Социальные основы устойчивого развития современных социально-экономических систем

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы устойчивого развития современных национальных хозяйств, анализируются особенности среднего класса как важнейшего фактора устойчивости социально-экономических систем.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СРЕДНИЙ КЛАСС

Текст научной работы

В условиях стремительно изменяющейся экономической ситуации в масштабах мировой хозяйственной системы и национальных хозяйств многих стран, нестабильной геополитической обстановки, нарастающих угроз экологической безопасности, перед всем цивилизованным миром стоит задача достижения стабильного, поступательного развития на основе устойчивого экономического роста. В послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 04.12.14 г. были озвучены цели повышения эффективности национальной экономики при устойчивом экономическом росте. В условиях агрессивной внешней среды, экономических санкций Запада и объективных ограничений экспортно-сырьевой модели проблема устойчивого развития для экономики нашей страны приобрела особую актуальность.

Концепция устойчивого развития возникла, как итог осознания человечеством невозможности поддерживать экономический рост, обеспечивающий возрастающие потребности все увеличивающегося населения планеты за счет эксплуатации природно-ресурсного потенциала и возможностей экосистем биосферы. Исходные принципы устойчивого развития современного мирового сообщества были приняты на Конференции ООН в 1992г. в Рио-де-Жанейро. Согласно постановлению данной конференции всем государствам предстоит обеспечить сбалансированное решение задач социально-экономического развития, благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала планеты, который, как известно, ограничен, неравномерно и нерационально используется. Россия также приняла принципы и рекомендации вышеуказанной конференции, в связи с чем в 1996г. была разработана Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Парадигма устойчивого развития предполагает уравновешенный рост, который в равной степени учитывал бы социальные цели (особенно задачи повышения уровня и качества жизни населения при сокращении численности беднейших слоев) и экономическую эффективность. Устойчивое развитие предполагает разрешение противоречия «безграничные потребности – ограниченные ресурсы» и включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

  • понятие человеческих потребностей, в том числе приоритетных;
  • понятие ограничений (обусловленных состоянием технологий и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человека.

Основной задачей устойчивого экономического развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений на основе рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

В качестве основных критериев устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе выделяют:

  • обеспечение, хотя бы, режима простого воспроизводства для возобновимых природных ресурсов;
  • максимальное замедление темпов исчерпания невозобновимых природных ресурсов;
  • минимизация количества производственных отходов на основе внедрения малоотходных технологий и технологий замкнутого цикла;
  • изменение потребительского поведения людей в пользу сохранения природных ресурсов.

Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек участвует во всех процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействует принятию и реализации решений, контролирует их исполнение. Источником изменений в потребительском поведении людей является творческий характер хозяйствования. Он приводит к появлению технологий, предусматривающих не удовлетворение текущих, а формирование перспективных общественных потребностей с учетом экономии ресурсов.

Создание возможностей для свободного развития творческого потенциала человека является необходимым условием устойчивой экономики инновационного типа. Творчество превратилось в основной источник конкурентного преимущества, а современная экономика приводится в действие человеческой креативностью. Развитие творческого потенциала возможно, как известно, при наличии минимума регламентаций действий работников, при свободном гармоничном развитии личности и при отсутствии насильственных форм эксплуатации человека человеком.

Устойчивость развития экономики во многом достигается и обусловлена наличием необходимых для этого условий. За рубежом, а теперь и в России, в числе исходных ресурсов устойчивого развития экономики особо выделяется роль человеческого фактора, человеческого капитала в виде образования, профессиональной подготовки, квалификации и опыта работников, предполагающего последовательные инвестиции в систему образования и науки, а также развитие социальной сферы.

Возможность претворения в жизнь концепции устойчивого развития, по нашему мнению, в значительной степени зависит от справедливости распределения доходов в обществе, от повышения общего уровня жизни, культурного уровня населения страны и от состояния среднего класса, нацеленного на стабильность социально-экономической системы, на процесс ее развития на основе новейших ресурсосберегающих, информационных технологий, авторами которых являются его представители.

В средний класс входят образованные, обладающие высокой квалификацией, экономически самостоятельные и мобильные люди, с устойчивыми и значительными по размерам доходами, владеющие собственностью (недвижимостью, акциями). В развитых обществах традиционно к среднему классу относятся представители интеллигенции, квалифицированные работники, управляющие низшего и среднего звена, представители мелкого бизнеса, часть фермерства. Они имеют высокий уровень образования, большой объем накопленных знаний. Численность среднего класса в развитых странах достигает 60-80% от общей численности населения.

Среди основных ценностей среднего класса отмечают работу в соответствии с полученной квалификацией, возможность проявить себя, самоутвердиться в жизни. Одной из важнейших потребностей среднего класса является постоянное самообразование и достойное образование своих детей, позволяющее всегда быть востребованным на рынке труда. Обобщенный средний класс демонстрирует профессиональную мобильность, готовность осваивать новые профессии, формы занятий, чтобы идти в ногу со временем [3].

С древних времен ученые-мыслители ассоциировали общественную стабильность и прогрессивное развитие с наличием многочисленного среднего класса в стране [4]. Так как беднейшие слои населения, главным образом, заняты поиском средств для существования, а высшие слои общества обеспокоены удержанием достигнутого общественного статуса, сохранением и приумножением собственного богатства, ни те, ни другие не могут выступать опорой стабильному развитию общества. Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что только представители среднего класса являются основой устойчивого развития общества.

Человек среднего класса, ориентированный на индивидуальную самостоятельность, на свободное самоопределение, на ответственность за собственную судьбу является важной составляющей позитивных изменений в экономике. Представитель среднего класса находится в русле инновационной активности и воспринимает постоянные перемены как обычную, неотъемлемую часть своего существования. Он способен генерировать субъектов модернизации экономики [2, С.95].

Относительно среднего класса в России отметим то, что его численность значительно отстает от развитых стран. Его доля в структуре российского общества по разным оценкам составляет от 3% до 30 % трудоспособного населения страны. Этого явно недостаточно для того, чтобы средний класс мог в полном объеме способствовать устойчивому развитию национальной экономики. Существование данной проблемы отмечается на высшем уровне руководства страны.

В утвержденной Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» отмечается, что к 2020 году доля среднего класса должна составить более половины населения. При этом значительную часть среднего класса должны сформировать люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Таким образом, социальной базой устойчивого развития экономики является, прежде всего, сам человек – представитель среднего класса общества, носитель интеллектуального, человеческого капитала, способный сохранить окружающую среду для будущих поколений и организовать эффективное производство, качественно удовлетворяющее современные потребности людей, на принципиально новой инновационной высокотехнологичной и безотходной основе.

Читайте также

Список литературы

  1. Брундтланд Г. Х. Наше общее будущее. Доклад МКОСР. М.: Прогресс, 1983
  2. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002
  3. Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России// NovaInfo.Ru. 2015. Т.1. № 30. С. 111-118 URL: http://novainfo.ru/archive/30/kachestvo-chelovecheskikh-resursov
  4. Лескина О.Н. Средний класс как фактор устойчивости социально-экономической системы// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2005

Цитировать

Лескина, О.Н. Социальные основы устойчивого развития современных социально-экономических систем / О.Н. Лескина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3210 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться