Применение специальных психофизиологических исследований в образовательных учреждениях

№30-2,

психологические науки

В статье освещены вопросы применения специальных психофизиологических исследований при сопровождении процесс обучения в образовательных учреждениях.

Похожие материалы

Одним из путей решения проблемы собственной безопасности и укрепления законности в органах внутренних дел стало внедрение и применение при отборе кадров специальных психофизиологических исследований (СПФИ).

СПФИ проводятся с целью получения дополнительной (скрываемой) информации, имеющей значение для общей оценки обследуемого, и представляют собой проводимую по специальным методикам беседу с фиксацией психофизиологических реакций обследуемого на задаваемые вопросы [2, 3, 6, 7, 12, 13, 16].

Полиграфы используются при оценке достоверности сведений, представляемых о себе как кандидатом на службу и учебу, так и уже действующим сотрудником УИС. Стоит отметить, что опыт широкого использования СПФИ в отношении сотрудников ФСИН небольшой. В 2011 году была создана юридическая база для использования полиграфа в УИС. Это приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25.05.2011 № 165 и Методические рекомендации о порядке психологических и психофизиологических исследований в уголовно-исполнительной системе. Указания, касающиеся применения СПФИ в отношении курсантов вузов ФСИН обозначены в распоряжении ФСИН России от 06.05.2013 №92-р. Документ обязывает проводить специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа курсантов с их добровольного согласия непосредственно перед выпуском. Результаты исследований учитывать при определении подразделений и должностей для последующего назначения выпускников. Разъяснение к распоряжению указывает исследовать следующие факторы риска: участие в деятельности запрещенных общественных организаций и факты употребления психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях [1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 14].

Результаты используются только в целях, определенных Инструкцией об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.05.2011 № 165. Всем курсантам выпускных курсов предлагается пройти исследование с использованием полиграфа с их добровольного согласия, разъясняются устно и письменно в заявлении о добровольности процедуры положения, изложенные в Инструкции [15, 17, 18, 19, 20].

СПФИ в отношении курсантов выпускных курсов проводилось в целях получения в письменном виде суждения специалиста по ряду факторов риска:

  • сотрудничество с преступными сообществами, экстремистскими и т.п. организациями;
  • регулярное употребление психоактивных веществ (наркотических веществ, сильнодействующих лекарственных препаратов и т.п.);
  • наличие расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя;
  • хранение незарегистрированного оружия и боеприпасов;
  • увлечение азартными играми.

Информация о процедуре СПФИ легко доступна в интернете, чем некоторые курсанты пользуются. Возникают проблемы с мотивацией на исследование, когда курсант обесценивает для себя важность процедуры и его нелегко заставить серьезно отнестись к происходящему. Он знает, что на него могут давить, что результаты не являются прямым доказательством его проступков.

С другой стороны, периодически приходят чрезмерно взволнованные клиенты самой процедурой или какими-либо событиями в их жизни. Показывающих устойчивую реакцию на вопрос об употреблении наркотиков, хотя в после тестовой беседе они утверждалют обратное. Правдивость их ответов подтверждала информация из других источников.

Большой этической проблемой является совмещение в вузах ФСИН работы психолога по работе с личным составом с деятельностью полиграфолога. Процедура СПФИ носит довольно обвинительный характер, вызывая у курсантов страх и недоверие к исследованию и полиграфологу, который по основным своим функциям является психологом и должен представляться более «безопасным» для клиента.

Список литературы

  1. Воронин Р.М., Датий А.В. Состояние здоровья сотрудников пенитенциарной системы // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  2. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  3. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  4. Панарин Д.А. К вопросу о неслужебных связях работников уголовно-исполнительной системы с осужденными к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 146-152.
  5. Практикум по правовой превентивной психологии Пестриков Д.В. курс лекций / Д. В. Пестриков, И. В. Михалева, Г. К. Корнеева ; федеральная служба исполнения наказаний, акад. права и упр.. Рязань, 2010.
  6. Панарин Д.А., Рахмаев Э.С. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала (научно-практический комментарий) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11 (114). С. 11-20.
  7. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 86-96.
  8. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2007
  9. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Академия права и управния Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2007
  10. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
  11. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
  12. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
  13. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
  14. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
  15. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.
  16. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  17. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
  18. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
  19. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
  20. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.