Проблема выбора профессионального и жизненного пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений.
Выбор профессии - первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение юношам и девушкам приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а, скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить. Чем более ясным и продуманным будет образ будущего в сознании молодежи, тем определенней и ответственней она может принимать решения в настоящем. Предостерегая молодежь от ошибок в выборе жизненного пути, мыслители древности вместе с тем подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего: юность легковерна и чрезмерно оптимистична, но главное - она исполнена надежд и уверена в будущем, стремится к нему, не удовлетворяясь прошлым и настоящим. То, что было предметом размышления отдельных выдающихся мыслителей, теперь стало областью научного знания, в которой работают многие исследователи, вооруженные современными методами, позволяющими изучать проблему профессионального и жизненного самоопределения в рамках достаточно строгого научного анализа. Но и в свете научных знаний эта проблема не утрачивает своей остроты, в ней открываются новые грани, обнаруживаются новые факторы и тенденции, связанные с особенностями развития общества и личности в условиях современного научно-технического и социального прогресса. По тому, как человек относится к своему будущему в юности, когда он определяет основные ориентиры своего жизненного пути, можно во многом судить об уровне его социальной зрелости, проблемы формирования которой в настоящее время находятся в центре внимания социологов, разрабатывающих молодежную проблематику. Как подчеркивал И.В. Бесстужев-Лада, одной из причин инфантильности молодежи является отсутствие серьезного представления старшеклассников о дальнейшем жизненном пути. Нельзя не согласиться с тем, что без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Однако трудно судить о серьезности отношения к будущему юношей и девушек, пока нет достаточно четких критериев оценки жизненной перспективы с точки зрения ее соответствия требованиям общественного прогресса и развития личности. Вопрос этот сложен и вряд ли можно претендовать на "окончательное его решение, которое всегда будет зависеть от конкретных общественных условий, определяющих особенности жизненного самоопределения каждого нового поколения. Поэтому многие оценки и суждения о жизненной перспективе молодежи основываются на критериях, актуальных в современных условиях.
Все, чем человек живет в настоящем, все, что сделано им в прошлом, имеет истинную ценность, индивидуальное и общественное значение лишь в связи с будущим, с перспективой развития самого человека и его социального мира. Человек живет в настоящем, но это вовсе не значит, что он живет настоящим, то есть насущными, сиюминутными нуждами, делами, заботами. Достаточно сопоставить различные жизненные позиции - "жить прошлым", "жить настоящим", "жить будущим" - чтобы стало очевидно, что именно последняя имеет тот положительный социально-культурный смысл, который соответствует современной концепции развития личности и общества.
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий "подготовка", "воспитание" к понятиям "включение" и "самоопределение" существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия.
Проблема ценностных ориентаций молодежи остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности.
Исследование посвящено сравнительному анализу ценностных ориентаций молодежи. В марте – апреле 2011 года в городах Пекин (Китайская Народная Республика) и Якутск (Республика Саха (Якутия)) проведен анкетный социологический опрос, в котором приняли участие 127 человек. Участники опроса составляют молодежь от 17 до 30 лет, по этническому составу: китайцы, саха (якуты) и русские.
Получение образования становиться важнейшим параметром успешной социальной интеграции молодых людей. Особенно актуальной сегодня является проблема выбора будущей профессии. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза. В определенной степени изменилась иерархия мотивов получения высшего образования. Однозначно приоритетное место в совокупности мотивов занял мотив - "добиться успеха в жизни".
Таблица 1. Основные факторы, которыми руководствуются при выборе будущей профессии
№ |
Варианты ответов |
китайцы |
саха |
русские |
1 |
Уровнем заработной платы |
14,9 |
25,0 |
47,6 |
2 |
Престижностью данной профессии в глазах большинства людей |
10,6 |
18,2 |
19,0 |
3 |
Мнением своих родственников |
6,4 |
2,3 |
- |
4 |
Осознанием своего жизненного предназначения |
78,7 |
52,3 |
57,1 |
5 |
Выбор профессии большинства людей случаен |
6,4 |
11,4 |
9,5 |
Разброс ответов между предложенными вариантами ответов незначительный. Большинство опрошенных при выборе будущей профессии руководствуется, в первую очередь, осознанием своего жизненного предназначения. Таким образом, очевидна в самосознании студентов связь профессионального самоопределения с поисками смысла жизни, жизненным самоопределением, даже надеждами на счастье [2, 80-91].
Таким образом, действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.