В современное время остается актуальным проблема гуманизации, создания новых условий для самореализации и самообразования личности, и формирования конструктивного типа поведения, при которых ответственность, компромисс и сотрудничество являются одними из главных составляющих [1, 2, 3, 4, 5, 6, 15, 16, 17, 18].
Девиз конструктивного поведении в конфликтной ситуации звучит следующим образом: «Я выигрываю - Ты выигрываешь». Это выражается в своих чувствах, потребностях и представлениях. Конструктивным решение конфликтной ситуации — это умение постоять свои права так, чтобы не нарушало прав других [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].
Однако, сегодня для современной среды обучающихся образовательного учреждения характерны некоторые особенности, которые не всегда возможно оценить, как положительные: высокомерие, конкуренция в учебе, где каждый сам за себя, отсутствие поддержки сокурсников и общих интересов, интолерантность, что затрудняет конструктивность в поведении [19, 20, 21, 22, 23, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37].
И поэтому формирование конструктивного поведения у студенческой молодежи может быть предложено как решение проблемы враждебности и деструктивного отношения в молодежной среде [24, 25, 26, 27, 28, 29, 30].
В будущей профессиональной деятельности курсант уголовно-исполнительной системы может преодолеть негативные последствия, а также профессиональную деформацию с помощью непосредственного конструктивного общения.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что способность курсантов к конструктивному влиянию в коммуникативной и в профессиональной деятельности в период социализации личности является одним из факторов становления будущего специалиста и в проявлении его
В рамках исследования изучались психологические особенности конструктивного поведения в конфликтных ситуациях возникающих в в процессе обучения. В рамках исследования приняли участие 75 курсантов: из них 32 девушки и 43 юношей, в возрасте от 18 до 21 года. Исследование проводилось с применением психологических методик: Плутчика Келлермана «Индекса жизненного стиля»; Ричарда Лозаруса «Коппинг стратегии».
Анализ результатов опросника Плутчика Келлермана показал, что ведущим механизмом психологических защит является рационализация, то есть преодоление конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний, иными словами личность пресекает переживания, вызванные неприятной ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Одним из выраженных механизмов психологических защит курсантов является регрессия, которая в представлена в использовании более простых привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.
А остальные механизмы напряжения защиты, как вытеснение, замещение компенсация выражены в меньшей степени по сравнению с выше указанными механизмами.
Таким образом, такое свойство как рационализация у курсантов достаточно сформировано. Из всех механизмов психологических защит ядром конструктивного поведения является рационализация. В коммуникативной деятельности курсантов она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение курсанта социально обусловленным (дисциплинированным). Так как статус офицера предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту и эмоционально-волевым качествам человека. Каждый день офицер насыщен разнообразными проблемными ситуациями, конфликтами, требующими принятия решения, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Конструктивное поведение и решение в конфликтных ситуациях выступает неотъемлемым компонентом психологической особенности будущего офицера и важным показателем ее функционирования.
Однако, меньше половины опрошенных курсантов имеет низкий показатель по рационализации, то есть уровень конструктивного поведения при конфликтных ситуациях менее выражена. Несформированность навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций становится причиной эмоционально неустойчивости, нервно-психического напряжения, стрессов у курсантов. Примером тому выступают формы их эмоционального реагирования в критических и конфликтных ситуациях. Осознанное управление эмоциями становится важным показателем конструктивного подхода и решения конфликтных ситуаций.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных курсантов испытывают отрицательные психические состояния, как усталость и растерянность. Некоторые из опрошенных курсантов переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность. Жалуются на раздражительность, головную боль, нарушение сна.
Среди причин, вызывающих состояния тревоги и беспокойства у курсантов могут быть: интеллектуальное и физическое напряжение, наличие в деятельности ситуаций, вызывающих у них большую психическую напряженность (несение службы в нарядах, сдача зачетов, экзаменов), деятельность в условиях уставного порядка, высокая интенсивность служебной деятельности и т.п.
Коппинг-стратегии Лазаруса предназначен для выявления способов преодоления трудностей в различных сферах психологической деятельности.
Ранжирование способов преодоления трудностей у курсантов показало, что более высокие ранги получили следующие способы: конфронтация, самоконтроль и дистанцирование. А низкий ранг способов преодоления трудностей следующее: принятие ответственности и положительная переоценка. Рассмотрим каждый из способов более подробно:
Доминирующим способом преодоления трудных переживаний является конфронтация, что свидетельствует у курсантов разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий.
В ранжировании вторым выраженным способом преодоления у курсантов по таблице 2 является дистанцирование и самоконтроль. Преодоление негативных переживаний у курсантов в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.
Не выраженными способами преодоления трудностей является принятие ответственности и положительная переоценка. При принятии ответственности, признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. На таком же уровне как и принятие ответственности выражена положительная переоценка, то есть преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.
Бегство-избегание и планирование решения проблем выражена ниже среднего. И при таких способах курсант преодолевает негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения.
В целом развитие способностей преодоления трудностей достаточно высоко, однако отдельные коммуникативные умения, как поведение в конфликтных ситуациях, установление контакта с незнакомыми людьми, быстрота реакции на просьбы других людей оказалось недостаточно сформированным.
Таким образом, конструктивное поведение курсантов в конфликтных ситуациях является одним из актуальных проблем в психологии. Как никак будущий офицер должен уметь выходить из конфликтных ситуаций конструктивным путем. Кроме этого существует нормативно-правовой документ «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы», который предъявляет ряд морально-нравственных требований, способствующих к выработке конструктивного поведения. Прежде всего, развитие конструктивного поведения курсанта это процесс духовного роста на основе высших гуманистических идеалов, ценностей способностей осознанного нравственного целеполагания.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Механизмы психологических защит курсантов имеют позитивную динамику общей напряженности защиты у курсантов, то есть преодоление ситуации без переживаний. Однако, при этом у меньше половины опрашиваемых были выделены следующие качества: злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, которые не соответствуют к конструктивному поведению при конфликтных ситуациях. Наиболее частными причинами неконструктивного подхода в конфликтных ситуациях у курсантов заключается: в выражении своих чувств, потребностей, представлений за счет других, игнорирование прав других людей. В результате возникает раздраженность, гнев, злость, что впоследствии отчуждение, чувство огорчения горечи, одиночества.
Только активная работа с особенностями конструктивного подхода при конфликтных ситуациях и работа курсантов над самим собой приведет к сокращению конфликтных ситуаций, что повысит уровень конструктивности в поведении.