Введение
В современном исполнительстве на балалайке используется большое количество приемов игры и штрихов. Это позволяет ярко и убедительно исполнять музыку различных эпох и стилей.
За последние пятьдесят лет исполнительство на балалайке развивалось достаточно динамично. Расширились художественные возможности инструмента. Этому способствовало становление системы профессионального образования исполнителей.
Есть, вместе с тем, и факторы замедляющие дальнейшее развитие современного балалаечного исполнительского искусства. Один из таких факторов — отсутствие унифицированной системы условных обозначений штрихов и приемов, которые в настоящее время применяются в исполнительстве на балалайке.
Бытующие ныне обозначения еще весьма и весьма далеки от совершенства, в них очень много разночтений, что, естественно, порождает немало недоразумений и сложностей, сказывается на практике самым отрицательным образом.
Проблема графического обозначения приемов игры и штрихов в классе балалайки
Для указания на направления удара в литературе встречаются различные условные обозначения:
В «Самоучителе игры на балалайке» А.С.Илюхина (М.,1971г); в сборнике «Русские народные песни» Б.С.Трояновского (М.,1962г); работе Ю.Н.Шишакова «Инструментовка для оркестра русских народных инструментов» (М.,1970г) и многих других изданиях применяются такие, например, обозначения: Удар вниз — \/, Удар вверх — /\

В сборнике П.И.Нечепоренко «Пять пьес для балалайки с фортепиано» (М.,1950), в других работах этого автора, а также в изданных в последнее время обработках народных песен А.Б.Шалова и О.Н.Глухова применены такие обозначения: Удар вниз — П, Удар вверх — \/

Встречаются и такие варианты обозначений:
1. Сборник «Вальсы В.В.Андреева» под редакцией А.Н.Лачинова и Н.Бекназарова (М.,1959): Удар вниз — \/, Удар вверх — П

2. Сборник «Пьесы для балалайки с фортепиано», составитель П.Полуянов (М.,1947): Удар вниз — П, Удар вверх — Обработка М.Рожкова

3. Фантазия на темы оперы Визе «Кармен» в обработке Б.Феоктистова (М.,1963): Удар вниз — /\, Удар вверх — \/

Не все приведенные варианты нашли распространение. В настоящее время балалаечники пользуются в основном тремя видами записи этих обозначений:
Один из них заимствован из скрипичных обозначений направления движения смычка: П — удар сверху вниз, \/ — удар снизу вверх
Такими знаками пользуются последователи исполнительской школы народного артиста РСФСР П.И.Нечепоренко. Достоинство этих знаков в том, что они имеют разную конфигурацию. Это отвечает основному назначению условных обозначений — наглядности.
У части педагогов и исполнителей существует мнение о нецелесообразности использования таких знаков, как сугубо скрипичных и якобы громоздких и неудобных для быстрой записи. Эти музыканты предлагают создавать знаки, отличные от всех других и применяемые только при игре на домре и балалайке.
С этим трудно согласиться. Скрипичные знаки, существующие многие десятки лет и наглядно указывающие на противоположные движения смычка, не противоречат любым другим аналогичным движениям, будь то разжим и сжим меха у баяна, удары по струнам медиатором на домре или пальцем на балалайке.
Следует заметить, что и в записи штрихов, применяемых в скрипичной литературе, вместо, казалось бы, прочно утвердившихся условных обозначений движения смычка вниз (П) и вверх (\/), можно встретить такие, например обозначения:

В настоящее время такие обозначения штрихов особенно часто встречаются во французской скрипичной литературе.
Этот способ обозначений обусловлен тем, что такая графика более соответствует с одной стороны положению колодки смычка () и с другой стороны направлению острия смычка вверх (/\).
Своё применение получил и следующий вариант условных обозначений: \/ — удар по струнам сверху вниз; /\ — удар по струнам снизу вверх.
Противоположное направление углов здесь также наглядно указывает на удары по струнам сверху и снизу. Но эти знаки имеют существенный недостаток. Непрерывно чередуясь, они при чтении с листа из-за одинаковой конфигурации сливаются в однообразную цепочку и быстро утомляют глаза.
Для того чтобы эти знаки рельефнее различались между собой, иногда выделяют одну из сторон угла: \/ -удар сверху; /\ — удар снизу
Выделение одной из сторон знака несомненно способствует большей наглядности, но данный вариант можно было бы улучшить. Все выделенные стороны у этих знаков имеют одинаковый наклон, что создаёт однообразие для зрительного восприятия. При рельефном же выделении только правых сторон знаков этот недостаток зглаживается, так как выделенные линии чередуются в противоположном друг другу направлении, тем самым более наглядно указывая на удары сверху и снизу. \//\\/ \//\\/ \//\\/
И третий вариант — система разработанная кафедрой народных инструментов Киевской консерватории.
Еще в 30-е годы в Киевской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского профессором М.М.Гелисом был предложен кардинально новый способ графических начертаний условных обозначений. Творчески переосмыслив богатый опыт других видов исполнительства (особенно скрипичного и фортепианного). М.М.Гелис разработал систему штрихов и их обозначений применительно к специфике народных инструментов. Эта система, по мнению авторов, предусматривает «устранение путаницы в обозначениях штрихов и по возможности упрощение техники их записи». Авторы предлагают отказаться от всех вариантов знаков, кроме отобранных ими.
По системе профессора М.М.Гелиса условные обозначения ударов «вниз» и «вверх» стали обозначать прямыми черточками с наклоном в 45 градусов: вправо — удар «вниз» — (/), и влево — удар «вверх» (\) .
Наклон черточки вправо, как бы имитирует поворот кисти правой руки вправо (что фактически и происходит при ударе вниз) и наоборот.
Эти обозначения легко запоминаются, оно предельно просты, в них меньше «работы» при письме, что видно на таких примерах:

Система «черточек» легла в основу почти всех условных обозначений приемов игры правой руки балалаечника. Исключение составляют лишь обозначения для 2, 3 и 4-го пальцев, заимствованные из гитарной литературы.

Точки, условно обозначающие пальцы, должны быть чуть крупнее точек, обозначающих штрих «стаккато».
При необходимости, знаками / или \ можно указать также, в каком направлении желательно исполнить арпеджио, сверху вниз или снизу вверх.



Весьма существенные недостатки имеет термин «vibr — (2)», означающий поочередное или одновременное извлечение звука вибрато указательным и средним пальцами.

Извлечение звука таким способом обусловливает специальное положение правой руки, резко отличающееся от других приемов. Но этим же способом можно извлекать звук не только вибрируя, но и стакатируя его, например:

В данном случае характер звучания мелодии совершенно иной и, конечно, термин «vibr-(2)» здесь уже неуместен, а другого обозначения для указания этого приема не имеется. Кроме того, при исполнении двойных нот этим приемом, исполнители иногда применяют не указательный и средний пальцы, а большой и указательный, так как для достижения, в частности, эмоциональных, насыщенных по динамике звучаний, усилий 1-й пары пальцев бывает уже явно недостаточно. Такой прием игры не имеет своего обозначения, а возможность подобных аппликатурных вариантов должна учитываться автором или редактором.
Термин «vibr-(2)» не дает также никакой ясности об аппликатуре и в других случаях. Какими, например, пальцами (1-2-или 2-1) следует играть такую мелодию?

Поскольку не имеется специальных условных обозначений для каждого пальца правой руки, указать это невозможно. Иногда в таких случаях прибегают к помощи буквенно- цифровой системе (Б-1-2-3-4). Но ведь таким образом обозначают аппликатуру левой руки, а это опять же ведет к различного рода неясности и путанице.
Суть всех споров и разногласий по обозначению указательного пальца левой руки «вниз» и «вверх», как наиболее встречающийся. Для удобства таблица трех систем:
Первый вариант: вниз — \/, вверх — /\ .
Второй вариант: вниз — П, вверх — \/ .
Третий вариант: вниз — \, вверх — /.
Для того чтобы прийти к единому мнению, нужно найти взгляд на проблему. Профессор Е.Г.Блинов считает, что главным требованием является простота и удобство написания и максимально точное указание приемов игры. Профессор П.И.Нечепоренко — за систему скрипичных обозначений, которая проверена многолетним использованием. Этот аргумент можно оспорить, так как у скрипачей есть и другие взгляды по условным обозначениям. Профессор А.А.Горбачев считает, что главное это удобство в восприятии условных обозначений, и опираясь на законы восприятия он утверждает, что знаки разные по форме будут восприниматься легче (разные по положению в пространстве).
Если говорить об оркестровом чтении партий, то приоритет отдается легкости восприятия, если говорить о педагогической работе в начальном и среднем звене, то приоритет будет отдаваться удобству написания. Именно это является причиной бытования нескольких систем обозначений.
Заключение
В современной музыкальной литературе все ещё появляются старые виды обозначений.
Систему условных обозначений необходимо неотлагательно привести в порядок. Пора решительно отказаться от многих случайных, недостаточно конкретных, а порой и неверных терминов и символов, и прийти к единому мнению по обозначению приёмов игры и штрихов в классе балалайки.