Роль механизмов психологических защит в конструктивном поведении курсантов в процессе обучения в образовательном учреждении

№30-2,

психологические науки

В статье освещены вопросы совершенствования конструктивного поведения курсантов при конфликтных ситуациях. Показана роль психологической защиты.

Похожие материалы

В современное время остается актуальным проблема гуманизации, создания новых условий для самореализации и самообразования личности, и формирования конструктивного типа поведения, при которых ответственность, компромисс и сотрудничество являются одними из главных составляющих [1, 2, 3, 4, 5, 6, 15, 16, 17, 18].

Девиз конструктивного поведении в конфликтной ситуации звучит следующим образом: «Я выигрываю - Ты выигрываешь». Это выражается в своих чувствах, потребностях и представлениях. Конструктивным решение конфликтной ситуации — это умение постоять свои права так, чтобы не нарушало прав других [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].

Однако, сегодня для современной среды обучающихся образовательного учреждения характерны некоторые особенности, которые не всегда возможно оценить, как положительные: высокомерие, конкуренция в учебе, где каждый сам за себя, отсутствие поддержки сокурсников и общих интересов, интолерантность, что затрудняет конструктивность в поведении [19, 20, 21, 22, 23, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37].

И поэтому формирование конструктивного поведения у студенческой молодежи может быть предложено как решение проблемы враждебности и деструктивного отношения в молодежной среде [24, 25, 26, 27, 28, 29, 30].

В будущей профессиональной деятельности курсант уголовно-исполнительной системы может преодолеть негативные последствия, а также профессиональную деформацию с помощью непосредственного конструктивного общения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что способность курсантов к конструктивному влиянию в коммуникативной и в профессиональной деятельности в период социализации личности является одним из факторов становления будущего специалиста и в проявлении его

В рамках исследования изучались психологические особенности конструктивного поведения в конфликтных ситуациях возникающих в в процессе обучения. В рамках исследования приняли участие 75 курсантов: из них 32 девушки и 43 юношей, в возрасте от 18 до 21 года. Исследование проводилось с применением психологических методик: Плутчика Келлермана «Индекса жизненного стиля»; Ричарда Лозаруса «Коппинг стратегии».

Анализ результатов опросника Плутчика Келлермана показал, что ведущим механизмом психологических защит является рационализация, то есть преодоление конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний, иными словами личность пресекает переживания, вызванные неприятной ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Одним из выраженных механизмов психологических защит курсантов является регрессия, которая в представлена в использовании более простых привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

А остальные механизмы напряжения защиты, как вытеснение, замещение компенсация выражены в меньшей степени по сравнению с выше указанными механизмами.

Таким образом, такое свойство как рационализация у курсантов достаточно сформировано. Из всех механизмов психологических защит ядром конструктивного поведения является рационализация. В коммуникативной деятельности курсантов она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение курсанта социально обусловленным (дисциплинированным). Так как статус офицера предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту и эмоционально-волевым качествам человека. Каждый день офицер насыщен разнообразными проблемными ситуациями, конфликтами, требующими принятия решения, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Конструктивное поведение и решение в конфликтных ситуациях выступает неотъемлемым компонентом психологической особенности будущего офицера и важным показателем ее функционирования.

Однако, меньше половины опрошенных курсантов имеет низкий показатель по рационализации, то есть уровень конструктивного поведения при конфликтных ситуациях менее выражена. Несформированность навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций становится причиной эмоционально неустойчивости, нервно-психического напряжения, стрессов у курсантов. Примером тому выступают формы их эмоционального реагирования в критических и конфликтных ситуациях. Осознанное управление эмоциями становится важным показателем конструктивного подхода и решения конфликтных ситуаций.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных курсантов испытывают отрицательные психические состояния, как усталость и растерянность. Некоторые из опрошенных курсантов переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность. Жалуются на раздражительность, головную боль, нарушение сна.

Среди причин, вызывающих состояния тревоги и беспокойства у курсантов могут быть: интеллектуальное и физическое напряжение, наличие в деятельности ситуаций, вызывающих у них большую психическую напряженность (несение службы в нарядах, сдача зачетов, экзаменов), деятельность в условиях уставного порядка, высокая интенсивность служебной деятельности и т.п.

Коппинг-стратегии Лазаруса предназначен для выявления способов преодоления трудностей в различных сферах психологической деятельности.

Ранжирование способов преодоления трудностей у курсантов показало, что более высокие ранги получили следующие способы: конфронтация, самоконтроль и дистанцирование. А низкий ранг способов преодоления трудностей следующее: принятие ответственности и положительная переоценка. Рассмотрим каждый из способов более подробно:

Доминирующим способом преодоления трудных переживаний является конфронтация, что свидетельствует у курсантов разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий.

В ранжировании вторым выраженным способом преодоления у курсантов по таблице 2 является дистанцирование и самоконтроль. Преодоление негативных переживаний у курсантов в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.

Не выраженными способами преодоления трудностей является принятие ответственности и положительная переоценка. При принятии ответственности, признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. На таком же уровне как и принятие ответственности выражена положительная переоценка, то есть преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.

Бегство-избегание и планирование решения проблем выражена ниже среднего. И при таких способах курсант преодолевает негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения.

В целом развитие способностей преодоления трудностей достаточно высоко, однако отдельные коммуникативные умения, как поведение в конфликтных ситуациях, установление контакта с незнакомыми людьми, быстрота реакции на просьбы других людей оказалось недостаточно сформированным.

Таким образом, конструктивное поведение курсантов в конфликтных ситуациях является одним из актуальных проблем в психологии. Как никак будущий офицер должен уметь выходить из конфликтных ситуаций конструктивным путем. Кроме этого существует нормативно-правовой документ «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы», который предъявляет ряд морально-нравственных требований, способствующих к выработке конструктивного поведения. Прежде всего, развитие конструктивного поведения курсанта это процесс духовного роста на основе высших гуманистических идеалов, ценностей способностей осознанного нравственного целеполагания.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Механизмы психологических защит курсантов имеют позитивную динамику общей напряженности защиты у курсантов, то есть преодоление ситуации без переживаний. Однако, при этом у меньше половины опрашиваемых были выделены следующие качества: злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, которые не соответствуют к конструктивному поведению при конфликтных ситуациях. Наиболее частными причинами неконструктивного подхода в конфликтных ситуациях у курсантов заключается: в выражении своих чувств, потребностей, представлений за счет других, игнорирование прав других людей. В результате возникает раздраженность, гнев, злость, что впоследствии отчуждение, чувство огорчения горечи, одиночества.

Только активная работа с особенностями конструктивного подхода при конфликтных ситуациях и работа курсантов над самим собой приведет к сокращению конфликтных ситуаций, что повысит уровень конструктивности в поведении.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М., Датий А.В. Состояние здоровья сотрудников пенитенциарной системы // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  3. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 847-849.
  4. Гаврина Е.Е. Психологические особенности проявления деструктивных отклонений в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 87-95.
  5. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  6. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  7. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  8. Закопырин В.Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. Москва, 2006
  9. Калашникова М.М. Ответственность личности как объект исследований в отечественной психологии // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 19. С. 156-165.
  10. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Научно-педагогическая деятельность профессора-психологии В.Г.Деева // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 143-148.
  11. Ковачев О.В. Посттравматические стрессовые расстройства потерпевших от преступлений и других экстремальных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 24-37.
  12. Ковачев О.В. Психодинамический коллапс алекситимии // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 119-124.
  13. Кузнецова А.С., Шаталов Ю.Н. Выпуск научного журнала «Медицина» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 149-151.
  14. Купцов И.И. Роль психологии в духовно-нравственном и профессиональном становлении будущих сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 31-38.
  15. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
  16. Лафуткин А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2006
  17. Лафуткин А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2006
  18. Лафуткин А.М. Пути преодоления негативных явлений в среде курсантов (слушателей) высших образовательных учреждений ФСИН России как условия оптимизации их профессионально-личностного развития // Человек: преступление и наказание. 2006. № 2-3. С. 115-117.
  19. Литвишков В.М., Маланьин В.С. Профессиональная подготовка сотрудников в учебных центрах ФСИН России // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 5. С. 36-37.
  20. Маланьин В.С., Литвишков В.М. Основы процесса обучения в учебных центрах ФСИН России // Современное образование. 2014. № 3. С. 1-18.
  21. Мачкасов А.И. Во главе большого коллектива (о руководителях вуза с 1971-2014 гг.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 11. С. 8-13.
  22. Мачкасов А.И. Договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 6. С. 15-18.
  23. Мачкасов А.И. Объекты обязательного государственного страхования // Социальное и пенсионное право. 2009. № 4. С. 2-4.
  24. Москвитина М.М., Дикопольцев Д.Е. О тех, кто стоял у истоков психологической службы ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 3. С. 7-9.
  25. Наприс А.В., Калашникова М.М. Профессору психологии В.Г.Дееву посвящается // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 214-216.
  26. Панарин Д.А., Рахмаев Э.С. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала (научно-практический комментарий) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11 (114). С. 11-20.
  27. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 86-96.
  28. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2007
  29. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение у курсантов и слушателей вузов ФСИН России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2007
  30. Рахмаев Э.С. Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - 15 лет // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 15-17.
  31. Рыжов Р.С. Роль Академии ФСИН России в научном обеспечении деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 11. С. 14-17.
  32. Смирнов Д.А., Селиванов Б.С., Датий А.В. Некоторые аспекты медико-санитарного обеспечения осужденных в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 20-21.
  33. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
  34. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
  35. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
  36. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  37. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.