К вопросу об обучении английскому языку младших школьников (на материале глаголов, описывающих звуки и движения животных)

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья является попыткой передать собственный опыт автора в преподавании английского языка, а именно введения и отработки лексики по теме «Животные, насекомые, птицы». Автор выбирает языковые пары «существительное-глагол» для иллюстрации и описания звуков, издаваемых животными, и способов перемещения животных. Главную ценность данного материала автор видит в возможности использования его другими преподавателями на занятиях по английскому языку, поскольку статья содержит значительное количество лексического материала по теме и готовых упражнений по отработке.

Ключевые слова

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Текст научной работы

Современное общество динамически развивается, накладывая тем самым отпечаток и на систему школьного образования. Сегодня раннее обучение иностранным языкам рассматривается как норма. Оно постепенно становится составным компонентом процесса обучения дошкольников и младших школьников; обучение иностранному языку вводится в общеобразовательных школах, а также школах с углубленным изучением языка начиная уже с первого класса. Кроме того увеличивается и число родителей, готовых самостоятельно оплачивать обучение их детей иностранному языку, поскольку они осознают необходимость владения иностранным языком в современном обществе. Сегодня изучение иностранного языка становится повсеместной практикой, которая основывается на современных и эффективных технологиях обучения с учетом личностно-ориентированного подхода и возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вопрос о целесообразности раннего изучения английского языка детьми не рассматривается в данной статье. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приучает его к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Более того раннее иноязычное обучение оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей в целом, что проявляется в достижении ими успехов в обучении, включая овладение родным языком. Это помогает активизировать основные познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам, и подготовить их к дальнейшему серьезному изучению иностранного языка [1].

Современность, расширение культурных границ, стремление к познанию мира у школьников начальных классов обусловливает им практическую значимость изучения иностранного языка. Многие дети на вопрос, зачем они изучают иностранный язык, отвечают, что хотят стать переводчиками или гидами, чтобы путешествовать, заводить друзей по всему миру и много зарабатывать. Вполне вероятно, что к моменту окончания школы эти дети, когда перед ними встанет проблема выбора учреждения высшего образования, уже осознанно захотят стать филологами или лингвистами, чтобы глубже понимать язык [2].

Приступая к обучению иностранному языку младших школьников, с самого начала необходимо выработать определенный стиль преподавания. Это включает в себя особые традиции общения с детьми на иностранном языке, введение и соблюдение определенных «ритуалов», которые могут включать в себя, например, приветствие, прощание, зарядку, исполнение песни, использование принятых фраз, загадки и т.д. Это позволяет настроить детей на иноязычное общение, облегчает им переход на иностранные реплики. Это также дисциплинирует детей, сообщая им, что занятие началось и надо быть внимательным.

Один из способов удержать детское внимание состоит в том, чтобы использовать на своих уроках как можно больше яркого цветного наглядного материала, игрушек, кукол или предметов, который соответствуют тем историям, что вы рассказываете или песням, что поете. Использование дополнительного материала так же может быть полезным при перессказывании историй или игр. Сделать красочные картинки и куклы или собрать игрушки и предметы стоит много усилий и времени, однако в последующем вы сможете использовать эти материалы постоянно с разными детьми на протяжении длительного времени. Более того на сегодняшний день в магазинах представлен широкий выбор продукции подобного рода для работы с детьми. Очень важно правильно направить детскую энергию. Вместе с визуальным материалом будет полезно использовать жесты, которые помогают детям понимать то, о чем вы говорите. Полезным для детей младшего школьного возраста будет проводить на уроках активные игры.

Игровая форма обучения является неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку маленьких детей по нескольким причинам. Во-первых, играя, ребенок хоть и не осознанно, но запоминает иноязычную лексику, различные фразы и конструкции. Такое неосознанное заучивание облегчает переход к сознательному заучиванию. Во-вторых, если обучать ребенка по обычной программе даже начального этапа его это скоро утомит и ребенок потеряет интерес к изучаемому языку. Это может на долгое время лишить желания изучать язык, поэтому очень важно грамотно спланировать учебный процесс, опираясь на психологические и физические особенности данного возраста. В-третьих, так как дети не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше, чем в течение 3-5 минут, игровая форма обучения – это хороший способ удержать внимание ребенка, так как непроизвольное внимание гораздо менее ограничено, то есть дети часами могут заниматься тем, что вызывает у них интерес, тем, что имеет для них смысл [2].

Данная статья является попыткой передать собственный опыт автора в преподавании английского языка, а именно введения и отработки лексики по теме «Животные, насекомые, птицы». Автор выбирает языковые пары «существительное-глагол» для иллюстрации и описания звуков, издаваемых животными, и способов перемещения животных. По мнению автора, данные языковые пары значительно обогащают словарный запас обучаемых, знакомят их с окружающим миром; более того выбранные категории помогают легко закрепить и отработать простейшие грамматические навыки, изучаемые младшими школьниками (настоящее время, третье лицо, единственное число, множественное число существительных и т.д.). Главную ценность данного материала автор видит в возможности использования его другими преподавателями на занятиях по английскому языку, поскольку статья содержит значительное количество лексического материала по теме и готовых упражнений по отработке.

Новые лексические единицы тематического поля «Животные, насекомые, птицы» вводятся при помощи сравнительных конструкций варианта to (verb) like a(n) (animal), сопровождаемыми визуальным представлением животного. Для этих целей могут быть использованы игрушки, фигурки, картинки, рисунки, но, по мнению автора, целесообразным является использование карточек, с нанесенными на них изображениями животных, с которыми производятся сравнения, и написанными конструкциями. Карточки должны быть выдержаны в одном стиле и иметь круглую форму. В последующем карточки вывешиваются на доску и не убираются до конца занятия, чтобы у обучаемых была возможность по ходу занятия проверять самих себя.

Примеры сравнительных конструкций:

To crawl like an alligator; to lumber like an elephant; to run like a rhino; to stretch like a giraffe; to wallow like a hippopotamus; to walk like a gorilla; to waddle like a duck; to thump like a rabbit; to swim like a dolphin; to wriggle like a worm; to stalk like a cat; to soar like an eagle; to slither like a snake; to scamper like a puppy; to prance like a deer, to peck like a chicken; to leap like a lizard; to jump like a kangaroo; to bask like a crocodile; to hover like a hummingbird; to hop like a bunny; to gnaw like a hamster; to gallop like a horse; to strut like a peacock.

Если обучение проводится в условиях двуязычной среды (к примеру, языковых пар русский – английский), то целесообразным является давать перевод изучаемых конструкций, с целью сравнения их в двух языках.

Автором был разработан комплекс упражнений, направленный на отработку и усвоение нового лексического материала, полученного обучаемыми во время занятий по английскому языку.

В качестве нового лексического материала выступают существительные-названия животных и глаголы, описывающие звуки, издаваемые животными, и способы перемещения животных в пространстве. Для лучшего ориентирования в материале лексические единицы стоит объединить в глоссарную таблицу, приведенную ниже. В таблицу не включаются существительные и глаголы из стандартного набора для изучения школьниками по заявленной теме.

Animal

Movement

Sound

Bee

flits

buzzes

Beetle

crawls

drones

Cat

runs

mews

Cow

wanders

moos

Dog

runs

barks

Duck

waddles

quacks

Eagle

swoops

screams

Elephant

ambles

trumpets

Frog

hops

croaks

Lion

prowls

roars

Monkey

climbs

chatters

Parrot

flits

squawks

Pig

trots

grunts

Sheep

frisks

bleats

Swallow

dive

twitters

Toad

leaps

croaks

Turkey

struts

gobbles

Wolf

lopes

howls

Wren

hopes

warbles

Таблица 1. Существительные и глаголы.

Источник: собственная разработка.

Примеры упражнений по изучаемому лексическому материалу:

  1. Соотнести названия животных со способами их перемещения:

To fly

To swim

To crawl

To run or to walk

To hop or to leap

Duck; penguin; whale; dolphin; frog; snail; pelican; bird; bat; beetle; dog; wren; toad; cat; bull; pigeon.

  1. Указать кто из животных:

Twitters

 

Trumpets

 

Squawks

 

Screams

 

Roars

 

Quacks

 

Moos

 

Mews

 

Howls

 

Grunts

 

Gobbles

 

Chatters

 

Buzzes

 

Bleats

 

Barks

 

Pig; swallow; cat; wolf; bee; elephant; turkey; parrot; monkey; eagle; lion; dog; duck; sheep; cow

  1. Заполнить таблицу на соответствия звуков, издаваемых животными, и способов их перемещения:

Sound

Animal

Movement

 

Bee

Flits

 

Beetle

 

Mews

 

Runs

Moos

 

Wanders

 

Duck

Waddles

 

Frog

 
 

Lion

Prowls

Warbles

Wren

 
 

Eagle

Swoops

Trumpets

 

Ambles

 

Monkey

Climbs

Twitters

 

 

Buzzes; crawls; cat; cow; quacks; hops; roars; leaps; screams; elephant; chatters; swallow.

  1. Выбрать верный вариант из предложенных:
    • Penguins can ______ (fly, swim, climb, leap).
    • Frogs can _______ (hop, fly, walk, run).
    • Beetles can ______ (drone, moo, bark, roar).
    • Monkey can _______ (climb, swoop, crawl).
    • Duck can _______ (mew, chatter, quack, scream).
    • Elephants can ______ (climb, amble, wander, crawl).
    • Pig can _______ (grunt, buzz, twitter, howl).
    • Swallow can ______ (bleat, warble, twitter, scream).
    • Lion can _______ (prowl, amble, dive, hop).
    • Eagle can _______ (bark, scream, drone, moo).
  2. Вставить пропущенные слова в предложения:
    1. Movement:
      • Snails … and whales … .
      • Ducks … and bats … .
      • Beetles … and bees … .
      • Cows … and elephants … .
      • Dogs … and lions … .
    2. Sounds:
      • Parrots … and pigs … .
      • Elephants … and monkeys … .
      • Wrens … and swallows … .
      • Sheep … and cows … .
      • Ducks … and dogs … .
  3. Ответить на вопросы:
    • Who can sing?
    • Who can swim?
    • Who can run?
    • Who can crawl?
    • Who can scream?
    • Who can croak?
    • Who can warble?
  4. Составить предложения с изученными конструкциями.
  5. Составить текст, в котором будет встречаться наибольшее число изученных конструкций.
  6. Отработка новых лексических единиц в игровой форме. Примеры игр:

Игра “Letters mixture”

Во время этой игры происходит тренировка написания букв и повторение изученной лексики. Для игры понадобятся бумага и карандаш для каждого ученика, а также доска и мел. Во время игры учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова. Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.

Игра “Next”

Во время этой игры происходит отработка названий животных. В ходе игры ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и произносит название животного. Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя другое животное. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся знакомые иностранные слова-названия животных.

Упражнения такого рода будут также полезны при изучении обучающимися новых названий животных. Это способствует обогащению и расширению их лексического запаса по темам «Животные, насекомые, птицы», «Зоопарк», «Ферма» и т. д. Выполнение приведенных выше вариантов упражнений помогает обучаемым создать представление о месте животных в английской языковой картине мира.

Занятия на заданную тематику могут также сопровождаться видео- и звукорядами, дающими представление о звуках, издаваемых животными, либо о способах их передвижения. Для дошкольников автор видит целесообразным в качестве такого наглядного материала предложить серию обучающих мультфильмов, созданную компанией «Дисней», Baby Einstein. Это серия развивающих мультфильмов для детей, которые знакомят ребёнка с миром форм и цифр, домашних и диких животных, миром классической музыки и живописи. Мультфильмы доступны для свободного скачивания в сети Интернет.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что младший школьный возраст есть наиболее благоприятный период для усвоения иностранного языка. Большую роль в процессе приобщения младших школьников к иноязычной культуре играет и личность преподавателя, и знание им психологических особенностей детей младшего школьного возраста, и методически грамотно организованный учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения. Автор выражает надежду, что представленный лексический материал будет полезен преподавателям при изучении темы «Животные, насекомые, птицы».

Читайте также

Список литературы

  1. Чесновицкая, Г.А. Французский язык в детском саду / Г.А. Чесновицкая // Иностранный язык в школе. – 1993. – №1 – С. 47 – 49
  2. Непочатых, М.Н. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Н. Непочатых // Управление в социальных и экономических системах: м-лы ХXI междунардной научно-практической конференции, г. Минск, 15 мая 2012 г. / Минский ин-т управления ; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. – Минск, 2012. – С. 215–216

Цитировать

Брагарник-Станкевич, О.С. К вопросу об обучении английскому языку младших школьников (на материале глаголов, описывающих звуки и движения животных) / О.С. Брагарник-Станкевич. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3033 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться