку результативность жизни имеет тесную взаимосвязь со шкалами экстраверсии и агрессивности, мы смогли выделить некий дезадаптивный симптомокомплекс, характерный для умственно неполноценных осужденных, который включает в себя следующие характеристики: стремление к сиюминутным удовольствиям без достаточной функции прогноза и контроля, повышенный, плохо управляемый уровень агрессии и неумение активно и продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Полученные нами результаты экспериментального исследования полностью подтвердили предположение о том, что умственно неполноценные осужденные имеют специфические пути дезадаптации и для их эффективной ресоциализации требуются специальные психокоррекционные мероприятия.
На завершающей стадии исследования перед нами встала задача прояснения практического выхода и практической значимости полученных на основе диагностики выводов.
Анализ научной литературы по психотерапии, психологической коррекции и психологическому консультированию показал, что исследования, касающиеся работы с умственно отсталыми крайне мало представлен в отечественной и зарубежной практике [15, 16, 17, 18, 19, 20]. Практически отсутствуют описания психокоррекционных методов работы со слабоумными осужденными. Исходя из психологических особенностей умственно отсталых и принимая во внимание особенности работы с клиентами в различных психотерапевтических школах, мы предположили, что наиболее эффективными методами в данном случае будут методы бихевиоральной направленности (поведенческая психологическая коррекция), тренинги, общения и методы, направленные на развитие саморефлексии, самоконтроля и саморегуляции [21, 22, 23, 24, 25].