Повышение качества трудовых ресурсов (на примере волгоградской области)

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье выявлены основные проблемы развития трудового потенциала в Волгоградской области. Авторы обосновывают влияние миграционных потоков на качество трудовых ресурсов, выделяют главные направления развития трудового потенциала за счет этого фактора. Приведены мероприятия, которые совершенствуют качество трудовых ресурсов.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ, МИГРАЦИЯ, ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Текст научной работы

В современных условиях экономика России имеет существенную территориальную дифференциацию. В частности, южные регионы отстают по основным показателям социально-экономического развития от других территорий. По нашему мнению, основным фактором, сдерживающим инновационное развитие экономики Южного Федерального округа, в том числе Волгоградской области, является недостаточное качество трудовых ресурсов. Под трудовым потенциалом принято понимать общую характеристику, определенную количеством, качеством и мерой мнтегральной способности к труду, характеризующей возможности отдельного индивида, также различных трудовых групп и в целом трудоспособного населения по их участию в общественно полезной деятельности [1].

Современные технологии управления требуют новых качественных характеристик занятого населения. К их числу относятся не только уровень образования, квалификационной и профессиональной подготовки, но также и такие практически не поддающиеся точной оценке характеристики, как адаптивность, мобильность, креативность работников, их способность к принятию нестандартных решений. Считаем, что в связи с этим в принятом на законодательном уровне документе «Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года» особо выделяются признание решающей роли человека в осуществлении инновационных идей, создание условий для привлечения молодых специалистов к модернизационным процессам, инновационное наполнение образования [2]. Анализ статистических данных по Волгоградской области [3] позволил выявить наиболее острые причины, препятствующие развитию трудового потенциала, в том числе:

  • увеличение удельного веса лиц старше трудоспособного возраста;
  • относительно низкий уровень процесса урбанизации (в городской местности проживает более двух третей населения);
  • несоответствие знаний рабочей силы и квалификационных навыков современным требованиям региона.

Анализ научной литературы [4-9] показал, что одним из ключевых аспектов функционирования рынка труда является миграционное движение рабочей силы, поскольку структура миграции, ее масштабы способствуют перераспределению рабочей силы и влияют на формирование трудового потенциала определенной территории. Полагаем, что привлекательность региона для мигрантов обусловлена сходством природно-климатических условий с основными районами убытия. В настоящее время большая часть межрегиональных иммигрантов прибывает из Северо-Кавказского региона. Международная миграция осуществляется в основном за счет Украины, Казахстана и Средней Азии. В результате проблема, связанная с расселением прибывающего из других стран населения стоит довольно остро, в городе отсутствует возможность создания достаточного количества новых рабочих мест.

Кроме того, инфраструктура г. Волгограда сильно перегружена. На сегодняшний день основными сферами трудоустройства иммигрантов в Волгоградской области выступают формируемые овощеводческие бригады, различные сезонные работы в сельскохозяйственной сфере, торговле, деятельность в области услуг, строительства крупных объектов. Наряду с этим, мигранты, как правило, готовы работать за меньшую заработную плату, чем коренное население.

В результате происходит усугубление ситуации на рынке труда, связанное с усилением конкуренции на рынке труда. При этом этот факт предоставляет возможность предпринимателям экономить на издержках производства, связанных с заработной платой, то есть миграция в определенной степени стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства. Наряду с этим, наиболее характерной чертой ситуации в области демографии в современных условиях в Волгоградской области выступает сравнительно невысокая рождаемость и достаточно большая смертность.

Таблица. Динамика состава и численности населения Волгоградской области

Период исследования

Общая численность населения, тыс. чел.

Городское население

Сельское население

Уд. вес городского населения

Уд. вес сельского населения

2006

2635,7

1987,5

648,2

75

25

2007

2620,0

1973,5

646,5

75

25

2008

2608,8

1970,6

638,2

76

24

2009

2598,9

1961,1

637,8

75

25

2010

2619,8

1987,9

631,9

76

24

2011

2607,5

1982,1

625,4

76

24

2012

2594,8

1975,4

619,4

76

24

2013

2583,0

1970,5

612,5

76

24

Распределение трудовых ресурсов в Волгоградской области свидетельствует об уменьшении численности занятого населения и увеличении числа безработного населения. Безработица в Волгоградской области характеризуется тем, что значительную ее часть составляют женщины, причем более половины безработных имеют высшее и среднее профессиональное образование. Так, в Волгоградской области доля безработных с высшим образованием находится на уровне от 16,4 до 20%, что превышает среднероссийский показатель, составляющий 15,6% [3].

С целью снижения социальной напряженности и развития трудового потенциала Волгоградской области нами предлагается осуществить комплекс таких мероприятий, как:

  • улучшение качества жизни населения, при котором у граждан будет достаточно средств для оплаты образования, медицинских услуг и других программ, стимулирующих личностный рост. Для этого необходимо увеличить МРОТ, пенсии, повысить прожиточный минимум в соответствии с реальным уровнем цен в регионе.
  • формирование наиболее благоприятных условий для миграции населения в пригородные зоны, для чего необходимо создать рабочие места, обеспечить населенные пункты всей необходимой инфраструктурой (школы, больницы, дороги, медицинские учреждения и др.), сделать сельскую местность более привлекательной для инвестиций.
  • осуществление перевода крупных предприятий в ранг государственных и восстановление рабочие места, поскольку опыт показывает, что в частных руках предприятия не могут полноценно функционировать из-за профессиональной неграмотности отдельных управленцев. Кроме того, одной из ключевых задач в области демографической политики в Волгоградской области является способствование увеличению продолжительности жизни населения, снижение смертности, укрепление здоровья населения с помощью пропаганды здорового образа жизни и повышения качества и доступности медицинских услуг.

Для трудоустройства молодежи важно предусмотреть создание системы распределения выпускников, функционирующей на принципах биржевой торговли (фьючерсы на приоритетные права приема на работу специалиста определенной профессии и определенного образования). Общепринято, что миграционная политика в долгосрочной перспективе должна быть направлена на содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, стимулирование миграции трудоспособного населения, имеющего особо востребованные профессии и специальности, создание условий и стимулов для переселения в регион на постоянное место жительства. Одной из важнейших задач в развитии трудовой потенциала является рост доходов населения. Этот фактор может стимулировать либо снижать миграционные потоки, особенно из соседних регионов. Повышение доходов населения целесообразно обеспечивать за счет:

  • устойчивых темпов экономического роста;
  • стимулирования повышения заработной платы и сокращения дифференциации доходов между отраслями экономики и социальной сферы;
  • обеспечения социальной поддержки и гарантий работникам бюджетной сферы;
  • повышения уровня финансовой грамотности населения в части инвестирования сбережений граждан в инструменты финансового и фондового рынка.

Читайте также

Список литературы

  1. Беляев М.К. Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы. Тренинг персонала: учебное пособие / М.К. Беляев и др. – Волгоград, 2014. – 210 с.
  2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс]. – URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685 (дата обращения 13.12.2014).
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. справочник – М.: Росстат, 2012. – 59 с.
  4. Анисимов К. В., Соболев А. Ю. Южный центр трансфера технологий и его роль в региональной инновационной политике // Инновации. – 2004. – № 3 (70). – С. 57-63.
  5. Галецкая Р.А Повышение качества трудового потенциала – ключевой фактор модернизации экономики Юга России // Экономика и управление. –2013. – № 9. – С. 11-12.
  6. Мазаева Т.И. Анализ современного состояния трудового потенциала на региональном уровне и основные направления его развития // Экономика и социум. – 2014. – № 3(12). – C.10-12.
  7. Овчинникова В.Н., Колесникова Ю.С. Этноэкономика в модернизационной парадигме развития национального хозяйства: ресурсы устойчивости и резервы адаптивности. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2005. – 117 с.
  8. Соколова С.А. Методические подходы н оценке потенциала инновационного развития территории современных пригородных зон // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 9. – С. 57-63.
  9. Соколова С.А. Эффективное использование ресурсов при решении проблем градообразования и эволюции городов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 2. – № 6. – С. 61-65.

Цитировать

Гоголева, М.П. Повышение качества трудовых ресурсов (на примере волгоградской области) / М.П. Гоголева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3018 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться