В современных условиях экономика России имеет существенную территориальную дифференциацию. В частности, южные регионы отстают по основным показателям социально-экономического развития от других территорий. По нашему мнению, основным фактором, сдерживающим инновационное развитие экономики Южного Федерального округа, в том числе Волгоградской области, является недостаточное качество трудовых ресурсов. Под трудовым потенциалом принято понимать общую характеристику, определенную количеством, качеством и мерой мнтегральной способности к труду, характеризующей возможности отдельного индивида, также различных трудовых групп и в целом трудоспособного населения по их участию в общественно полезной деятельности [1].
Современные технологии управления требуют новых качественных характеристик занятого населения. К их числу относятся не только уровень образования, квалификационной и профессиональной подготовки, но также и такие практически не поддающиеся точной оценке характеристики, как адаптивность, мобильность, креативность работников, их способность к принятию нестандартных решений. Считаем, что в связи с этим в принятом на законодательном уровне документе «Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года» особо выделяются признание решающей роли человека в осуществлении инновационных идей, создание условий для привлечения молодых специалистов к модернизационным процессам, инновационное наполнение образования [2]. Анализ статистических данных по Волгоградской области [3] позволил выявить наиболее острые причины, препятствующие развитию трудового потенциала, в том числе:
- увеличение удельного веса лиц старше трудоспособного возраста;
- относительно низкий уровень процесса урбанизации (в городской местности проживает более двух третей населения);
- несоответствие знаний рабочей силы и квалификационных навыков современным требованиям региона.
Анализ научной литературы [4-9] показал, что одним из ключевых аспектов функционирования рынка труда является миграционное движение рабочей силы, поскольку структура миграции, ее масштабы способствуют перераспределению рабочей силы и влияют на формирование трудового потенциала определенной территории. Полагаем, что привлекательность региона для мигрантов обусловлена сходством природно-климатических условий с основными районами убытия. В настоящее время большая часть межрегиональных иммигрантов прибывает из Северо-Кавказского региона. Международная миграция осуществляется в основном за счет Украины, Казахстана и Средней Азии. В результате проблема, связанная с расселением прибывающего из других стран населения стоит довольно остро, в городе отсутствует возможность создания достаточного количества новых рабочих мест.
Кроме того, инфраструктура г. Волгограда сильно перегружена. На сегодняшний день основными сферами трудоустройства иммигрантов в Волгоградской области выступают формируемые овощеводческие бригады, различные сезонные работы в сельскохозяйственной сфере, торговле, деятельность в области услуг, строительства крупных объектов. Наряду с этим, мигранты, как правило, готовы работать за меньшую заработную плату, чем коренное население.
В результате происходит усугубление ситуации на рынке труда, связанное с усилением конкуренции на рынке труда. При этом этот факт предоставляет возможность предпринимателям экономить на издержках производства, связанных с заработной платой, то есть миграция в определенной степени стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства. Наряду с этим, наиболее характерной чертой ситуации в области демографии в современных условиях в Волгоградской области выступает сравнительно невысокая рождаемость и достаточно большая смертность.
Таблица. Динамика состава и численности населения Волгоградской области
Период исследования |
Общая численность населения, тыс. чел. |
Городское население |
Сельское население |
Уд. вес городского населения |
Уд. вес сельского населения |
2006 |
2635,7 |
1987,5 |
648,2 |
75 |
25 |
2007 |
2620,0 |
1973,5 |
646,5 |
75 |
25 |
2008 |
2608,8 |
1970,6 |
638,2 |
76 |
24 |
2009 |
2598,9 |
1961,1 |
637,8 |
75 |
25 |
2010 |
2619,8 |
1987,9 |
631,9 |
76 |
24 |
2011 |
2607,5 |
1982,1 |
625,4 |
76 |
24 |
2012 |
2594,8 |
1975,4 |
619,4 |
76 |
24 |
2013 |
2583,0 |
1970,5 |
612,5 |
76 |
24 |
Распределение трудовых ресурсов в Волгоградской области свидетельствует об уменьшении численности занятого населения и увеличении числа безработного населения. Безработица в Волгоградской области характеризуется тем, что значительную ее часть составляют женщины, причем более половины безработных имеют высшее и среднее профессиональное образование. Так, в Волгоградской области доля безработных с высшим образованием находится на уровне от 16,4 до 20%, что превышает среднероссийский показатель, составляющий 15,6% [3].
С целью снижения социальной напряженности и развития трудового потенциала Волгоградской области нами предлагается осуществить комплекс таких мероприятий, как:
- улучшение качества жизни населения, при котором у граждан будет достаточно средств для оплаты образования, медицинских услуг и других программ, стимулирующих личностный рост. Для этого необходимо увеличить МРОТ, пенсии, повысить прожиточный минимум в соответствии с реальным уровнем цен в регионе.
- формирование наиболее благоприятных условий для миграции населения в пригородные зоны, для чего необходимо создать рабочие места, обеспечить населенные пункты всей необходимой инфраструктурой (школы, больницы, дороги, медицинские учреждения и др.), сделать сельскую местность более привлекательной для инвестиций.
- осуществление перевода крупных предприятий в ранг государственных и восстановление рабочие места, поскольку опыт показывает, что в частных руках предприятия не могут полноценно функционировать из-за профессиональной неграмотности отдельных управленцев. Кроме того, одной из ключевых задач в области демографической политики в Волгоградской области является способствование увеличению продолжительности жизни населения, снижение смертности, укрепление здоровья населения с помощью пропаганды здорового образа жизни и повышения качества и доступности медицинских услуг.
Для трудоустройства молодежи важно предусмотреть создание системы распределения выпускников, функционирующей на принципах биржевой торговли (фьючерсы на приоритетные права приема на работу специалиста определенной профессии и определенного образования). Общепринято, что миграционная политика в долгосрочной перспективе должна быть направлена на содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, стимулирование миграции трудоспособного населения, имеющего особо востребованные профессии и специальности, создание условий и стимулов для переселения в регион на постоянное место жительства. Одной из важнейших задач в развитии трудовой потенциала является рост доходов населения. Этот фактор может стимулировать либо снижать миграционные потоки, особенно из соседних регионов. Повышение доходов населения целесообразно обеспечивать за счет:
- устойчивых темпов экономического роста;
- стимулирования повышения заработной платы и сокращения дифференциации доходов между отраслями экономики и социальной сферы;
- обеспечения социальной поддержки и гарантий работникам бюджетной сферы;
- повышения уровня финансовой грамотности населения в части инвестирования сбережений граждан в инструменты финансового и фондового рынка.