Культура здоровья студентов в современных условиях информационного общества

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены теоретические аспекты и практические рекомендации составляющих культуры здоровья студентов в современных условиях информационного общества, с учетом влияния различных факторов среды обитания.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, СТУДЕНТЫ, КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ, КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Текст научной работы

Общество определяется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество находится в процессе закономерного изменения и развития. Общество имеет определенную прогрессивную направленность, основанную на постоянном притоке, генерации и перераспределении информации.

Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, трансформации среды, под влиянием которой меняется личность.

Информация (лат. informare – изображать, составлять понятие о чем-либо) – это любое сообщение, совокупность каких-либо данных, знаний, сведения о чем-либо, передаваемые с помощью специальных средств связи: знаков, кодов, символов, образов, несущих смысловую нагрузку, которая оказывает влияние на физическое м психическое здоровье. Информационная среда общества складывается из совокупности информационных ресурсов общества. Ни для кого не секрет, что в Интернете, да и не только, доступно огромное количество информации непристойного содержания.

Деструктивное влияние СМИ на психическое здоровье населения вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества. Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи.

Информационное здоровье – это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется в зависимости от информации [1,2].

Современный человек много времени проводит за различными мониторами: дисплеями компьютеров, разного рода теле- и видео камерами, киноаппаратами, осциллографами. Все эти устройства воспроизводят большой объем зрительной информации, которую должен воспринимать человек. Кровавые сюжеты из детективов, телерепортажей, кино помимо того, что зачастую рождены агрессией, сами порождают ее. Этот круговорот, по мнению социальных психологов, уже приводит к бедам. Чтобы мы могли выжить, наша информационная резистентность (устойчивость организма к информации) должна повышаться.

Мы, к сожалению, забыли, что такое здоровье. По определению, данным Всемирной организацией здравоохранения здоровье – это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Наше физическое здоровье напрямую связано с психическим и информационным здоровьем [3,4].

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т.е. оздоровлении [5,6,7].

Культура здоровья каждого студента формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

  1. Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности. Т.е., насколько сам студент понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность студента в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов образа жизни и окружающей среды. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько студент пополняет знания в этой области. Однако в настоящее время часто встречаются варианты несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании студента и его поведением. Т.е., когда образ жизни студента, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае недостаточна мотивация студента, т.е. осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему.
  2. Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Др. словами, от того, какие эмоции доминируют у студента, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Среди факторов, влияющих на состояние его здоровья эмоциональный фон, межличностные отношения, события трудовой деятельности, личные проблемы и т.д. Эмоциональный компонент личности может является основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. С др. стороны, положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма. Например, у оптимистов меньше вероятность заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, выздоравливают они также достоверно быстрее.
  3. Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, т.к. она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, потребностей, ценностей, установок, интересов, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления. Коммуникативность отражает способность студента к самокоррекции и самоконтролю, а также его психологическое здоровье.
  4. Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения студента. Сознательное и активное отношение к укреплению и сохранению своего здоровья требует от студента определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности) [8,9].

Психическое здоровье – это не только отсутствие выраженных психических расстройств, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений.

Различают следующие виды психологического воздействия.

  1. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора (назначение на должность и др.).
  2. Убеждение (аргументация). Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.
  3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Воздействия на психическое здоровье могут вызвать: 1.Стресс 2.Депрессию 3.Агрессию 4.Нервные расстройства. 5.Отрицательное побуждение к чему-либо и т.д.

Культура здоровья студенческой молодежи должна в обязательном порядке включать выполнение основных практико-деятельностных компонентов, обеспечивающих здоровье: рациональный труд; рациональное питание; рациональную двигательную активность; закаливание организма; личную гигиену; психогигиену; отказ от вредных привычек, активное взаимодействие с природой; самооздоровление; оптимальные личностные взаимоотношения; мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни. Любой из названных компонентов в той или иной степени активно влияет на одну или несколько функциональных систем организма. Вместе они создают условия для нормального функционирования организма и защиту его от неблагоприятных факторов жизнедеятельности и внешней среды [10,11,12].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что соблюдение здорового образа жизни студенческой молодежью гарантированно оказывает содействие укреплению и сохранению физического и психического здоровья, успешному обучению, накоплению физических и духовных сил, оказывает содействие формированию пролонгированной дееспособности, создает надежные предпосылки активной жизнедеятельности, материального и семейного благополучия, высокопроизводительной профессиональной работы, успешной карьеры и творческого долголетия. При этом решающее значение имеет культура ЗОЖ [2,4,5,13].

Читайте также

Список литературы

  1. Рекомендации по созданию единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций в Российской Федерации. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 30 с.
  2. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  3. Панихина А.В. Физиологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2011. Т. 151. № 3. - С. 248-250.
  4. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. - №4. – С.133-137.
  5. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов /Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. — 556 с.
  6. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Борзенко Д., Глаголева К., Норкина Е., Розина К., Тремаскина Ю. Характеристика адаптационных возможностей студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. – 2014. - № 4(36). – С.97.
  7. Поляров А.С., Кузьмин А.А., Панихина А.В. Здоровый студент - будущее России // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. № 3. - С.69-73.
  8. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
  9. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Культура и образование. - 2014. - № 6 (10). - С. 25.
  10. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка функциональных возможностей студентов // Исследования в области естественных наук. - 2014. - № 4 (28). - С. 4.
  11. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Исследование распространенности табакокурения среди студенческой молодежи // Исследования в области естественных наук. - 2014. - № 5 (29). - С. 5.
  12. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка физического здоровья студентов с различными типами телосложения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №5-2(37). – С.47.
  13. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Шуканов А.А. Физиологическая реакция организма первокурсников на условия обучения в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2008. № 3. - С.66-68.

Цитировать

Тремаскина, Ю.Н. Культура здоровья студентов в современных условиях информационного общества / Ю.Н. Тремаскина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3178 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться