Особенности проектной деятельности учащихся по экологии

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются особенности, характерные для экологических проектов школьников разных классов и на разных этапах экологической олимпиады, а также виды проектов, их цели, практическая направленность, подходы к оценке проектов.

Ключевые слова

ОЦЕНКА ЭКОПРОЕКТОВ, ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ВСЕРОССИЙСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Одним из этапов проведения экологических олимпиад школьников является зашита экологических проектов- собственно это то, что отличает эту олимпиаду от всех других. Защита экологических проектов идет на всех уровнях –от школьного тура до Всероссийского и включает два основных этапа- тура: тестовый (теоретический) и проектный. Экологические проекты школьного уровня в отличие от Всероссийского отличаются более простой структурой и более частными проблемами, поднимаемыми в проектах. Это проблемы конкретного школьного участка, конфигурации кабинетов школы -их температурный и газовый режим, экологическое состояние ближайшей к школе территории, парка, водоема, экологической тропы и пр.. , в проектах районного и городского уровня увеличивается и масштаб проблем и попыток их решения, расширяется и диапазон проблем от местных к всемирным - обще биосферным. Но проекты в общем всегда- и на любом уровне- этапе делятся на чисто теоретические (анализ первоисточников) и практические, где участник своими руками делает макеты каких либо устройств – готовые войти в массовое производство или сугубо исследовательские – когда автор из года в год выезжает в экспедиции на изучение состояния того или иного участка леса, водоема, реки и тд, или следит за поведением и состоянием того или иного (особо охраняемого животного) или изучает взаимовлияние живых организмов друг на друга или на человека, проводит социологические опросы населения по тем или иным экологическим проблемам. Так например, имеют практические применение результаты проектов по снегозадержанию и противолавинным ловушкам для горных районов страны. Изучение состояние водоемов на предмет их чистоты, анализ качества водопроводной воды, пищевых консервов и пр. Участники самостоятельно проводят химический анализ, например, снега в городе, воды в родниках и тд. Результаты исследований показываются на стендах или компьютерных презентациях, сопровождающихся раздаточными материалами образцов изучаемых объектов, буклетами и рекламами изделий. На заключительном- 5 этапе ( Всероссийской олимпиады)- защита проектов происходит на втором туре- который так и называется- конкурс экологических проектов. Это и есть собственно главный этап всей экологической олимпиады. На этом этапе- участник олимпиады демонстрирует свой интерес к той или иной проблеме экологии, его готовность к исследовательской , преобразовательной деятельности. На этом

этапе участник может показать свою эрудицию-компетентность в решении тех или иных поставленных им задач; практическую и социальную значимость. При наличии большого разнообразия проектов- создаются секции по отдельным направлениям: биоэкология, гидроэкология, геоэкология, экология леса, медицинская экология и тд. Проектная деятельность учащихся- это подведение итогов практической деятельности участников в сфере экологии за определенный срок ( равный иногда нескольким годам). Это очень важно, поскольку наша школа нацелена в основном на подачу теоретического материала и нам недостает практики и связи с жизнью. Защита экопроектов хоть частично решает эту проблему. Это и эффективное организующее начало проектной деятельности учащихся в сфере экологии, которое в последующие годы может получить продолжение в дальнейшей исследовательской работе и приведет к защите институтского диплома – дальше порой и к защите кандидатской диссертации. Целями экопроектов можно считать: выявление и оценка уровня подготовленности участников к осуществлению разных форм и видов деятельности в сфере экологии, оценивание результатов практической деятельности в сфере экологии - умение публично обсуждать и аргументировано отстаивать свое мнение при устной защите проекта( а такая форма защиты проекта- сейчас является единственно правильной).

В международных олимпиадах защита проекта происходит только на английском языке- так что участник должен свободно разговаривать, разбираться в спец терминах и отвечать на вопросы) создание условий для новой экоинформации, полученной в ходе работы над проектом, в том числе о новых методах исследования состояния окружающей среды и живых систем, формирование у учащихся убеждения о социальной значимости деятельности, направленной на достижение как своей цели так и любой позитивной деятельности в сфере экологии.

Любая поисковая деятельность сопряжена с работой по поиску нужной для данного проекта информацией- что требует развития определенных навыков в работе с первоисточниками- а это требует терпения сосредоточенности, внимания. Все эти навыки помогут в будущем учащимся приспособиться к жизни и выбрать свой жизненный путь, а для некоторых это станет их профессией. Особенности проектной деятельности в сфере экологии - подходы к оценке проектов: правильная формулировка цели предстоящих действий, продуманность намечаемых этапов продвижения к цели и постановка задач каждого этапа установка сроков прохождения отдельных этапов проекта определены участники проекта и распределены их обязанности определены технические и финансовые средства для выполнения проекта определены формы отчетности по результатам. Ряд особенностей экопроектов: одной из особенностей проектной деятельности- приобретение учащимися опыта организации собственной деятельности обязательным участником проекта является преподаватель- его роль может варьировать от полноправного участника проекта на всех этапах до консультанта или наблюдателя. Выделяется индивидуальная проектная деятельность, групповая, работа всего класса или кружка и даже общественная деятельность в рамках экодвижения районного, городского или другого масштаба. Любая проектная деятельность по экологии носит социально значимый характер. В отличие от других предметных дисциплин проектная деятельность по экологии носит часто не только субъективное , но и объективное значение.(часто в прикладном исследовании). Кроме того любая деятельность в сфере экологии содействует формированию экомышления и экосознанию- что само по себе уже чрезвычайно важно для общества в целом- формирует бережное отношение к природе и ее элементам, а также к самому себе.

Новизна экопроектов может быть использована в ситуациях локального масштаба (двор, район, город) . Согласно А.Н.Леонтьеву (1975) « действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать отдельной деятельностью». То есть развернуться в настоящую исследовательскую деятельность. Выделяют четыре направления проектной деятельности: познавательный проект- направленный на изучение причинно- следственных связей в объекте. Например: « Фауна и экология чешуекрылых Митякинского заказника», или « Определение индекса сапробности Березовского района г.Воткинска» , или « Эпифитная лихенофлора того или иного города» практический проект направлен на достижение конкретного утилитарно значимого результата. Пример-«Экологический паспорт школы», « Учет и паспортизация родников с экологической оценкой состояния воды, используемой для питья местным населением». « Экологическая тропа какого либо участка». Проект коммуникативного характера. Нацеленный на общение между удаленными участниками экодвижения или сообщение сведений для населения определенной местности. Комплексный проект-большинство проектов по экологии как раз носит такой комплексный подход. Он охватывает несколько значимых целей.

Предметная направленность проектов по экологии: эколого - биологическая направленность нацелена на добычу, усвоение, использование и передачу добытых знаний о взаимосвязях в живых системах и среды их обитания. Эколого-прикладная направленность - (природопользование и охрана природы)- это в основном воздействие промышленного производства на состояние живых систем, среду обитания, здоровье людей. эколого-социальная направленность - связь с социальными аспектами природопользования и охраны природы. Проекты биоэкологи подразделяют (при большом наличии проектов) на ряд секций - направлений: экология животных, экология растений, экология природных территорий.

Проекты эколого-прикладного характера делят на : промышленно-транспортную экологию, урбоэкологию (экология города), агроэкологию (сельскохозяйственную экология). Промежуточные между ними проекты выделяют в гидроэкологию, почвенную экологию, химическую экологию, экологию человека и медицинскую экологию, космическую экологию.Проекты эколого - социальной направленности делят на экоправо и экономика природопользования, экологическая психология, экология и искусство, экологическая журналистика. Для полноценной- открытой оценки проекта разработаны и утверждены критерии и показатели оценки рукописей проектов.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии М. АО МДС 1996г. Всероссийская олимпиада школьников в 2007г. М.МИОО 2007г. С. 163
  2. Кузнецов В.Н.: Программно- методические материалы Экология 5-11 кл. М. Дрофа 2000г.
  3. Кузнецов В.Н. Экологические олимпиады школьников. Журнал «Экология и жизнь» 1996г №1 c.8-12
  4. Никитаева М.В. Организация проектной и учебно - исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. М.2015г.УЦ «Перспектива»
  5. Никитаева М.В. Влияние инновационных проектов на социализацию школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. №6 URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3066 (дата обращения: 24.12 2014).
  6. Никитаева М.В. Педагогическое проектирование в системе общего и дополнительного образования //Молодежь и общество №4 Москва 2012 с. 96-100//.
  7. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология М. Дрофа 2001г.
  8. Титов Е.В. Олимпиада школьников по экологии М. МНЭПУ 2002г.

Цитировать

Кузнецов, В.Н. Особенности проектной деятельности учащихся по экологии / В.Н. Кузнецов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3174 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться