К вопросу о конструктивном поведении в конфликтных ситуациях курсантов вузов ФСИН России

№30-2,

психологические науки

В статье освещены вопросы совершенствования конструктивного поведения курсантов при конфликтных ситуациях.

Похожие материалы

Деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы обусловлена множеством различного рода конфликтными ситуациями, которые имеют место на службе [1, 2, 31, 32, 33, 34, 35, 36]. Конфликтные ситуации, которые случаются в служебной деятельности сотрудников являются одними из главных факторов психологического воздействия на психику сотрудника [3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 37, 38, 39].

Академия ФСИН является важной составной частью образовательной системы УИС России. В Академии проходят профессиональную подготовку будущие специалисты, которые непосредственно будут работать с осужденными. И поэтому необходимо учитывать, что в образовательный процесс курсантов Академии ФСИН России включены дисциплины, которые будут помогать в дальнейшей преодолевать конфликтные ситуации, рационально, без нарушения прав и свобод осужденных, подозреваемых, обвиняемых, но и других гражданских лиц [9, 10, 13, 14, 15, 16, 30].

При исполнении своих профессиональных обязанностей сотрудники ФСИН России должны учитывать ряд факторов, одним из которых выступает негативное отношение к объекту своей деятельности. И поэтому сотрудник должен уметь принимать конструктивное решение, которое позволит выйти из сложившейся ситуации без психологических потерь [19, 20, 21, 22, 23].

Конструктивная модель поведения выражается [17, 18] в стремлении избежать или уладить конфликт, найти приемлемое для обеих сторон решение, при котором проявляется доброжелательное отношение к оппоненту, искренность, открытость, самообладание и выдержка.

Для того чтобы более конкретно разобраться, что представляет конструктивное поведение, пойдем методом обратной пути. Рассмотрим два противоположных типа конструктивного поведения.

Деструктивная модель выражается в стремлении обострения конфликта, при котором принижают соперника. Модель поведения при этом проявляется в подозрительности, недоверии, негативном оценивании соперника, порой нарушающие принципы этики общения сотрудника.

Конформистская модель проявляется пассивность склонность к уступкам сопернику. В третьей модели проявляется такие качества, как уход от обсуждения, соглашательство, непоследовательность в оценках суждения.

Видно, что у каждой модели имеется предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, индивидуально-психологические особенности субъектов конфликтного взаимодействия. Все без исключения модели отражают установки участников конфликта на способ разрешения и его динамику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее желательной и необходимой моделью поведения является конструктивная модель поведения.

В современное время остается актуальным проблема гуманизации, создания новых условий для самореализации и самообразования личности, и формирования конструктивного типа поведения, при которых ответственность, компромисс и сотрудничество являются одними из главных составляющих.

Девиз конструктивного поведении в конфликтной ситуации звучит следующим образом: «Я выигрываю - Ты выигрываешь». Это выражается в своих чувствах, потребностях и представлениях. Конструктивным решение конфликтной ситуации — это умение постоять свои права так, чтобы не нарушало прав других. Следовательно, в результате у будущего офицера возникает уверенность, чувство долга. При таком решении, оба понимают значения. И преимущество состоит в том, что в большинстве случаев при конструктивном подходе достигаются цели. Даже если этого не происходит, остаётся чувство самоуважения от того что вы вели честную игру. Повышается уверенность в себе и взаимоотношения становятся честными и открытыми. Проблема конструктивного поведения в отдалении от тех, кто чувствует дискомфорт при открытых взаимоотношениях, кому трудно выразить свои потребности или у кого выражено желание доминировать над другими.

Основные признаки конструктивного подхода при конфликте [5].

  • исходить из потребностей
  • концентрация своего внимания на подходе, а не на конечном результате.

Пользуясь основными признаками конструктивного поведения в конфликтной ситуации, намного больше шансов избежать конфликта и разногласий.

Однако, сегодня для современной курсантской среды характерны высокомерие, конкуренция в учебе, где каждый сам за себя, отсутствие поддержки сокурсников и общих интересов, что противоречит принципам самого образования, которое строится на позициях гуманизма, сотрудничества. И поэтому формирование конструктивного поведения у студенческой молодежи может быть предложено как решение проблемы враждебности и деструктивного отношения в молодежной среде.

В будущей профессиональной деятельности курсант может преодолеть негативные последствия, а также профессиональную деформацию с помощью четких представлений о конструктивности в конфликтных ситуациях.

В психологии в современном этапе своего развития накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения формирования у курсантов в вузах ФСИН России к конструктивному поведению в профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что способность курсантов к конструктивному влиянию в коммуникативной и в профессиональной деятельности в период социализации личности является одним из факторов становления будущего специалиста и в проявлении его конкурентоспособности в профессиональной деятельности.

Конструктивное поведение как часть профессиональной этики. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы является неотъемлемой составляющей ее организационной культуры. Придерживаться профессиональной этике значит строго выполнять предписания, нормы взаимоотношений в рамках профессиональной деятельности и на этапе подготовки.

В настоящее время конструктивное поведение определяется как часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в конфликтных ситуациях, в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, они закрепляются в служебных документах и подкреплены административными санкциями.

К сотруднику УИС по Кодексу этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы предъявляется ряд морально-нравственных требований, способствующих выработке конструктивного поведения. Кодекс частично вырабатывается в процессе накопления служебного опыта. Тем самым он способствует к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях в нелегкой деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В обобщенном виде морально-нравственные требования к сотруднику УИС можно представить следующим образом:

  • отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
  • глубокое понимание социальной значимости своей роли работника УИС, своей ответственности перед обществом и государством, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности людей;
  • разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику УИС прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
  • безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, исполнительность и инициатива, забота о профессиональной чести, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в экстремальных условиях;
  • постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого по службе отечественного и зарубежного опыта.

Требования перечисленные выше дают четкое представление о морально-нравственных качествах, которыми должен обладать курсант и сотрудник уголовно-исполнительной системы, такими качествами являются справедливость, смелость, мужество, патриотизм, гуманность, чувство долга, честность, выдержка, что обеспечит конструктивность в конфликтных ситуациях.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М., Датий А.В. Состояние здоровья сотрудников пенитенциарной системы // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  3. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 847-849.
  4. Гаврина Е.Е. Психологические особенности проявления деструктивных отклонений в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 87-95.
  5. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  6. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  7. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  8. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Научно-педагогическая деятельность профессора-психологии В.Г. Деева // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 143-148.
  9. Ковачев О.В. Посттравматические стрессовые расстройства потерпевших от преступлений и других экстремальных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 24-37.
  10. Ковачев О.В. Психодинамический коллапс алекситимии // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 119-124.
  11. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006, 153 с.
  12. Кузнецова А.С., Шаталов Ю.Н. Выпуск научного журнала «Медицина» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 149-151.
  13. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
  14. Лафуткин А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2006
  15. Лафуткин А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2006
  16. Лафуткин А.М. Пути преодоления негативных явлений в среде курсантов (слушателей) высших образовательных учреждений ФСИН России как условия оптимизации их профессионально-личностного развития // Человек: преступление и наказание. 2006. № 2-3. С. 115-117.
  17. Мачкасов А.И. Во главе большого коллектива (о руководителях вуза с 1971-2014 гг.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 11. С. 8-13.
  18. Мачкасов А.И. Договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 6. С. 15-18.
  19. Мачкасов А.И. Объекты обязательного государственного страхования // Социальное и пенсионное право. 2009. № 4. С. 2-4.
  20. Москвитина М.М., Дикопольцев Д.Е. О тех, кто стоял у истоков психологической службы ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 3. С. 7-9.
  21. Панарин Д.А. К вопросу о неслужебных связях работников уголовно-исполнительной системы с осужденными к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 146-152.
  22. Панарин Д.А., Рахмаев Э.С. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала (научно-практический комментарий) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11 (114). С. 11-20.
  23. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 86-96.
  24. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2007
  25. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2007
  26. Рахмаев Э.С. Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - 15 лет // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 15-17.
  27. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Издательство «Талант», 1996. 144 с.
  28. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
  29. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
  30. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
  31. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
  32. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
  33. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.
  34. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  35. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
  36. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
  37. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Учебно-методическое пособие / Москва, 2009.
  38. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
  39. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.