Условия повышения и раскрытия трудового потенциала в России

NovaInfo 42, с.184-189
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены сущность понятия «трудовой потенциал» и его колоссальное значение для будущего инновационного развития России, дана краткая характеристика трудового потенциала страны, указаны необходимые факторы его формирования и раскрытия в России.

Ключевые слова

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, СРЕДНИЙ КЛАСС, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Текст научной работы

Во всем мире ученые пришли к признанию того, что главной производительной силой общества является человек, а все экономические блага созданы трудом человека. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают способностями к труду и возможностями совершенствования своей трудовой деятельности и трудового потенциала. В современных условиях экономической нестабильности России трудовой потенциал играет исключительно важную роль как фактор достижения устойчивости развития страны и формирования инновационной экономики, основанной на знаниях.

Термин «потенциал» был введен в научный оборот отечественных ученых около 15 лет назад. Данный термин обозначает наличие у отдельно взятого человека, трудового коллектива или общества в целом скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в определенных сферах жизнедеятельности. «Потенциал» как экономическая категория, будь то экономический, производственный или трудовой, представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Важной составляющей частью национального богатства страны является человеческий потенциал, представляющий собой все население страны как потенциальную производительную силу. Трудовой потенциал выступает одной из ключевых подсистем человеческого потенциала общества. Статистическое отличие трудового потенциала от человеческого состоит в том, что носителями первого является только трудоспособная часть экономически активного населения как производительная сила общества [2, С. 65].

Итак, трудовой потенциал – это располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками [3, С. 92].

Оценивая трудовой потенциал нации, прежде всего, говорят о динамике ее демографических показателей и доле населения в трудоспособном возрасте. По данным статистики население России в 2015 г. достигло 146,3 млн. человек. Из них в трудоспособном возрасте – 85,415 млн. чел., что составляет 58,4 % от общей численности населения страны. С 2010 г. наблюдается положительный естественный прирост населения России [13].

Важнейшим критерием определения качества человеческого потенциала является образовательный, профессиональный уровень населения [4, С.15-16].

По формальным профессионально-образовательным признакам (образовательной структуре населения, среднему числу накопленных лет образования, численности студентов, охвату населения третичным образованием и др.) Россия является одной из самых высокообразованных стран в мире [9, C. 86-88]. Однако это не исключает существование ряда серьезных проблем в сфере профессионального образования, науки и высшей школы, отрицательно влияющих на качество трудового потенциала страны. К ним относятся: существенное недофинансирование науки и образования государством (особенно в сравнении с развитыми странами), несоответствие выпускаемых учебными заведениями специалистов потребностям существующего рынка труда, сокращение численности работников, занятых исследованиями и разработками, «утечка умов» и другие проблемы, разрешение которых в перспективе будет способствовать укреплению трудового потенциала страны.

В число слагаемых трудового потенциала кроме вышеуказанного включают социально-личностные качества населения, к которым можно отнести: профессионализм, ответственность, трудолюбие, инициативность, рационализм, современное инновационное мышление и т.д. [4, С.15-16]. Все данные качества присущи представителям среднего класса общества в большей степени, нежели представителям низшего или высшего классов.

В силу обладания различным качеством трудового потенциала, неодинаковыми экономическими интересами различные социальные группы и классы способны по-разному влиять на динамику изменений в различных аспектах жизнедеятельности страны [8, C. 40].

Представители низшего класса в целом не могут располагать качественным трудовым потенциалом в силу того, что не имеют достаточно средств для образования, саморазвития и самореализации. Беднейшие слои населения, главным образом, заняты поиском средств для существования.

Субъекты, относящиеся к высшему классу, напротив, могут обеспечить себе высокий уровень образования и имеют значительные возможности для раскрытия творческого потенциала и самореализации. Однако вряд ли они с полной отдачей способны направить свои возможности во благо развития всего общества в целом. Высшие слои общества скорее обеспокоены удержанием достигнутого общественного статуса, сохранением и приумножением собственного богатства.

Лица, входящие в средний класс, в отличие от других общественных групп, демонстрируют высокий уровень трудового потенциала и трудовой активности, нацеленность на непрерывное образование и самообразование, коммерческую жилку, способности к организации и ведению малого и среднего бизнеса [10, 11]. С древних времен ученые-мыслители ассоциировали общественную стабильность и прогрессивное развитие с наличием именно многочисленного среднего класса в стране [1, С. 508]. Считалось, что именно он располагает наиболее качественным трудовым потенциалом и постоянным стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию, являющимися, в конечном счете, основой к устойчивому и инновационному развитию общества.

В современном обществе к среднему классу относят образованных работников, обладающих высокой квалификацией и специальными трудовыми навыками, позволяющими им быть экономически самостоятельными и иметь устойчивые и значительные по размерам доходы, владеть собственностью в виде недвижимости, акций и проч. Можно также отметить, что средний класс составляет совокупность субъектов рынка, реализующих свой интеллектуальный капитал в инновационном процессе, обладающих собственностью и имеющих среднюю для данного общества материальную обеспеченность [7, С. 86]. В развитых обществах к среднему классу традиционно причисляют представителей интеллигенции (врачей, педагогов, работников сферы культуры и др.), квалифицированных работников, управляющих низшего и среднего звена, представителей мелкого бизнеса, часть фермерства.

Численность среднего класса в развитых странах достигает 60-80% от общей численности населения [5, C. 19]. Для сравнения отметим, что численность среднего класса в России по разным оценкам составляет от 3% до 30 % трудоспособного населения страны. Такая разница в оценках обусловлена различием выбора критериев отнесения к данной социальной общности. Единого мнения по поводу того, кого именно следует относить к среднему классу, у российских ученых не существует. Однако, несмотря на различие в оценках, очевидно, что численность среднего класса в России значительно отстает от численности среднего класса в развитых странах Запада.

Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала общества является трудовой потенциал личности (работника), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней. Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться (в том числе в рамках коллектива), инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность, высокий нравственный уровень работника, организованность и ассертивность (гармоничное объединение свойств личности) и др. Исследования доказывают, что у представителей среднего класса эти качества развиты в наибольшей степени, чем у других общественных групп [6, С.111-118].

Как известно, трудовой потенциал работника не является величиной постоянной и непрерывно изменяется. Трудоспособность личности и накапливаемые в процессе трудовой деятельности ее созидательные способности возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т. п. Человек среднего класса имеет достаточно мотивации (удержание завоеванных социальных позиций в обществе, закрепление достигнутого уровня жизни и уровня потребления, материального статуса и др.) чтобы способствовать непрерывному повышению собственного трудового потенциала.

Боясь потерять свое место в обществе, люди среднего класса всю жизнь стремятся быть в курсе новинок и нововведений, касающихся их профессии, тем самым, способствуя накоплению своего интеллектуального капитала, который они реализуют в инновационном процессе на их рабочих местах [5, C. 20]. Нацеленность среднего класса на повышение уровня своего образования, квалификации ведет к удовлетворению всеобщих интересов. Общество получает высококвалифицированных специалистов, которые способствуют совершенствованию материальных условий производства, повышению эффективности труда, росту ВВП и т.д. Грамотный специалист, обладающий человеческим, интеллектуальным капиталом, как известно, строит свою трудовую деятельность на основе знаний и интеллекта, используя новейшие достижения науки и техники, стремится рационально использовать имеющиеся ресурсы, совершенствуя содержание и условия труда, экономя время и получая максимум выгоды.

Среднему классу присущ интерес в постоянном развитии материальных условий производства, повышающих производительность труда и эффективность производства. Он обусловлен спецификой его деятельности, заключающейся в постоянном поиске инноваций и внедрении их в производственный процесс, что оказывается чрезвычайно важным в условиях развития инновационной экономики, основанной на знаниях [12]. Реализация данного интереса позволяет поддерживать и повышать социальный статус среднего класса, формирует основу для развития его интеллектуального капитала, а также способствует его самореализации и саморазвитию.

Таким образом, экономические интересы среднего класса способствуют непрерывному обновлению и повышению качества его трудового потенциала, при реализации которого формируются условия для поступательного, устойчивого развития социально-экономической системы страны в целом.

Учитывая вышеотмеченное, для повышения качества трудового потенциала и формирования условий к его успешному раскрытию считаем необходимым:

  1. Проведение целенаправленной политики формирования среднего класса как основного носителя человеческого и трудового потенциала в стране.
  2. Развитие сфер науки и образования в целом, программ повышения квалификации и переквалификации специалистов с повышением доли государственных расходов на эти цели соответственно.
  3. Проведение кадровой политики, направленной на сохранение и расширенное воспроизводство специалистов по направлениям, определяющим создание инновационно-технической базы развития экономики.
  4. Осуществление систематической политики по созданию новых рабочих мест, особенно в трудоизбыточных регионах.
  5. Разработку и внедрение специальных программ по стимулированию перетока трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы страны, систем помощи и льгот для переезжающих на работу в другие регионы страны.

В заключении отметим, что рост всех составляющих трудового потенциала является основой устойчивого социально-экономического развития страны. Для кардинального решения проблем российского общества необходимо обновление и повышение качества основных элементов трудового потенциала страны, в такой степени, чтобы он полностью соответствовал вызовам времени. Это потребует создания и реализации программы стимулирования роста трудового потенциала со стороны государства, на основе системно-концептуальных подходов к современной модели экономики в органическом единстве развития знаний, человека и экономики, а также определенных усилий со стороны самих работников и трудовых коллективов.

Читайте также

Список литературы

  1. Аристотель. Политика. Сочинения. Т.4, М., Мысль, 1983. С. 508.
  2. Архипов А.И. и др. Экономика труда. – М.: Экономика 2009.
  3. Борисов А.В. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003
  4. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Управление трудовым потенциалом как фактор развития научно-инновационной экономики. //ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета). 2009. Том 7. № 2 (часть 3).
  5. Кузнецова Е. Средний класс: западные концепции// Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2 с. 19-28
  6. Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России// NovaInfo.Ru. 2015. Т.1. № 30. С. 111-118
  7. Лескина О.Н. Средний класс как социальная основа развития экономики знаний в России// Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2012». 2012. Т.21. №2. С.86-88
  8. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы России в аспекте ее инновационного развития.// Наука, образование, общество. 2015. № 1 (3). С.31-40
  9. Лескина О.Н., Арапова А.С. Роль человеческого интеллектуального капитала в формировании национального богатства России// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. №12 (28). С.26-30
  10. Лескина, О.Н., Мурысин, М.В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. №1C. 36-40
  11. Лескина О.Н., Томаева Е.В. Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции/ под ред. В.В. Бондаренко, В.П. Линьковой. – Пенза: Пензенский филиал Финансового университета, ИП Тугушев С.Ю., 2013.
  12. Тихонова Н. Успех модернизации зависит от среднего класса.// Файл-РФ: ежедневная электронная газета. 07 июля 2011 г. - URL: http://file-rf.ru/context/311
  13. Федеральная служба государственной статистики. Росстат URL: http://www.gks.ru/

Цитировать

Лескина, О.Н. Условия повышения и раскрытия трудового потенциала в России / О.Н. Лескина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 184-189. — URL: https://novainfo.ru/article/4777 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться