Проблема графического обозначения приемов игры и штрихов в классе балалайки

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 19
CC BY-NC

Аннотация

В современном исполнительстве на балалайке используется большое количество приемов игры и штрихов. Это позволяет ярко и убедительно исполнять музыку различных эпох и стилей. За последние пятьдесят лет исполнительство на балалайке развивалось достаточно динамично. Расширились художественные возможности инструмента. Этому способствовало становление системы профессионального образования исполнителей. Есть, вместе с тем, и факторы замедляющие дальнейшее развитие современного балалаечного исполнительского искусства. Один из таких факторов - отсутствие унифицированной системы условных обозначений штрихов и приемов, которые в настоящее время применяются в исполнительстве на балалайке. Бытующие ныне обозначения еще весьма и весьма далеки от совершенства, в них очень много разночтений, что, естественно, порождает немало недоразумений и сложностей, сказывается на практике самым отрицательным образом.

Ключевые слова

ШТРИХИ, ПРИЕМЫ ИГРЫ, БАЛАЛАЙКА

Текст научной работы

Введение

В современном исполнительстве на балалайке используется большое количество приемов игры и штрихов. Это позволяет ярко и убедительно исполнять музыку различных эпох и стилей.

За последние пятьдесят лет исполнительство на балалайке развивалось достаточно динамично. Расширились художественные возможности инструмента. Этому способствовало становление системы профессионального образования исполнителей.

Есть, вместе с тем, и факторы замедляющие дальнейшее развитие современного балалаечного исполнительского искусства. Один из таких факторов — отсутствие унифицированной системы условных обозначений штрихов и приемов, которые в настоящее время применяются в исполнительстве на балалайке.

Бытующие ныне обозначения еще весьма и весьма далеки от совершенства, в них очень много разночтений, что, естественно, порождает немало недоразумений и сложностей, сказывается на практике самым отрицательным образом.

Проблема графического обозначения приемов игры и штрихов в классе балалайки

Для указания на направления удара в литературе встречаются различные условные обозначения:

В «Самоучителе игры на балалайке» А.С.Илюхина (М.,1971г); в сборнике «Русские народные песни» Б.С.Трояновского (М.,1962г); работе Ю.Н.Шишакова «Инструментовка для оркестра русских народных инструментов» (М.,1970г) и многих других изданиях применяются такие, например, обозначения: Удар вниз — \/, Удар вверх — /\

Ю.Шишаков. Концерт для балалайки. П.ч. (М.,1960)
Рисунок 1. Ю.Шишаков. Концерт для балалайки. П.ч. (М.,1960)

В сборнике П.И.Нечепоренко «Пять пьес для балалайки с фортепиано» (М.,1950), в других работах этого автора, а также в изданных в последнее время обработках народных песен А.Б.Шалова и О.Н.Глухова применены такие обозначения: Удар вниз — П, Удар вверх — \/

П.Нечепоренко. «От села до села»
Рисунок 2. П.Нечепоренко. «От села до села»

Встречаются и такие варианты обозначений:

1. Сборник «Вальсы В.В.Андреева» под редакцией А.Н.Лачинова и Н.Бекназарова (М.,1959): Удар вниз — \/, Удар вверх — П

В.В.Андреев. Вальс «Фавн»
Рисунок 3. В.В.Андреев. Вальс «Фавн»

2. Сборник «Пьесы для балалайки с фортепиано», составитель П.Полуянов (М.,1947): Удар вниз — П, Удар вверх — Обработка М.Рожкова

«Я с комариком плясала»
Рисунок 4. «Я с комариком плясала»

3. Фантазия на темы оперы Визе «Кармен» в обработке Б.Феоктистова (М.,1963): Удар вниз — /\, Удар вверх — \/

Фантазия на темы оперы Визе «Кармен» в обработке Б.Феоктистова (М.,1963)
Рисунок 5. Фантазия на темы оперы Визе «Кармен» в обработке Б.Феоктистова (М.,1963)

Не все приведенные варианты нашли распространение. В настоящее время балалаечники пользуются в основном тремя видами записи этих обозначений:

Один из них заимствован из скрипичных обозначений направления движения смычка: П — удар сверху вниз, \/ — удар снизу вверх

Такими знаками пользуются последователи исполнительской школы народного артиста РСФСР П.И.Нечепоренко. Достоинство этих знаков в том, что они имеют разную конфигурацию. Это отвечает основному назначению условных обозначений — наглядности.

У части педагогов и исполнителей существует мнение о нецелесообразности использования таких знаков, как сугубо скрипичных и якобы громоздких и неудобных для быстрой записи. Эти музыканты предлагают создавать знаки, отличные от всех других и применяемые только при игре на домре и балалайке.

С этим трудно согласиться. Скрипичные знаки, существующие многие десятки лет и наглядно указывающие на противоположные движения смычка, не противоречат любым другим аналогичным движениям, будь то разжим и сжим меха у баяна, удары по струнам медиатором на домре или пальцем на балалайке.

Следует заметить, что и в записи штрихов, применяемых в скрипичной литературе, вместо, казалось бы, прочно утвердившихся условных обозначений движения смычка вниз (П) и вверх (\/), можно встретить такие, например обозначения:

Я.Донт «Фантазия»
Рисунок 6. Я.Донт «Фантазия»

В настоящее время такие обозначения штрихов особенно часто встречаются во французской скрипичной литературе.

Этот способ обозначений обусловлен тем, что такая графика более соответствует с одной стороны положению колодки смычка () и с другой стороны направлению острия смычка вверх (/\).

Своё применение получил и следующий вариант условных обозначений: \/ — удар по струнам сверху вниз; /\ — удар по струнам снизу вверх.

Противоположное направление углов здесь также наглядно указывает на удары по струнам сверху и снизу. Но эти знаки имеют существенный недостаток. Непрерывно чередуясь, они при чтении с листа из-за одинаковой конфигурации сливаются в однообразную цепочку и быстро утомляют глаза.

Для того чтобы эти знаки рельефнее различались между собой, иногда выделяют одну из сторон угла: \/ -удар сверху; /\ — удар снизу

Выделение одной из сторон знака несомненно способствует большей наглядности, но данный вариант можно было бы улучшить. Все выделенные стороны у этих знаков имеют одинаковый наклон, что создаёт однообразие для зрительного восприятия. При рельефном же выделении только правых сторон знаков этот недостаток зглаживается, так как выделенные линии чередуются в противоположном друг другу направлении, тем самым более наглядно указывая на удары сверху и снизу. \//\\/ \//\\/ \//\\/

И третий вариант — система разработанная кафедрой народных инструментов Киевской консерватории.

Еще в 30-е годы в Киевской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского профессором М.М.Гелисом был предложен кардинально новый способ графических начертаний условных обозначений. Творчески переосмыслив богатый опыт других видов исполнительства (особенно скрипичного и фортепианного). М.М.Гелис разработал систему штрихов и их обозначений применительно к специфике народных инструментов. Эта система, по мнению авторов, предусматривает «устранение путаницы в обозначениях штрихов и по возможности упрощение техники их записи». Авторы предлагают отказаться от всех вариантов знаков, кроме отобранных ими.

По системе профессора М.М.Гелиса условные обозначения ударов «вниз» и «вверх» стали обозначать прямыми черточками с наклоном в 45 градусов: вправо — удар «вниз» — (/), и влево — удар «вверх» (\) .

Наклон черточки вправо, как бы имитирует поворот кисти правой руки вправо (что фактически и происходит при ударе вниз) и наоборот.

Эти обозначения легко запоминаются, оно предельно просты, в них меньше «работы» при письме, что видно на таких примерах:

Е.Зубцов «Венгерский танец»
Рисунок 7. Е.Зубцов «Венгерский танец»

Система «черточек» легла в основу почти всех условных обозначений приемов игры правой руки балалаечника. Исключение составляют лишь обозначения для 2, 3 и 4-го пальцев, заимствованные из гитарной литературы.

Рисунок 8.

Точки, условно обозначающие пальцы, должны быть чуть крупнее точек, обозначающих штрих «стаккато».

При необходимости, знаками / или \ можно указать также, в каком направлении желательно исполнить арпеджио, сверху вниз или снизу вверх.

Рисунок 9.
Глиссандо большим пальцем правой руки (палец скользит со струны на струну вниз):
Рисунок 10. Глиссандо большим пальцем правой руки (палец скользит со струны на струну вниз):
Глиссандо указательным, либо средним пальцем правой руки (палец скользит со струны на струну вверх).
Рисунок 11. Глиссандо указательным, либо средним пальцем правой руки (палец скользит со струны на струну вверх)

Весьма существенные недостатки имеет термин «vibr — (2)», означающий поочередное или одновременное извлечение звука вибрато указательным и средним пальцами.

Г.Гендель «Пассакалия» Арр. Н.Осипова, М.,1960.
Рисунок 12. Г.Гендель «Пассакалия» Арр. Н.Осипова, М.,1960

Извлечение звука таким способом обусловливает специальное положение правой руки, резко отличающееся от других приемов. Но этим же способом можно извлекать звук не только вибрируя, но и стакатируя его, например:

Рисунок 13.

В данном случае характер звучания мелодии совершенно иной и, конечно, термин «vibr-(2)» здесь уже неуместен, а другого обозначения для указания этого приема не имеется. Кроме того, при исполнении двойных нот этим приемом, исполнители иногда применяют не указательный и средний пальцы, а большой и указательный, так как для достижения, в частности, эмоциональных, насыщенных по динамике звучаний, усилий 1-й пары пальцев бывает уже явно недостаточно. Такой прием игры не имеет своего обозначения, а возможность подобных аппликатурных вариантов должна учитываться автором или редактором.

Термин «vibr-(2)» не дает также никакой ясности об аппликатуре и в других случаях. Какими, например, пальцами (1-2-или 2-1) следует играть такую мелодию?

С.Василенко «Романс» М.,1976
Рисунок 14. С.Василенко «Романс» М.,1976

Поскольку не имеется специальных условных обозначений для каждого пальца правой руки, указать это невозможно. Иногда в таких случаях прибегают к помощи буквенно- цифровой системе (Б-1-2-3-4). Но ведь таким образом обозначают аппликатуру левой руки, а это опять же ведет к различного рода неясности и путанице.

Суть всех споров и разногласий по обозначению указательного пальца левой руки «вниз» и «вверх», как наиболее встречающийся. Для удобства таблица трех систем:

Первый вариант: вниз — \/, вверх — /\ .

Второй вариант: вниз — П, вверх — \/ .

Третий вариант: вниз — \, вверх — /.

Для того чтобы прийти к единому мнению, нужно найти взгляд на проблему. Профессор Е.Г.Блинов считает, что главным требованием является простота и удобство написания и максимально точное указание приемов игры. Профессор П.И.Нечепоренко — за систему скрипичных обозначений, которая проверена многолетним использованием. Этот аргумент можно оспорить, так как у скрипачей есть и другие взгляды по условным обозначениям. Профессор А.А.Горбачев считает, что главное это удобство в восприятии условных обозначений, и опираясь на законы восприятия он утверждает, что знаки разные по форме будут восприниматься легче (разные по положению в пространстве).

Если говорить об оркестровом чтении партий, то приоритет отдается легкости восприятия, если говорить о педагогической работе в начальном и среднем звене, то приоритет будет отдаваться удобству написания. Именно это является причиной бытования нескольких систем обозначений.

Заключение

В современной музыкальной литературе все ещё появляются старые виды обозначений.

Систему условных обозначений необходимо неотлагательно привести в порядок. Пора решительно отказаться от многих случайных, недостаточно конкретных, а порой и неверных терминов и символов, и прийти к единому мнению по обозначению приёмов игры и штрихов в классе балалайки.

Читайте также

Список литературы

  1. Программа для средних специальных учебных заведений искусств по специальности №2104 «Народные инструменты» (балалайка) Екатеринбург 1993г. Автор - Е.Г.Блинов
  2. О системе условных обозначений в нотной записи для балалайки, (методическая рекомендация) Свердловск 1983г. Е.Г.Блинов
  3. Методика обучения игре на народных инструментах. «Обозначение балалаечных штрихов» А.Б.Шалов Ленинград г.
  4. Информационный бюллетень «Народник» №3 - 1995г.№2- 1996г.
  5. Программа специального класса балалайки для вузов. Сост. А.А.Горбачев - 2003г.
  6. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М.Имханицкий М., 1997г.

Цитировать

Болдырев, С.В. Проблема графического обозначения приемов игры и штрихов в классе балалайки / С.В. Болдырев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3007 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться