Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья о развитии исследовательских способностей старших дошкольников в ДОО

Ключевые слова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ, СПОСОБНОСТИ

Текст научной работы

Ребёнок в современном мире должен уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям действительности, уметь правильно ориентироваться в огромном потоке разнообразной информации, отделяя не нужную и уметь применить правильно применить необходимую. Для того, чтобы быть успешным в условиях динамичной эры, необходимо не усваивать готовые рецепты решения тех или иных вопросов, а учится самостоятельно находить решение.

Введение федеральных государственных стандартов в дошкольное образование, накладывает определённые требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (ДОО), что подталкивает современного педагога экспериментировать с новыми методами, формами, средствами организации образовательного процесса в ДОО, которые направлены на развитие исследовательских способностей дошкольников, так необходимых в современном мире.

Процесс внедрения в образование технологий развития исследовательских способностей начался со школьной ступени образования, но современные педагоги, психологи, методисты (М.В.Богомолова, А.Н.Подъяков , А. И. Савенков , Т.Н.Тихомирова, и др. ) [1,5,7], склоняются к тому, что развитие исследовательских способностей возможно и необходимо уже в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент, на котором строится дальнейшее развитие исследовательских способностей.

Изучая, возрастные особенности дошкольников наиболее оптимальным возрастом для развития исследовательских способностей является старший дошкольный возраст. Именно в старшем дошкольном возрасте , закладываются основы, на которых строятся исследовательские способности.

Развитие любых способностей происходит в деятельности. Развитие способностей не имеет предела, оно лишь определено условиями и стоит поменять методы, приёмы и средства как развитие продолжится [8].

Р.М. Немов, описал основные требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании деятельности[4].

Ребёнок с рождения стремиться к познанию мира, и основой этого стремления является ориентировочно-исследовательских рефлекс[6].

Детская любознательность, склонность к наблюдениям является движущей силой при познании этого мира и обеспечивают мотивацию в деятельности развивающей исследовательские способности. Тут очень важна реакция взрослого на стремления познать этот мир, и если взрослый поддерживает ребёнка и обеспечивает положительный эмоциональный настрой в ходе деятельности, то ей результат будет - развитие исследовательских способностей.

Для развития исследовательских способностей, важна не только мотивация в деятельности, а так же интеллектуально - творческие возможности детей. Интеллектуально – творческой составляющей исследовательских способностей является конвергентное и дивергентное мышление, уровень развития, которых влияет на уровень развития исследовательских способностей.

В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное и наглядно – действенное мышление, над словесно – логическим, что определяет особенности деятельности дошкольников и характер исследовательского поиска. Именно, поэтому дошкольникам более интересны исследования с экспериментами [3].

Кроме, того для осуществления исследовательской деятельности, необходимы личностные характеристики, способствующие её успешному осуществлению: самостоятельность, критичность, настойчивость.[2]

Так же осуществление исследовательской деятельности не возможно без исследовательских умений и навыков. А.И. Савенков [7] следующие умения, необходимые для успешного осуществления исследовательской деятельности: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Таким образом, для развития исследовательских способностей в дошкольных образовательных организациях необходимо создать такие психолого-педагогические условия, которые будут способствовать: свободному проявлению любознательности старших дошкольников и участия в экспериментирование, психолого-педагогической поддержке интеллектуально-творческого развития старших дошкольников, развитию исследовательских умений и навыков старших дошкольников , и конечно, совместной исследовательской деятельности старших дошкольников.

Читайте также

Список литературы

  1. Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста // "Психология. Журнал Высшей школы экономики", 2007, т. 4, № 3, C. 121-127
  2. Егорова Т. А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников –Диссертация на соиск. докт. пси. наук…канд.. – Саранск, 2006. – 153с.
  3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. — М.: Сфера, 2002.-464 с.
  4. Немов, Р. С. Психология : учебник для бакалавров / Р. С. Немов. —М. : Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2013. — 639 с. — Серия :Бакалавр. Базовый курс.
  5. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. - М.: Б.и., 2000. -266 с..
  6. Павлов, И.П. Мозг и психика: избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Ин-т практической психологии, 1996. - 320 с.
  7. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников, лекциии 5-8. Москва : Педагогический университет "первое сентября", 2007,52с.
  8. Теплов, Б.М. Избранные труды: в двух томах. Т1. М : Педагогика, 1985, 328с.

Цитировать

Башкова, И.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях / И.А. Башкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2988 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться