О жизненных планах молодежи

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

В этом статье раскрываются о планах жизни в будущем, В статье обосновывается интерес современной социально-гуманитарной науки к таким понятиям как «жизненные стратегии», «жизненный план», «жизненные установки» и ряд других, а также значимость проблематики, связанной с изучением состояния и тенденций становления в молодежной среде долговременных ориентиров. На основе анализа разнообразных концепций, моделей и подходов к определению жизненных стратегий, сложившихся в отечественной социологии дается трактовка понятия «жизненные стратегии» и обозначаются ее ключевые аспекты.

Ключевые слова

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ, ЖИЗНЬ, НАДЕЖДА БУДУЩЕГО, ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ

Текст научной работы

Проблема выбора профессионального и жизненного пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений.

Выбор профессии - первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение юношам и девушкам приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а, скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить. Чем более ясным и продуманным будет образ будущего в сознании молодежи, тем определенней и ответственней она может принимать решения в настоящем. Предостерегая молодежь от ошибок в выборе жизненного пути, мыслители древности вместе с тем подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего: юность легковерна и чрезмерно оптимистична, но главное - она исполнена надежд и уверена в будущем, стремится к нему, не удовлетворяясь прошлым и настоящим. То, что было предметом размышления отдельных выдающихся мыслителей, теперь стало областью научного знания, в которой работают многие исследователи, вооруженные современными методами, позволяющими изучать проблему профессионального и жизненного самоопределения в рамках достаточно строгого научного анализа. Но и в свете научных знаний эта проблема не утрачивает своей остроты, в ней открываются новые грани, обнаруживаются новые факторы и тенденции, связанные с особенностями развития общества и личности в условиях современного научно-технического и социального прогресса. По тому, как человек относится к своему будущему в юности, когда он определяет основные ориентиры своего жизненного пути, можно во многом судить об уровне его социальной зрелости, проблемы формирования которой в настоящее время находятся в центре внимания социологов, разрабатывающих молодежную проблематику. Как подчеркивал И.В. Бесстужев-Лада, одной из причин инфантильности молодежи является отсутствие серьезного представления старшеклассников о дальнейшем жизненном пути. Нельзя не согласиться с тем, что без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Однако трудно судить о серьезности отношения к будущему юношей и девушек, пока нет достаточно четких критериев оценки жизненной перспективы с точки зрения ее соответствия требованиям общественного прогресса и развития личности. Вопрос этот сложен и вряд ли можно претендовать на "окончательное его решение, которое всегда будет зависеть от конкретных общественных условий, определяющих особенности жизненного самоопределения каждого нового поколения. Поэтому многие оценки и суждения о жизненной перспективе молодежи основываются на критериях, актуальных в современных условиях.

Все, чем человек живет в настоящем, все, что сделано им в прошлом, имеет истинную ценность, индивидуальное и общественное значение лишь в связи с будущим, с перспективой развития самого человека и его социального мира. Человек живет в настоящем, но это вовсе не значит, что он живет настоящим, то есть насущными, сиюминутными нуждами, делами, заботами. Достаточно сопоставить различные жизненные позиции - "жить прошлым", "жить настоящим", "жить будущим" - чтобы стало очевидно, что именно последняя имеет тот положительный социально-культурный смысл, который соответствует современной концепции развития личности и общества.

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий "подготовка", "воспитание" к понятиям "включение" и "самоопределение" существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия.

Проблема ценностных ориентаций молодежи остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности.

Исследование посвящено сравнительному анализу ценностных ориентаций молодежи. В марте – апреле 2011 года в городах Пекин (Китайская Народная Республика) и Якутск (Республика Саха (Якутия)) проведен анкетный социологический опрос, в котором приняли участие 127 человек. Участники опроса составляют молодежь от 17 до 30 лет, по этническому составу: китайцы, саха (якуты) и русские.

Получение образования становиться важнейшим параметром успешной социальной интеграции молодых людей. Особенно актуальной сегодня является проблема выбора будущей профессии. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также о возможностях трудоустройства после окончания вуза. В определенной степени изменилась иерархия мотивов получения высшего образования. Однозначно приоритетное место в совокупности мотивов занял мотив - "добиться успеха в жизни".

Таблица 1. Основные факторы, которыми руководствуются при выборе будущей профессии

Варианты ответов

китайцы

саха

русские

1

Уровнем заработной платы

14,9

25,0

47,6

2

Престижностью данной профессии в глазах большинства людей

10,6

18,2

19,0

3

Мнением своих родственников

6,4

2,3

-

4

Осознанием своего жизненного предназначения

78,7

52,3

57,1

5

Выбор профессии большинства людей случаен

6,4

11,4

9,5

Разброс ответов между предложенными вариантами ответов незначительный. Большинство опрошенных при выборе будущей профессии руководствуется, в первую очередь, осознанием своего жизненного предназначения. Таким образом, очевидна в самосознании студентов связь профессионального самоопределения с поисками смысла жизни, жизненным самоопределением, даже надеждами на счастье [2, 80-91].

Таким образом, действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.

Читайте также

Список литературы

  1. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) Культура. Политика. Молодежь: сб. науч. ст. – М., 2010. – Вып. 4, Ч. 1. – С. 147–165.
  2. Борисова У.С., Петров А.Н. Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций молодежи // Социология образования. - 2011. -№11. - С. 80-91.

Цитировать

Степанов, В.З. О жизненных планах молодежи / В.З. Степанов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3108 (дата обращения: 29.06.2022).

Поделиться