Оценка бизнеса в целях антикризисного управления предприятием

NovaInfo 30
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 241
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются методы оценки бизнеса в процессе антикризисного управления с целью получения информации о его стоимости.

Ключевые слова

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении рынка российских предприятий, оценка стоимости предприятия приобретает особо важное значение.

Эффективность управления несостоятельным предприятием должна основываться на верных решениях, в основе которых лежит получение информации о стоимости предприятия. В этом случае именно оценка стоимости предприятия может выступать и выступает и качестве одного из действенных инструментов системы антикризисного управления и внесения необходимых корректировок в разрабатываемую стратегию вывода предприятия из кризиса.

Антикризисное управление — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям предприятия и соответствующий объективным тенденциям его развития.

В таком управлении сочетаются предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий и использование методов для последующего развития.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, отодвигать;
  • к кризисам можно и нужно готовиться;
  • кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми.

Одной из основных целей в процессе антикризисного управления является оценка предприятия и получение информации о его стоимости. Увеличение рыночной стоимости предприятия говорит о том, что предприятие находится на стадии роста, а ее снижение является следствием кризисной ситуации.

Основными целями методов оценки стоимости бизнеса являются:

  • принятие обоснованного инвестиционного решения при планировании продажи или покупки инвестором акций или долей участия в предприятиях;
  • определение эффективности деятельности предприятия рыночная стоимость бизнеса, определенная оценщиком, может служить показателем эффективности управления предприятием;
  • реструктуризация предприятия;
  • требование законодательства – в ряде случаев необходимость оценки стоимости бизнеса вытекает из требования законодательства. Например, законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрена необходимость обязательной независимой оценки акций (долей участия) предприятия при дополнительной эмиссии акций, при выходе участника из общества и др.

Задачи:

  • рассмотреть подходы к проведению оценки бизнеса;
  • оценить стоимость исследуемого предприятия;
  • сделать выводы и разработать предложения.

Теоретической базой проведения исследования послужили труды таких российских и зарубежных авторов как: Бланк И.А., Бобылева А.З., Быкадыров В.Л., Гаврилова А.Н., Ронова Г.Н., Шеремет А.Д. и другие.

По мере развития рыночных отношений в России важнейшим фактором конкурентоспособности отечественных предприятий в долгосрочной перспективе является наличие фундаментальной цели развития бизнеса – прирост его стоимости за счет производства продукции (работ, услуг), способствующей инновационному развитию экономики, востребованной конечными потребителями и обществом, ориентированному на достижение этих целей. Опыт развитых стран показывает, что положительная динамика стоимости предприятия (бизнеса) предопределяет долгосрочное и устойчивое его функционирование, способствует росту благосостояния общества и социально-экономического развития страны.

Оценка стоимости компании отражает реальное положение компании и способствует принятию решений в области инвестиционной деятельности, планированию их в долгосрочном и краткосрочном периоде для повышения конкурентоспособности на рынке.

Удовлетворение потребностей клиентов, следование определенной «миссии», построение корпоративной культуры служат лишь необходимыми средствами достижения указанной цели. При переходе России к рыночной экономике возникла проблема эффективного распределения благ между субъектами рынка. Одним из решений этой проблемы является адекватная оценка стоимости имущества предприятий и выявления факторов, воздействующих на их стоимость с тем, чтобы принятие новых управленческих решений вело к достижению поставленной цели – сбалансированному функционированию хозяйствующих субъектов, максимизации их стоимости и, через это, повышению благосостояния всего общества.

В России по мере становления рыночных отношений все чаще стали возникать ситуации, в которых становится необходимым использовать технологии оценки бизнеса. В первую очередь бурные изменения, происходящие на фондовом рынке и рынке недвижимости вызвали спрос на оценку стоимости обращающихся на них активов. Кроме того, развитие кредитных, страховых и арендных отношений, купля-продажа недвижимости, а также машин и оборудования, разработка бизнес-планов инвестиционных проектов, присоединения и разделения предприятий, аукционы и конкурсы по продаже пакетов акций предприятий, процедуры банкротства, отчуждение имущества для нужд государства и масса других ситуаций, возникающих в хозяйственной практике, сформировали потребность в достоверной оценке тех или иных объектов собственности в каждом конкретном случае.

Таким образом, возникает задача разработки методологии современных оценочных подходов и определения стоимости современного предприятия (бизнеса). Данный методический аппарат должен базироваться на экзогенных и эндогенных параметрах финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, наиболее значимо влияющих на его деятельность.

Наиболее успешные российские предприятия за последние годы продемонстрировали позитивную динамику внедрения передовых систем анализа производственной, инвестиционной, финансовой и маркетинговой деятельности, и в настоящее время их эффективность подтверждена практическим опытом их использования.

К сожалению, приходится констатировать, что накопленный за рубежом опыт не всегда может быть применен в современных российских условиях. Так, например, применяемая за рубежом для определения значения ставки дисконтирования денежных потоков акционеров модель оценки капитальных вложений (CAPMcapital assets pricing model) не часто применяется в России ввиду отсутствия достаточной статистики по среднерыночной доходности акций, а также особенностей российской системы учета и налогообложения. В связи с этим необходимо найти способы разрешения специфических проблем российского рынка.

Достоверная оценка требует правильного применения существующих подходов с целью определения стоимости, которая представляет собой ясное понимание инвестиций в продаваемый или приобретаемый бизнес.

Для того чтобы добиться наибольшей точности при оценке стоимости компании используют два, реже три подхода, которые изначально основываются на разных предположениях. Компании также различаются по характеру своих операций, обслуживаемым рынкам, финансовым положениям и стратегическим возможностям. Выбор и согласование методов и полученных результатов является важнейшими факторами в формировании итогового значения стоимости компании.

Суть доходного подхода к оценке стоимости состоит в определении времени и размеров доходов, которые будет получать собственник, и с каким риском это сопряжено. Концепция предполагает составление прогноза доходов и расходов и их приведение к текущей стоимости.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход обычно используется с затратным либо доходным подходами.

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа. Исследование бизнеса с применением методов затратного подхода осуществляется исходя из величины тех активов и обязательств, которые приобрела компания за период своего функционирования на основе принципа замещения.

Каждый из подходов имеет преимущества и недостатки в применении к оценке стоимости предприятия.

Затратный подход к оценке бизнеса применяется в условиях отсутствия или неразвитости рынка, а также определения ликвидационной стоимости. Этот метод не подходит для оценки рентабельных компаний, так как методология подхода не отражает денежные потоки, генерируемые компанией. Положительные стороны подхода в том, что он точно определяет стоимость объекта, без применения допущений и прогнозирования, как это происходит в доходном подходе. Отрицательная сторона затратного подхода состоит в его узкой направленности. Любая рентабельная компания, оцененная этим подходом, будет существенно занижена в стоимости.

Проведем оценку рыночной стоимости компании ПОБ «Табыш», которая по объему производимой продукции относится к средним предприятиям.

Приоритетные направления деятельности предприятия: розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями .

Доходный подход к оценке бизнеса реализуется двумя методами - метод дисконтирования денежных потоков и метод прямой капитализации. В данной работе при оценке стоимости компании будет использоваться метод дисконтированных денежных потоков. В работе будет использоваться денежный поток для собственного капитала.

Прогноз можно сделать с помощью метода экстраполяции. В качестве трендовой кривой можно взять линейную функции. Построение уравнения регрессии дает возможность спрогнозировать выручку для последующих лет (с помощью EXEL).

Прогноз валовых доходов и расходов необходим для расчета соответствующих показателей в формуле денежного потока. Прогноз валовых доходов и валовых расходов будет произведен на основании результатов деятельности компании за 2009-2011 года. В качестве метода прогнозирования будет применен метод линейной зависимости выручки от времени.

На основании динамики выручки предприятия в 2011-2012 гг. Выручку предприятия в 2013 - 2016 годах можно будет определить исходя из среднего темпа роста (142,30%).

Таблица 1 Прогнозирование выручки

год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

выручка

29340

31584

31993

36290

37271

38450

Расчет денежного потока для собственного капитала осуществляется по следующей формуле:

ДП = ЧП + Амортизация ± ∆ВнА ± ∆СОК ± ∆ДЗК (1)

Далее для определения расходов будут спрогнозированы следующие статьи: себестоимость, управленческие и коммерческие расходы. Для их определения можно использовать метод постоянного отношения. Суть метода – процентное соотношение каждой статьи затрат к выручке сохраняется из года в год, то есть все статьи будут расти с той же скоростью, что и продажи. Для определения процентного соотношения будет использовано среднее арифметическое из отношений соответствующей статьи за 2011-2012 года к соответствующему значению выручки.

Расчет показателей валовой прибыли, прибыли от продаж и прибыли до налогообложения был произведен по следующим формулам:

Прибыль до налогообложения = прибыль от продаж - прочие расходы + прочие доходы.

Прибыль от продаж = валовая прибыль - коммерческие и управленческие расходы.

Валовая прибыль = выручка – себестоимость.

Таблица 2 Расчет финансовых показателей, характеризующих деятельность предприятия, тыс.руб.

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

выручка

29340

31584

31993

36290

37271

38450

себестоимость

18994

22275

28518

29867

31063

31830

валовая прибыль

10346

9309

3475

6423

6208

6620

Прибыль от продаж

4455

3845

1554

1894

1942

1843

ЧП

753

514

257

311

345

321

Далее производится прогноз СОКа т.к. за 2011,2012 год доля СОКа к выручке сильно разниться из-за сказавшегося на предприятие кризиса, следовательно, ЧОК будет спрогнозирован методом экспертной оценки.

Таблица 3 Прогноз СОКа

год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Выручка

29340

31584

31993

36290

37271

38450

∆Выручка

-

2244

409

4297

981

1179

∆СОК

21744

21092

24118

29735

24388

25970

Далее производится расчет амортизационных отчислений: можно найти среднее значение отношения амортизационных отчислений к стоимости внеоборотных активов (таблица 4 и 5).

Таблица 4 - Соотношение внеоборотных активов и амортизационных отчислений компании за 2011-2012 гг.

 

2011

2012

Стоимость ВнА, тыс.руб.

41646

41464

Начисленная амортизация, тыс.руб.

15860

21694

Отношение амортизации к стоимости ВнА

0,38

0,52

Среднее значение отношения амортизации к стоимости ВнА

0,57

Таблица 5 - Прогнозное значение амортизационных отчислений

Показатели

2013

2014

2015

2016

Среднегодовая стоимость ВнА, тыс.руб.

29486

27095

24897

22878

Доля амортизации во ВнА

0,57

0,57

0,57

0,57

Амортизация, тыс.руб.

16807

15444

14191

13040

После проведенных расчетов можно спрогнозировать денежные потоки предприятия в 2013-2016гг.(тыс.руб.)

Таблица 6 - Расчет денежного потока

Денежный поток

2011

2012

2013

2014

2015

2016

ЧП

753

514

257

311

345

321

Амортизация

28421

18290

16807

15444

14191

13040

Инвестиции во ВнА

34920

32088

29486

27095

24897

22878

Изменение СОК

21744

21092

24118

29735

24388

25970

Изменение ДЗК

39

0

0

0

0

0

Денежный поток

 

71984

70668

72585

63821

61888

Ставка дискон-я R=11,5%

           

К дискон-я 1/(1+R)^t

 

0,9

0,8

0,72

0,65

0,58

ДДП

 

64785,6

56534,4

52261,2

41483,65

35895,04

Расчет ставки дисконтирования зависит от того, какой тип денежного потока используется в качестве базы для оценки. В нашем случае используется денежный поток для собственного капитала. Для денежного потока для собственного капитала применяется ставка дисконтирования, равная требуемой собственником ставке отдачи на вложенный капитал.

Ставка дисконтирования (ставка доходности) собственного капитала (Re) рассчитывается по формуле:

Re = Rf + β(Rm - Rf),

где Rf — безрисковая ставка дохода;

β — коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка (β=1);

(Rm - Rf) — премия за рыночный риск;

Rm — среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке.

Рассмотрим подробно каждый из элементов модели оценки долгосрочных активов.

R = 6,5+ 1*5 = 11,5%

Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.

Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона производится по формуле:

где V(term) — стоимость в постпрогнозный период;

CF(t+1) — денежный поток доходов за первый год постпрогнозного (остаточного) периода;

Rd — ставка дисконтирования;

g — долгосрочные темпы роста денежного потока.

Конечная стоимость V(term) по формуле Гордона определяется на момент окончания прогнозного периода. Например, известно, что прогнозный период составляет 5 лет, денежный поток 6-го г. равен 21025830,54 тыс. руб., ставка дисконтирования — 11,5%, долгосрочные темпы роста — 1% в год. Подставляя эти данные в формулу, получаем величину стоимости в постпрогнозный период — округленно 10933432 млн. руб.

Полученную таким образом стоимость бизнеса в постпрогнозный период приводят к текущим стоимостным показателям по той же ставке дисконта, что применяется для дисконтирования денежных потоков прогнозного периода.

При применении в оценке метода дисконтирования денежных потоков (ДДП) необходимо суммировать текущие стоимости периодических денежных потоков, которые приносит объект оценки в прогнозный период, и текущую стоимость в постпрогнозный период, которая ожидается в будущем.

Предварительная величина стоимости бизнеса включает две составляющие:

  • текущую стоимость денежных потоков в течение прогнозного периода;
  • текущее значение стоимости в постпрогнозный период.

Расчет итоговой стоимости предприятия доходным методом проведем в Таблице 7.

Таблица 7 Расчет стоимости предприятия

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г. (первый год постпрогнозного периода

Сальдо денежных потоков по основной деятельности, тыс. руб.

70668

72585

63821

61888

61245

Ставка дисконта, %

11,5

Коэффициент дисконтирования (коэффициент капитализации)

0,8

0,72

0,65

0,58

0,52

Текущая стоимость денежных потоков, тыс. руб.

56534,4

52261,2

41483,65

35895,04

31847,4

Текущая стоимость денежных потоков нарастающим итогом, тыс. руб.

56534,4

108795,6

150279,25

186174,29

218021,69

В итоге определена рыночная стоимость компании. Расчеты показывают, что рыночная стоимость капитала ПОБ «Табыш», определенная исходя из весьма умеренных соображений, составляет 218021,69 тыс. руб. Данная оценка основывается на условии 100 %-ного владения капиталом компании.

Таким образом , преимущества доходного подхода оценки бизнеса, представленного в статье:

  • учитывает будущие изменения доходов, расходов;
  • учитывает уровень риска (через ставку дисконта);
  • учитывает интересы инвестора.

Недостатки доходного подхода оценки бизнеса

  • сложность прогнозирования будущих результатов и затрат;
  • возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения;
  • не учитывает конъюнктуру рынка.

Оценив предприятие в целях антикризисного управления, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, оценка стоимости предприятия очень важна для антикризисного управляющего в качестве исходной информации для принятия решений по восстановлению предприятия, выработки плана действий. Также может служить не только исходной информацией для принятия определенных, единственно правильных решении, но и использоваться в ходе антикризисного управления.

Во-вторых, оценка стоимости является важным фактом эффективности применяемых антикризисным управляющим мер.

В-третьих, оценка стоимости играет немаловажную роль в арбитражном управлении на различных стадиях процедуры банкротства. Так, на стадии внешнего управления внешний управляющий для определения дальнейшего хода процесса банкротства с помощью метода дисконтированных денежных потоков может просчитать различные варианты развития предприятия в зависимости от сумм и условий инвестирования. Принимать решения относительно дальнейшего использования активов (их сдаче в аренду, продаже и др.) помогут результаты затратного подхода к оценке бизнеса. На стадии конкурсного производства конкурсный управляющий с помощью метода ликвидационной стоимости составляет календарный график реализации активов предприятия и оперирует с величиной ликвидационной стоимости бизнеса .

Читайте также

Список литературы

  1. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2010. – 256 с.
  2. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2011. – 240с.
  3. Быкадаров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово- экономическое состояние предприятия. - М.: ПРИОР, 2010.- 158 с.
  4. Вальтер О.Э. Финансовый менеджмент. – М.: Колос, 2009. – 545 с.
  5. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 800 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
  6. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – М.: КНОРУС, 2012. – 544 с.
  7. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. – 320 с.
  8. Вечеровская А. Оперативное управление денежными потоками // Финансовый директор, № 6, 2011. – с. 32-42.
  9. Вишневская О.В. Контроль финансовой устойчивости и текущей ликвидности предприятия по унифицированному графику // Финансовый менеджмент, № 3, 2014. – с. 4-11.
  10. Волчков С.А. Оценка финансового состояния предприятия // Методы менеджмента качества. – 2012. - №3. – с.11 – 15
  11. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев. – М.: КНОРУС, 2012. – 336 с.
  12. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. – 324 с.
  13. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2010. – 336 с.
  14. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. — 5-е изд., перераб и доп. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2012. — С. 78—219.
  15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2011.- 768 с.
  16. Ронова Г.Н., Королев П.Ю., Осоргин А.Н., Хаджиев М.Р., Тишин Д.И. Оценка стоимости предприятий: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 157 с.
  17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 574с.
  18. . Баринов В. А. Антикризисное управление М., Наука, 2012.
  19. . Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Омега-Л, 2013. — 368 с. — (Серия «Высшая школа менеджмента»).

Цитировать

Ахмадиева, Э.Н. Оценка бизнеса в целях антикризисного управления предприятием / Э.Н. Ахмадиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3036 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться