Ребёнок в современном мире должен уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям действительности, уметь правильно ориентироваться в огромном потоке разнообразной информации, отделяя не нужную и уметь применить правильно применить необходимую. Для того, чтобы быть успешным в условиях динамичной эры, необходимо не усваивать готовые рецепты решения тех или иных вопросов, а учится самостоятельно находить решение.
Введение федеральных государственных стандартов в дошкольное образование, накладывает определённые требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (ДОО), что подталкивает современного педагога экспериментировать с новыми методами, формами, средствами организации образовательного процесса в ДОО, которые направлены на развитие исследовательских способностей дошкольников, так необходимых в современном мире.
Процесс внедрения в образование технологий развития исследовательских способностей начался со школьной ступени образования, но современные педагоги, психологи, методисты (М.В.Богомолова, А.Н.Подъяков , А. И. Савенков , Т.Н.Тихомирова, и др. ) [1,5,7], склоняются к тому, что развитие исследовательских способностей возможно и необходимо уже в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент, на котором строится дальнейшее развитие исследовательских способностей.
Изучая, возрастные особенности дошкольников наиболее оптимальным возрастом для развития исследовательских способностей является старший дошкольный возраст. Именно в старшем дошкольном возрасте , закладываются основы, на которых строятся исследовательские способности.
Развитие любых способностей происходит в деятельности. Развитие способностей не имеет предела, оно лишь определено условиями и стоит поменять методы, приёмы и средства как развитие продолжится [8].
Р.М. Немов, описал основные требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании деятельности[4].
Ребёнок с рождения стремиться к познанию мира, и основой этого стремления является ориентировочно-исследовательских рефлекс[6].
Детская любознательность, склонность к наблюдениям является движущей силой при познании этого мира и обеспечивают мотивацию в деятельности развивающей исследовательские способности. Тут очень важна реакция взрослого на стремления познать этот мир, и если взрослый поддерживает ребёнка и обеспечивает положительный эмоциональный настрой в ходе деятельности, то ей результат будет - развитие исследовательских способностей.
Для развития исследовательских способностей, важна не только мотивация в деятельности, а так же интеллектуально - творческие возможности детей. Интеллектуально – творческой составляющей исследовательских способностей является конвергентное и дивергентное мышление, уровень развития, которых влияет на уровень развития исследовательских способностей.
В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное и наглядно – действенное мышление, над словесно – логическим, что определяет особенности деятельности дошкольников и характер исследовательского поиска. Именно, поэтому дошкольникам более интересны исследования с экспериментами [3].
Кроме, того для осуществления исследовательской деятельности, необходимы личностные характеристики, способствующие её успешному осуществлению: самостоятельность, критичность, настойчивость.[2]
Так же осуществление исследовательской деятельности не возможно без исследовательских умений и навыков. А.И. Савенков [7] следующие умения, необходимые для успешного осуществления исследовательской деятельности: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Таким образом, для развития исследовательских способностей в дошкольных образовательных организациях необходимо создать такие психолого-педагогические условия, которые будут способствовать: свободному проявлению любознательности старших дошкольников и участия в экспериментирование, психолого-педагогической поддержке интеллектуально-творческого развития старших дошкольников, развитию исследовательских умений и навыков старших дошкольников , и конечно, совместной исследовательской деятельности старших дошкольников.